Цифровизация автомобильных перевозок

Цифровизация автомобильных перевозок

В последнее время в Узбекистане уделяется огромное внимание развитию транспортной инфраструктуры, в том числе дальнейшему совершенствованию и повышению конкурентоспособности автотранспортной системы. Обеспечена пространственная связанность всех регионов республики, проводятся структурные реформы в сфере пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, в том числе повышается комфорт и безопасность дорожного движения в соответствии с международными стандартами.

Высокие темпы экономического роста и повышение доходов населения за последние годы привели к резкому увеличению количества используемых автомобилей, объемов грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых различными автотранспортными средствами. Это предопределяет необходимость расширения автодорожной и придорожной сетей в соответствии с темпами социально-экономического развития страны для обеспечения возрастающих потребностей в перевозках различного вида, в том числе транзите грузов и пассажиров из стран Центральноaзиатского региона и дальнего зарубежья.

Прогнозные расчеты дальнейшего экономического развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, а также оценки специалистов показывают значительное увеличение объема отправления грузов автомобильным транспортом, по сравнению с 2019 годом. Темп роста объемов грузоперевозок по отношению к 2019 году в 2025 году составит 1,42 раза, в 2030 году – в 1,72 раза и возрастет в 2035 году в 2,1 раза.

Положительная динамика наблюдается и в сфере перевозок пассажиров и пассажирооборота: за период 2010-2019 гг. объемы выросли соответственно на 51,4% и 67,6%. При оценке данных индикаторов развития на перспективу необходимо также принять во внимание осуществляемые за последнее время в Узбекистане крупномасштабные реформы по расширению внутреннего и международного туризма, в том числе с использованием пассажирского автомобильного транспорта.

Географический фактор

Принимая во внимание выгодное географическое расположение, в Узбекистане прорабатываются меры, направленные на формирование и реализацию с соседними странами взаимовыгодной согласованной региональной политики по развитию транспортных коммуникаций за счет:

  • дальнейшего развития сотрудничества стран Центральной Азии в осуществлении проектов в рамках ШОС и СНГ;
  • строительства в соответствии с передовыми международными стандартами скоростных платных автомобильных дорог с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка;
  • взаимодействия по формированию транспортно-транзитного коридора Узбекистан–Афганистан–Пакистан (так называемого «Кабульского коридора»), открывающего широкие перспективы для развития автомобильной (на участке, где не проложена железнодорожная линия) и железнодорожной сетей, расширения взаимного товарооборота между странами Европы, России, Центральной Азии, Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии;
  • участия в реализации глобальной инициативы Китая «Один пояс – один путь» с созданием сухопутного экономического коридора Китай–Центральная Азия–Западная Азия с выходом к Средиземному морю через Турцию.

Автодорожные ориентиры

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание приоритетность дальнейшего развития местных и международных путей сообщения для обеспечения стабильного экономического роста и интеграции нашей страны в мировую систему, Указом Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года №УП-5890 «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» первостепенной задачей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики определены дальнейшее развитие транспортного потенциала страны и расширение его экспортных возможностей.

Для решения поставленных целей предусмотрены комплексные меры и механизмы реализации конкретных задач, в том числе по:

  • повышению транзитного и логистического потенциала республики за счет развития и модернизации современных разветвленных сетей автомобильных дорог и мостов международного значения, скоростных автомагистралей, увеличению их пропускной способности, а также их интеграции в международные транспортные коридоры;
  • внедрению современных автоматизированных систем управления транспортными потоками, во взаимосвязи с имеющимися и предусматриваемыми к реализации объектами дорожной и придорожной инфраструктуры, для более эффективного использования потенциальных возможностей;
  • повышению и поддержанию на надлежащем уровне качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, а также координации развития объектов придорожного сервиса.

Данные факторы обуславливают целесообразность дальнейшего ускоренного и опережающего развития и совершенствования в республике транзитных мощностей автодорог, дорожного хозяйства и придорожной инфраструктуры (объекты сервиса, здания, строения, сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования).

Анализ позволяет выделить три основные группы объектов придорожного сервиса по следующим направлениям и видам услуг:

  • объекты торговли продовольственными и промышленными товарами, мотели, кемпинги и гостиницы различного вида, площадки для кратковременного отдыха, охраняемые стоянки, рынки, объекты питания (чайханы, кафе, рестораны) и т.п.;
  • заправочные станции, станции технического обслуживания, шиномонтажные и другие мастерские, магазины автозапчастей, механизированные моечные пункты и стихийные мойки;
  • остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, пассажирские автостанции и автовокзалы.

При этом выявилось, что в республике практически отсутствуют крупные специализированные транспортно-экспедиционные предприятия или транспортно-логистические системы, структурированные в объединения межрегионального характера, осуществляющие системную организацию и информационное сопровождение грузовых или пассажирских перевозок в крупных масштабах с предоставлением широкого комплекса услуг.

Здесь уместно отметить, что именно развитие подобных специализированных интеграционных систем, объединяющих во взаимосвязанные на основе цифровых связей цепочки автомобильный транспорт, дорожно-эксплуатационные службы, всевозможные объекты сервиса, обеспечение безопасности, разветвленные сети информационного сопровождения и обслуживания могут устойчиво обеспечить клиентам высокое качество комплексных услуг в крупных масштабах, улучшить эффективность деятельности автотранспортного комплекса, расширить его возможности, повысить уровень привлекательности транспортной инфраструктуры для пользователей.

Роль цифровых технологий

Трансформации сложившихся в отрасли методов, осуществлению сдвигов структурного и технологического характера будут содействовать цифровые технологии. Цифровизация автотранспортного комплекса уже является объективным процессом, определяющим в значительной степени направления развития и конкурентоспособность самой отрасли и кооперирующихся с ней смежных сфер. Отдельные блоки, короткие цепочки связей уже созданы и приносят пользу участникам автотранспортного комплекса, но необходимо планомерно продолжать принимать меры по дальнейшему развитию придорожных сервисных услуг всех видов.

Важным направлением является организация мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, в том числе не только по Центральной Азии, но и в дальние зарубежные страны, с использованием разных видов транспорта, обеспечением возможности добраться до конечного пункта поездки по оптимальному маршруту с гарантированным уровнем комфорта и безопасности. Необходимы внедрение специальных компьютерных программных пакетов для выполнения, поддержки и мониторинга процессов в онлайн-режиме, с содержанием всей информационной базы в виде доступных электронных баз данных, а также проведение соответствующего обучения работников.

Задача цифровых сервисов в данном направлении заключается в гармонизации расписаний на различных видах транспорта и принадлежности в их любой комбинации, учете и контроле начала и завершения этапов перевозки, сопровождения багажа при использовании пассажиром единого электронного билета. Для этого должна быть разработана и задействована единая цифровая платформа мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, обеспечивающая «сквозной» сервис (в том числе единый «сквозной» тариф) при транспортировке транзитных контейнерных грузов и пассажиров.

При разработке и внедрении в эксплуатацию таких систем необходимо предусмотреть возможность привлечения к соответствующим работам по развитию и обслуживанию инфраструктуры субъектов малого бизнеса, семейного предпринимательства, самозанятых, что при сравнительно малых затратах средств повысит эффективность и ответственность за результаты. Сопутствующим, но важным фактором этого будет социальная составляющая, направленная на сокращение бедности, создание постоянных рабочих мест, в том числе для женщин и молодежи в самых отдаленных местностях.

Привлечение инвестиций, в том числе прямых иностранных в отрасль, для внедрения современных цифровых технологий, развития IT-сетей, соответствующих приложений и платформ современного поколения поможет решить ряд серьезных проблем, которые снижают эффективность транспортной системы и придорожной инфраструктуры страны.

Продолжающаяся глобализация, нарастание потребностей в грузовых и пассажирских перевозках на длительные расстояния и другие аналогичные факторы обуславливают необходимость оперативного решения стоящих перед автомобильной и сопряженных с ней сферами деятельности следующих задач:

  • дальнейшее развитие автодорожных сетей, в том числе реализация инвестиционных проектов по строительству автомагистралей на цементобетонной основе, нового тоннеля через перевал Камчик и других;
  • внедрение соответствующих международным требованиям цифровых программ автоматического весогабаритного контроля, без остановки транспортных единиц на всех дорогах международного значения и автомагистралях;
  • внедрение современных IT-технологий и программ по осуществлению мониторинга состояния автомобильных дорог, сбору и ведению базы необходимых статистических данных;
  • разработка и внедрение электронного документооборота, адаптированного к международным требованиям, с подготовкой и обучением кадров для его ведения, обучение участников процесса английскому и русскому языкам.

Типовая система автоматического весогабаритного контроля

Учитывая опыт борьбы с коронавирусной пандемией, в целях сокращения вынужденных и нерациональных простоев транспортных средств и механизмов из-за карантинных ограничений, представляются целесообразными разработка и внедрение межрегиональных и межгосударственных систем перевозки грузов с максимальным использованием комбинированных транспортных механизмов на базе тягачей и линейки прицепных устройств и контейнеров.

По этой схеме на границах регионов или стран будут созданы парки (базы) тягачей, с подменными бригадами водителей из страны дислокации, которые, в случае необходимости, будут просто перецеплять и вести дальше грузовые трейлеры или контейнеровозы с их документальной передачей на следующем этапе. Данная система будет способствовать максимально возможному безостановочному перевозу грузов при возникновении чрезвычайных ситуаций, подобных коронавирусной пандемии. Еще одно направление повышения эффективности автомобильной отрасли – решение проблемы загрузки возвращающихся порожними машин, доставляющих автомобили с заводов, расположенных в Андижанской и Хорезмской областях, до дилерских центров в самые отдаленные районы страны.

В условиях необходимости ускоренного развития сферы автомобильных перевозок на основе передовых инновационных технологий значительно возрастает потребность в квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах, особенно в отдаленных регионах, где организуются новые предприятия и объекты придорожного сервиса, связанные с компьютеризованным управлением процессами, что требует подготовки специалистов.

Внедрение в отрасль современных технологий и стандартов, соответствующих международным, создание крупных транспортно-логистических систем, развитие придорожного сервиса приведут к проблемам сбора и хранения больших информационных массивов данных, что влечет за собой задачи по обучению работе персонала с ними, причем в режиме онлайн.

Умелое использование систем интерактивной связи приведет к появлению цепочки дополнительных возможностей для всех участников процесса: пассажиры и водители могут своевременно получать более качественные и безопасные услуги, соответствующие их ожиданиям; предприниматели – уменьшение издержек и увеличение прибыли за счет оптимизации маршрутов и процессов; страна – дополнительные доходы за счет снижения транспортных издержек и роста транзитных перевозок.

Тураев Мирхамид Обидович, главный научный сотрудник ИПМИ

Ким Алексей Иванович, старший научный сотрудник ИПМИ

Экономическое обозрение №7 (247) 2020

Поделиться постом

Похожие новости