ЦЭИР оценил факторы, способствующие поступлению в высшие учебные заведения

ЦЭИР оценил факторы, способствующие поступлению в высшие учебные заведения

Чтобы оценить эффективность стремления к обучению среди молодежи, экспертом Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Бахтиером Исмаиловым было проведено исследование, которое определило основные факторы, способствующие дальнейшему стремлению к обучению.

Большинство ранних исследований человеческого капитала сконцентрировано на количестве лет обучения. Однако это не очень совершенный показатель для оценки качества навыков и умений, приобретаемых учениками, в частности, при сравнении человеческого капитала в различных регионах страны.

Поэтому эффект от стремления к обучению среди молодежи был измерен по уровню (горизонтальная строка из четырех цветов) выпускников школ на основе показателей зачисления в высшие учебные заведения по четырем категориям (разноцветные шкалы в строке – синий, желтый, зеленый, фиолетовый).

Рис. 1. Показатели уровня поступления в высшие учебные заведения по регионам Узбекистана в 2020 году

Показатели поступления в вузы представлены в четырех категориях (см. рис.1). Поскольку все четыре категории оцениваются одинаковым показателем, ни одна из этих категорий не была исключена при оценке качества образования.

Тем не менее, с помощью кластерного анализа регионы были разделены на пять групп на основе всех четырех категорий.

Справочно:

Кластерный анализ в машинном обучении подразумевает распределение выборок по группам (кластерам) на основе найденных центроидов. Данные, принадлежащие к одному кластеру, должны быть похожи друг на друга и быть максимально несхожими с данными, принадлежащими к другим кластерам. В данном исследовании был использован метод Calinski-Harabasz для оценки оптимального количества кластеров в наборе данных, которое равно пяти.

Рис. 2. Оценка уровня поступления в высшие учебные заведения по разделенным кластерам в 2020 году

- В 1-ый кластер попали регионы с наибольшей концентрацией не поступивших в высшие учебные заведения и наименьшим значением показателя приема до 30% и более 30%.

- Во 2-ой кластер входят регионы с наибольшей концентрацией поступающих в высшие учебные заведения от 1% до 10% и наименьшим значением показателя приема до 30% и более 30%.

- В 3-ий кластер вошли регионы со средними значениями по всем четырем категориям.

- В 4-ом кластере указаны регионы с более высокими значениями показателя поступления в вузы до 30% и более 30%.

- В последний 5-ый кластер вошли регионы с наибольшим значением показателя уровня поступления в вузы более 30% и наименьшими значениями других показателей. (см. рис. 2).

Первоначально было использовано более 20 переменных для каждого региона, чтобы определить соответствующие факторы, которые могут повлиять на среду, влияющую на дальнейшее продвижение молодых людей в обучении. Однако анализ показал, что только 6 переменных имеют линейную взаимосвязь и при этом являются статистически значимыми при оценке эффективности стремления к обучению среди молодежи.

Такие факторы, как уровень безработицы, уровень дохода, возможности для обучения (с учетом соотношения учитель/ученик): школы и количество учеников, среднее количество учителей в школе и их квалификация, были выявлены как статистически значимые.

Основные выводы

Уровень безработицы и уровень доходов являются основными показателями для оценки социально-экономического статуса студентов и их родителей. Данная гипотеза была выведена и другими учеными, которые утверждали, что студенты с высоким уровнем дохода с большей вероятностью поступят в вузы, и отмечали, что вероятность окончания университета будет расти с ростом семейного дохода. Кроме того, они обнаружили, что доход семьи во время достижения ребенком возраста 15-16 лет является важным фактором для его последующего поступления в вуз.

Другие факторы - отношение максимальной вместимости школы и количества учеников, среднее количество учителей, квалификация преподавателей также непосредственно влияют на академическую подготовку учеников. То есть, нехватка квалифицированных учителей, а также превышение числа обучающихся учеников над максимальной вместимостью школы, приводит к снижению контроля со стороны учителя за процессом обучения учеников, что в конечном итоге снижает академическую успеваемость.

В целом, результаты показывают, что низкий уровень безработицы, снижение уровня бедности и повышение качества академической подготовки играют решающую роль в создании среды для увеличения числа выпускников общеобразовательных школ, поступающих в высшие учебные заведения.

Полную версию статьи Бахтиёра Исмаилова «О факторах, определяющих стремление к обучению» читайте в 11 номере журнала «Экономическое обозрение».


Поделиться постом

Похожие новости