Бюджетные планы 2021: особое внимание социальной сфере и здравоохранению

Бюджетные планы  2021: особое внимание социальной сфере и здравоохранению

На совещании под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, состоявшемся 19 октября с.г., обсуждены параметры государственного бюджета страны на 2021 год. Президентом отмечено, что на планирование поступлений и расходов бюджета на предстоящий год существенным образом сказывается снижение экономической активности на глобальном и локальном уровнях, вызванное продолжающейся пандемией коронавируса.

В результате предпринятых с начала текущего года своевременных и действенных мер обеспечивается выполнение параметров государственного бюджета на текущий год, что позволило направить на преодоление последствий пандемии 13,4 трл. сумов.

Президентом на совещании указано, что при планировании бюджета на 2021 г. необходимо предусмотреть эффективные меры по формированию необходимых финансовых ресурсов с учётом продолжающегося сокращения мирового экономического роста. В целях обеспечения макроэкономической стабильности и прогнозного уровня поступлений в бюджет поставлена задача по реализации мер для достижения роста ВВП по меньшей мере на 5,1 процента в 2021 году. Прогнозируется, что это будет обеспечено за счёт роста в промышленности 5,8 процента, в строительства 6,5 процента, в сфере услуг 6,4 процента и сельском хозяйстве 2,7 процента. Целевые показатели роста ВВП на последующие 2022 и 2023 годы, намечены, соответственно, на на уровне не ниже 5,8 и 5,4 процента. Примечательно, что благодаря мерам по сдерживанию инфляции прогноз этого показателя в 2020 г составляет 11,0-11,5 процентов, что значительно ниже уровня 15,2 процента в 2019 г. В 2021 инфляция прогнозируется на уровне 9,0-10,0 процента. Президентом указано на необходимость мер по недопущению роста дефицита бюджета выше 5,4 процента.

Реальные доходы на душу населения в 2021в сравнении с ожидаемым показателем текущего года, согласно прогнозным расчётам, возрастут на 7,5 процента и в последующие годы, соответственно на 8,9 и 8,1 процента.

На совещании отмечено, что бюджетные поступления могут быть существенно пополнены за счёт реализации целенаправленных мер по сокращению теневой экономики, легализации около 600 тысяч рабочих мест, расширения перечня продукции, подлежащей обязательной маркировке, дальнейшего совершенствования таможенного регулирования и контроля. Соответствующим ведомствам Президентом дано поручение обеспечить поступление в бюджет дополнительно 2 трл. сумов за счет завершения до конца текущего года полного учёта имущества посредством интеграции баз данных 53 ведомств. В связи с этим 7 сентября текущего года Президентом был подписан Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров», направленный на внедрение новой системы управления, обеспечение полноты и цифровизации учета земли и связанных с ней ресурсов.

В числе основных функций нового Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, образованному в соответствии с Указом определены:

  • обеспечение реализации единой государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
  • государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
  • ведение государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений.

Президентом поставлена задача увеличения налоговых поступлений за счёт расширения объёмов производства крупных налогоплательщиков. Было отмечено, что за счёт полного покрытия спроса в природном газе со стороны населения и производителей, а также обеспечения мер по своевременной оплате есть возможность получить дополнительно 500 млрд. сумов акцизных налогов. За счёт мер по бесперебойной поставке электроэнергии внутренним потребителям в следующем году имеется возможность пополнения бюджета дополнительно на сумму около 250 млрд. сумов налогов на добавленную стоимость. За счет полного возобновления работы транспорта в 2021 г. поступления в бюджет преполагается довести до показателей 2019 года.

На следующий год прогнозируется увеличение объёма капитальных вложений на 18 процентов: с ожидаемой в текущем году общей суммы 208 191 млрд. сум до 246 299 млрд. сум. Из общей суммы инвестиций 22,1 процента будут направлены из средств централизованных источников (бюджета, Фонда реконструкции и развития и под гарантии Правительства) и 77,9 процентов из средств предприятий, банковских кредитов, долговых обязательств, а также зарубежных инвестиций и кредитов.

В 2021 году на социальную сферу планируется направить на 15 процентов больше финансирования по сравнению с текущим годом. Предполагается увеличить охват детей дошкольным образованием до 70 процентов с доведением, за счёт мер государственного стимулирования, доли частного сектора в этой сфере до 25 процентов. Планируется увеличить расходы на школьное образования на 16 процентов. Так, из бюджета на подключение школ к сети интернет будет выделено 100 миллиардов сумов, а также 200 миллиардов сумов на закупку оборудования. В рамках Концепции развития науки в Фонд инновационного развития и поддержки новаторских идей намечается направить 100 миллиардов сумов, что вдвое больше чем в текущем году.

Особое внмание будет уделено сфере здравоохранения, куда в следующем году предполагается направить около 20 трл. сумов: 3 трл. сумов на мероприятия по борьбе с коронавирусом и 1,8 трл. сумов на закупку лекарственных средств. Впервые намечается довести до 100 процентов охват медицинскими услугами пациентов, нуждающихся в гемодиализе за счёт направления средств бюджета в сумме 130 млрд. сумов. На онкогематологию в 2021 г. впервые будет выделено около 90 миллиардов сумов, а также 7 процентов поступлений от акцизного налога на табачную продукцию, которые будут перечисляться в Фонд по содействию оздоровлению лиц, страдающих онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями.

В числе мер по сокращению бедности с 1 января 2021 г. намечается запуск единого автоматизированного социального реестра, охватывающего все регионы. Число малообеспеченных семей, получающих социальные пособия, по сравнению с началом 2020 года будет увеличено вдвое. Будут продолжены системные меры по сокращению числа малообеспеченных семей посредством создания рабочих мест, привлечения населения к предпринимательству, государственной поддержки ремесленничества и самозанятых граждан. На ассигнование субсидий в поддержку предпринимательства планируется направить более 3 трл. сумов, по 250 млрд. сумов намечается направить в Фонд содействия занятости Фонд общественных работ.

В следующем году году на обеспечение жильем круглых сирот из средств бюджета будет выделено 30 млрд сумов.

Президентом Ш.Мирзиёевым поставлены задачи по расширению полномочий местных кенгашей в вопросах формирования и расходования средств местных бюджетов, а также обеспечению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.

Улугбек Сайдиев, ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости