ЕС и ЦА в обновлении стратегических отношений

ЕС и ЦА в обновлении стратегических отношений

Спустя 12 лет разработана новая Стратегия Европейского Союза по Центральной Азии. Об отношениях стран Центральной Азии с европейскими странами и о том, что может дать новая стратегия Узбекистану.

Европейским Союзом (ЕС) разработана новая Стратегия по Центральной Азии (ЦА) «ЕС и ЦА: новые возможности для укрепления партнерства», которую планируется представить 7 июля 2019 года в г.Бишкеке на очередной, 15-й по счету, встрече министров иностранных дел стран ЦА и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности (последняя встреча проведена была в ноябре 2018 года в Брюсселе).

Новая Стратегия должна будет заменить действующую с 2007 года Стратегию «ЕС и ЦА: новое партнерство в действии», которая заметно способствовала укреплению связей между ЕС и странами ЦА по многим сферам сотрудничества. По мнению официальных представителей ЕС, необходимость принятия новой Стратегии обосновывается возникшими новыми геополитическими реалиями, а также растущими потребностями и возможностями в расширения сотрудничества.

Новая Стратегия подготовлена в соответствии с «Глобальной Стратегией ЕС по внешней политике и политике безопасности», принятой в конце 2016 года. В этой Стратегии, в частности, отмечается важность Азии для Европы и Европы для Азии, говорится, что мир и стабильность в Азии являются необходимыми предпосылками для процветания Европы, указывается, что в связи с этим будет активизирована экономическая дипломатия и расширено участие ЕС в сфере безопасности в Азии.

Кроме этого, новая Стратегия ЕС по ЦА также увязывается с разработанным в 2018 году Еврокомиссией и Верховным представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности «Совместным сообщением: соединяя Европу и Азию – строительные блоки для стратегии ЕС». В этом сообщении излагается видение ЕС новой и всеобъемлющей стратегии по усилению взаимодействия Европы и Азии. В стратегии отмечается, что Азия включает в себя разные регионы со странами, имеющими различные экономические модели и уровни развития, в связи с чем ЕС будет работать с ними в трех следующих основных сферах:

- создание транспортных связей, энергетических и цифровых сетей и укрепление взаимосвязи между людьми;

- предложение партнерских связей между странами и организациями в Азии;

- продвижение устойчивого финансирования путем использования разнообразных финансовых инструментов.

Контуры новой стратегии

Проект новой Стратегии в форме Совместного коммюнике под названием «ЕС и ЦА: новые возможности для укрепления партнерства» был подготовлен Еврокомиссией и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и размещен на сайте Евросоюза 15 мая 2019 года.

В документе, в частности, отмечается, что в результате реализации «Стратегии ЕС по Центральной Азии», принятой в 2007 году, между ЕС и странами ЦА достигнут высокий уровень сотрудничества. Важность для ЕС поддержания партнерских отношений со странами Центральноазиатского региона обуславливается следующими факторами:

- стратегическим географическим положением региона на перекрестке Европы и Азии;

- значимой долей региона в объеме импорта энергоносителей в страны ЕС;

- рыночным потенциалом региона с населением более 70 миллионов жителей;

- заинтересованностью ЕС в региональной безопасности.

В связи с этим ЕС выступает в поддержку происходящих в ЦА изменений, связанных с активизацией регионального сотрудничества, которое получило новый импульс на неформальном саммите глав государств ЦА в марте 2018 года в Астане и привело к расширению торговли, кооперационных связей и возможностей по взаимным поездкам граждан.

Учитывая наличие у стран ЦА общих региональных проблем, опыт ЕС в области выработки совместных решений может быть для них актуален. Интересам региональной безопасности отвечают инициативы стран ЦА по укреплению сотрудничества с Афганистаном, что также создает новые условия для усилий ЕС по содействию мира в этой стране. Кроме этого, более активная роль отдельных стран ЦА в участии по решению как региональных, так и глобальных вопросов также расширяет возможности для сотрудничества с ЕС в достижении общих целей.

В докладе отмечается, что ЕС для стран ЦА может рассматриваться как ведущий донор и партнер, заинтересованный в процессе реформ и экономических преобразований, источник качественных инвестиций и современных технологий и сторонник расширения регионального сотрудничества стран региона и их интеграции в мировую торговую систему.

Стратегия ЕС по сотрудничеству со странами ЦА направлена на создание более прочного и современного партнерства, которое не носит характера исключительности, базируется на том, чтобы регион развивался самостоятельно как устойчивое и взаимосвязанное экономическое и политическое пространство.

В связи с этим сотрудничество ЕС со странами региона ЦА будет основываться на следующих взаимосвязанных приоритетах.

  1. Партнерство во имя устойчивости предусматривает прогнозирование и рассмотрение вызовов, затрагивающих социально-экономические цели и безопасность стран региона, а также расширение их возможностей по проведению реформ и модернизации. При этом ЕС будет содействовать продвижению демократии, прав человека и верховенства права, активизировать сотрудничество по выполнению парижских климатических обязательств и решению трансрегиональных экологических проблем с тем, чтобы превратить их в возможности, а также активизировать сотрудничество в области миграции.
  2. Партнерство во имя процветания, содействующее созданию здорового и открытого инвестиционного климата, развитию конкурентоспособного частного сектора, а также навыков, исследований и инноваций, особенно среди молодежи. При этом будет осуществляться содействие по устранению структурных ограничений внутрирегиональной торговли и инвестиций среди стран региона и их устойчивому взаимодействию, а также поддержка вступлению в ВТО государств ЦА, которые стремятся стать членами данной организации.
  3. Улучшение совместной работы будет включать в себя укрепление архитектуры партнерства со странами ЦА, активизацию политического диалога и создание возможностей для участия гражданского общества. При этом ЕС будет укреплять общественную дипломатию, чтобы показать преимущества партнерства для стран региона и его граждан.

Учитывая специфику развития каждой страны региона, ЕС будет стремиться к углублению своего взаимодействия с теми из них, которые желают и способны развивать отношения. Кроме этого, ЕС будет стремиться работать также с третьими странами и международными организациями, если такое расширенное участие будет способствовать достижению общих целей ЕС и его Стратегии.

В обновленной Стратегии ЕС по ЦА также указывается, что новые двусторонние «Соглашения об углубленном партнерстве и сотрудничестве» (Enhanced Partnership and Cooperation Agreement - EPCA), которые ЕС подписал с Казахстаном и может подписать с другими странами ЦА, будут являться основой для перехода партнерства на новый уровень сотрудничества.

Двусторонний формат отношений

При заключении с другими странами двусторонних соглашений о сотрудничестве в соответствии с установленными процедурами, ЕС, прежде всего, обращает внимание на достигнутый в стране уровень демократии, соблюдения прав человека и верховенства права, выполнения международных протоколов и конвенций в области охраны труда, защиты окружающей среды, а также на интенсивность проводимых в стране реформ по улучшению показателей в указанных сферах. При этом подписанное соглашение вступает в силу только после его одобрения всеми странами-участниками ЕС и его ратификации Европарламентом.

В настоящее время ЕС на двустороннем уровне имеет действующие соглашения о сотрудничестве со всеми странами ЦА, в частности:

- Казахстан в декабре 2015 года заключил с ЕС новое «Соглашение о расширенном (углубленном) партнерстве и сотрудничестве (СРПС) (действует с мая 2016 года), которое заменило просто «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), действовавшее с 1999 года (подписано в январе 1995 года);

- Кыргызстан в феврале 1995 года заключил СПС с ЕС (действует с июля 1999 года), а с декабря 2017 года ведет с ним переговоры по заключению нового соглашения об углубленном партнерстве;

- Узбекистан в июне 1996 года заключил СПС с ЕС (действует с июля 1999 года), а в 2017 году предложил обновить данное соглашение. В связи с этим в ноябре 2018 года с ЕС официально начаты переговоры по заключению нового соглашения об углубленном партнерстве;

- Таджикистан в октябре 2004 года заключил СПС с ЕС (действует с января 2010 года), а в ноябре 2018 года выразил желание провести с ним переговоры по заключению нового соглашения о сотрудничестве;

- Туркменистан с августа 2010 года сотрудничает с ЕС по «Промежуточному соглашению по вопросам торговли», в то же время подписанное еще в 1998 году СПС до сих пор не ратифицировано странами-членами ЕС и Европарламентом.

В странах ЦА, имеются представительства Евросоюза, в Туркменистане планируется его открытие в 2019 году.

По информации представителя ЕС по вопросам международного сотрудничества и развития, объем помощи, предоставленной странам ЦА со стороны ЕС на обеспечение верховенства права, управление границами, стимулирование торговли, защиту окружающей среды и водных ресурсов в период с 2014 по 2020 годы превысит 1 млрд. евро (долгосрочный бюджет ЕС рассчитывается на 7 лет, в связи с этим программы содействия также составляются на семилетний период).

На 2019 год ЕС объявил о новом наборе региональных программ для ЦА на сумму 124 млн. евро для поддержки частного сектора, торговли и инвестиций в регионе, помощи в защите окружающей среды, противодействия изменению климата, а также для содействия в области верховенства права и регионального сотрудничества.

Источник: сайт ЕС «ЕС строит прочные современные партнерские отношения с ЦА»

Показатели внешнеторгового оборота стран ЦА с ЕС, РФ и КНР (млрд. долл.)

Страны

Общий внеш. торг. оборот (ТО)

с Евросоюзом

с Россией

с Китаем

ТО

Уд. вес

(%)

ТО

Уд. вес (%)

ТО

Уд. вес (%)

Казахстан

84,4

37,7

45

17,6

21

11,7

14

Узбекистан

33,9

3,7

11

5,7

17

6,4

19

Кыргызстан

6,0

0,5

8

1,9

32

2,0

33

Таджикистан

4,3

0,3

7

0,9

21

1,5

35

Туркменистан

17,9

1,6

9

0,5

3

8,4

47

Источник: статданные указанных стран и материалы публикаций в сети интернет

Среди стран ЦА наибольший объем товарооборота с ЕС имеет Казахстан, для которого ЕС является первым торговым партнером с удельным весом 45% от общего товарооборота. При этом Казахстан – единственная страна, которая продает в ЕС больше (почти в 5 раз), чем покупает, в основном, за счет экспорта энергетических продуктов (минеральное сырье и топливо).

Остальные страны ЦА имеют значительное отрицательное сальдо в торговле с ЕС и первым торговым партнером для них является Китай, а вторым – Россия. Для Туркменистана основной торговый партнер Китай, на долю которого приходятся 47% внешнего товарооборота за счет поставок природного газа. При этом, по заявлениям туркменских представителей, ЕС также проявляет интерес к поставкам туркменского газа на европейский рынок и готов содействовать привлечению инвестиций для строительства Транскаспийского газопровода (из Туркменистана по дну Каспийского моря в Баку и далее в Турцию и Грузию), что даст возможность нарастить товарооборот с ЕС. В то же время Туркменистан с 15 апреля 2019 года возобновил поставки газа в Россию, товарооборот с которой по итогам 2018 года составил всего 444 млн. долларов.

Режимы преференций в торговле с ЕС

Развивающимся странам (экономика с низким или средним уровнем дохода – ВНД на душу населения ниже 4036 долл.) ЕС предоставляет таможенные льготы на экспорт товаров на европейский рынок по «Generalized System of Preferences» (GSP) – «Всеобщей системе преференций» (ВСП) по стандартной номенклатуре товаров (около 3000 наименований, охватывает почти все промышленные товары и часть сельскохозяйственных товаров) и ВСП+ (включает более 6200 наименований аналогичных товаров).

Из стран ЦА Казахстан, где ВНД на душу населения превысил установленный порог, в 2014 году был выведен из списка получателей преференций. Кыргызстан с 2016 года после выполнения дополнительных условий (ратификация 27 международных конвенций в области прав человека и трудовых прав, окружающей среды и эффективного управления) получил преференции ВСП+, что позволило ему значительно нарастить экспорт в ЕС (в 2018 году на 40%). А Узбекистан и Таджикистан пользуются в настоящее время стандартной ВСП и предпринимают соответствующие меры для получения ВСП+.

Кроме этого, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в торговле с ЕС используют также режим «Наиболее благоприятствуемой нации» (НБН) – (Most-Favored Nation – MFN), который предоставляет одинаковые условия для торговли по сравнению с другими странами без какого-либо ущемления. При этом, если наименование товара входит в перечень (ВСП+), то таможенная ставка на импорт данного товара в ЕС по данному режиму, как правило, будет ниже, чем по режиму ВНП. При этом следует учитывать, что Кыргызстан и Таджикистан являются членами ВТО и для экспорта товаров на рынок ЕС по режиму НБН они пользуются равными с другими странами-членами ВТО условиями.

Источник: публикация гендиректората по торговле Еврокомиссии «ВСП Евросоюза» за февраль 2019 г.

Какие из режимов (ВСП или НБН) использовали Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в торговле с ЕС в 2017 году можно увидеть из приведенной диаграммы, которая показывает, что Узбекистан преимущественно пользовался стандартным режимом ВСП, тогда как Кыргызстан – в основном, НБН, а Таджикистан – в равной степени обоими режимами.

Узбекистан в торговле с ЕС

По данным публикации ЦБ, в 2018 году внешнеторговый оборот Узбекистана по торговле товарами, с учетом торговли золотом и корректировок, составил 29,6 млрд. долл., из них объемы экспорта и импорта составили, соответственно, 11,4 млрд. долл. и 18,3 млрд. долл., а отрицательное сальдо торгового баланса – минус 6,9 млрд. долл. При этом немонетарного золота было экспортировано на 2,9 млрд. долл. (70 тонн), а природного газа – на 2,66 млрд. долл. (14,87 млрд. куб. м).

Из стран Европы в 2018 году наибольший объем товарооборота Узбекистана пришелся на Швейцарию – 3151 млн. долл. (из них экспорт – 3001 млн. долл. (28,2%), импорт – 150 млн. долл. (0,8%)), а также на Турцию – 1844 млн. долл. (из них экспорт – 721 млн. долл. (6,8%) и импорт – 1123 млн. долл. (5,9%)). Обе эти страны не входят в Евросоюз. При этом в Швейцарию экспортировалось, в основном, немонетарное золото, а в Турцию – черные и цветные металлы на 560,4 млн. долл. и химическая продукция на 106,3 млн. долл.

Товарооборот Узбекистана со странами ЕС в 2018 году составил 3,73 млрд. долл. (в 2017 г. – 3,1 млрд. долл.). При этом импорт составил 3,4 млрд. долл., почти в десять раз превысив экспорт – 0,33 млрд. долл., а отрицательное сальдо в торговле составило минус 3,01 млрд. долл. Из стран ЕС в пятерку лидеров по товарообороту с Узбекистаном вошли Германия, Литва, Латвия, Италия, а также Франция, которая оказалась единственной страной ЕС, куда Узбекистан продал больше, чем купил.

Показатели внешней торговли Узбекистана с странами ЕС в 2018 году (млн. долл.)

Страны ЕС

экспорт

уд. вес

(%)

импорт

уд. вес

(%)

Сальдо товаро-оборота

Товаро-оборот

1

ГЕРМАНИЯ

22

0,2

852

4,5

- 830

874

2

ЛИТВА

14

0,1

781

4,1

- 767

795

3

ЛАТВИЯ

36

0,3

461

2,4

- 425

497

4

ИТАЛИЯ

12

0,1

328

1,7

- 316

340

5

ФРАНЦИЯ

164

1,5

103

0,5

61

267

6

ПОЛЬША

36

0,3

117

0,6

- 81

153

7

НИДЕРЛАНДЫ

10

0,1

130

0,7

- 120

140

8

АВСТРИЯ

0

0,0

101

0,5

- 101

101

9

ЧЕХИЯ

4

0,0

87

0,5

- 83

91

10

БЕЛЬГИЯ

4

0,0

81

0,4

- 77

85

11

ЭСТОНИЯ

16

0,1

43

0,2

- 27

59

12

ИСПАНИЯ

1

0,0

51

0,3

- 50

52

13

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

8

0,1

42

0,2

- 34

50

14

ВЕНГРИЯ

0

0,0

46

0,2

- 46

46

15

СЛОВЕНИЯ

0

0,0

32

0,2

- 32

32

16

ФИНЛЯНДИЯ

-

0,0

29

0,2

- 29

29

17

ИРЛАНДИЯ

-

0,0

24

0,1

- 24

24

18

РУМЫНИЯ

1

0,0

23

0,1

- 22

24

19

БОЛГАРИЯ

3

0,0

17

0,1

- 14

20

20

ДАНИЯ

0

0,0

15

0,1

- 15

15

21

ШВЕЦИЯ

0

0,0

10

0,1

- 10

10

22

СЛОВАКИЯ

0

0,0

9

0,0

- 9

9

23

ГРЕЦИЯ

1

0,0

3

0,0

- 2

4

24

ЛЮКСЕМБУРГ

-

0,0

4

0,0

- 4

4

25

ПОРТУГАЛИЯ

2

0,0

1

0,0

1

3

26

КИПР

0

0,0

1

0,0

- 1

1

27

ХОРВАТИЯ

0

0,0

0

0,0

0

0

28

МАЛЬТА

0

0,0

0

0,0

0

0

ИТОГО

334

3391

- 3057

3725

Источник: публикация ЦБ «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Республики Узбекистан»

По итогам 2018 года из стран ЕС в первую двадцатку стран, в которые Узбекистан экспортировал хлопко-волокно и плодоовощную продукцию, вошла только Латвия, куда было поставлено указанных видов товаров всего на 0,5 и 4,6 млн. долл. соответственно. Текстильной продукции из Узбекистана в 2018 году было экспортировано на 1,6 млрд. долл., в то же время из стран ЕС данная продукция была поставлена только в Польшу на 22,8 млн. долл., Италию на 9,3 млн. долл. и Германию на 4,6 млн. долл. Основную долю экспорта Узбекистана в страны ЕС составляет продукция химической отрасли и промышленные товары, которые по итогам 2017 года составили 53% и 27% соответственно.

При этом, несмотря на то, что в 2018 году экспорт плодовоовощной продукции из Узбекистана составил 874,5 млн. долл., доля экспорта данной продукции на европейский рынок крайне незначительна, так же, как и доля экспорта текстильной продукции. В связи с этим улучшению условий для наращивания экспорта указанных видов продукции на европейский рынок может способствовать также скорейшее получение Узбекистаном преференциального режима (ВСП+), что даст возможность беспошлинно ввозить в ЕС товары более 6200 наименований.

Источник: публикация на сайте ЕС «Отношения ЕС–Узбекистан. Справочный материал»

В соответствии с утвержденной Еврокомиссией «Многофункциональной индикативной программой для Узбекистана на 2014-2020 гг.» приоритетным направлением сотрудничества в указанный период выбрано содействие развитию сельских регионов, потенциал которых, по мнению авторов документа, имеет большие резервы и его раскрытие может сыграть ключевую роль в решении вопросов занятости, повышения уровня благосостояния, продовольственной безопасности и охраны природных ресурсов. В рамках данной программы на семилетний период ЕС выделено 168 млн. евро (ежегодно около 24 млн. евро) на реализацию проектов, связанных с устойчивым управлением природными ресурсами, занятостью и созданием источников доходов в сельской местности.

В частности, в апреле 2019 года был запущен пятилетний проект по развитию в Узбекистане животноводства, на реализацию которого ЕС выделил 15 млн. евро, а Всемирный банк 150 млн. долл. Кроме этого, в целях расширения прав и возможностей населения по получению качественных госуслуг, в том числе в сельских районах, на реализацию проекта «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских регионах» в текущем году ЕС выделено 10 млн. евро.

Актуальные направления сотрудничества

Возвращаясь к тексту новой «Стратегии ЕС по Центральной Азии», следует отметить, что для Узбекистана актуальными являются также следующие вопросы, по которым ЕС заинтересован оказывать странам ЦА содействие:

- поддержка трансформации экономики с целью ослабления зависимости от сырьевых товаров или экспорта с низкой добавленной стоимостью, а также от денежных переводов трудовых мигрантов в диверсифицированную и конкурентоспособную экономику частного сектора, которая может создавать рабочие места, интегрироваться в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки и предоставлять равные условия и возможности для всех хозяйствующих субъектов;

- поощрение и поддержка вступления в ВТО, что будет способствовать повышению международной конкурентоспособности страны и ее интеграции в глобальные производственно-сбытовые цепочки;

- развитии действующих торговых коридоров между Европой и Азией, а также расширение Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) на соседние страны ЕС с целью достижения сбалансированных и устойчивых наземных транспортных связей между Востоком и Западом, а также Севером и Югом;

- расширение сотрудничества в цифровой экономике, придание особого внимания расширению доступа к недорогим, открытым и безопасным широкополосным соединениям и цифровой инфраструктуре, продвижение цифровой грамотности и навыков, развитие цифрового предпринимательства и создание рабочих мест, а также развитие таких областей, как электронное правительство (e-Government) и электронное образование (e-Education);

- поддержка межрегионального и внутрирегионального сотрудничества для наращивания потенциала и повышения качества образования, высшего образования и профессионального образования, а также обучения, способствование синергии между системами образования и рынком труда, а также цифровым образованием.

В то же время как старая, так и новая стратегии Евросоюза нацелены, в основном, на стимулирование и оказание странам ЦА большей частью технического содействия для разработки и принятия ими самими соответствующих стратегий и долгосрочных программ развития. Это должно повышать заинтересованность и ответственность самих стран, в том числе органов госуправления, а также частных структур в проведении в стране необходимых реформ, способствующих ускоренному развитию.

Юрий Кутбитдинов

Экономическое обозрение №5 (233) 2019

Поделиться постом

Похожие новости