Цифровизация медицинского страхования: зарубежный опыт

Цифровизация медицинского страхования: зарубежный опыт

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.

Разделяют два вида медицинского страхования — обязательное (государственное) и добровольное.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — это система мер, которые создаются государством для того, чтобы человек мог получить бесплатную медицинскую помощь при страховом случае. При ОМС именно государство гарантирует соблюдение прав застрахованного, вне зависимости от того, есть ли средства у страховщика.

Добровольное медицинское страхование или государственное (ГМС) — это личное страхование, где каждый человек сам решает, в какой компании оформить страховку и какой список услуг будет перечислен в договоре. В большинстве стран страховые компании могут предложить либо стандартный полис, в который будет входить ограниченное количество услуг, либо индивидуальный — его составляют с учетом пожеланий и показателей здоровья клиента. Расходы на медицинские услуги полностью покрываются за счет клиентов, поэтому добровольный вид не по карману многим гражданам.

Впервые закон, регулирующий вопросы государственного медицинского страхования был принят в Германии в 1883 году как закон об обязательном больничном страховании рабочих (закон Бисмарка).

Пандемия коронавируса показала, что сфера страхования, наряду с другими отраслями экономики нуждается в цифровой трансформации. Какие информационные ресурсы и технологические решения наиболее эффективны?

Рассмотрим опыт цифровизации медицинского страхования зарубежных стран.

Великобритания

Правительство сыграло важную роль в формировании цифрового страхования. Это поддержка предпринимательства, акселераторов, наставничество. С самого начала упор был сделан на развитие исследований и инноваций разных технологий медицинской визуализации до биотехнологий.

В течений многих лет были профинансированы и реализованы программы и проекты нацеленные на внедрение таких ИТ, как Интернет вещей (для улучшения качества и эффективности услуг), интеллектуальная инфраструктура (умные города, транспорт, энергосистемы), большие данные.

Пришлось преодолеть сложности, связанные с улучшением навыков работы с персональными данными, с их анализом, использованием, обработкой, хранением. Возникли проблемы с не хваткой ИТ специалистов, а также людей, обладающих необходимыми знаниями и навыками для учебы, работы и бизнеса.

Государственно-частное партнерство сыграло важную роль в практическом решение этих вопросов. Партнерство объединило ИТ компании, отечественный бизнес, местные органы власти и другие организации усилиями, которых гражданам были созданы условия и возможности для обучения и обретения навыков. К примеру компания Microsoft запустила программу по обучению 30 тысяч государственных служащих, а также Инициативу облачных навыков для обучения 500 тысяч человек. Компания O2 предоставила молодежи повысить знания и навыки через свою платформу GoThinkBig. Компания Lloyds Banking Group в рамках своего плана Helping Britain Prosper Plan обучила более 2 миллионов человек и субъектов предпринимательства цифровым навыкам. Компания Cisco в рамках своей программы Cyber ​​Badge обучила кибербезопасности детей в возрасте от 16 до 18 лет с помощью бесплатных интерактивных онлайн-курсов и предоставлением сертификатов. Это создало прочную основу для формирования класса высококвалифицированных специалистов способных работать с цифровыми технологиями.

Германия

Экономика страны проста не могла развиваться без цифровых технологий. Стремительное развитие получили большие данные, искусственный интеллект, Интернет вещей, облачные вычисления, технологии распределенного реестра с блокчейном и роботизация бизнес-процессов.

По мнению экспертов, большие данные могут улучшить качество страхового продукта, процесс оценки рисков, что в итоги влияет на точность оценки и андеррайтинга. Использование больших данных в сочетании с аналитикой позволит страховщикам более точно определить модели мошенничества. С помощью искусственного интеллекта страховщики смогут из всего большого потока данных о клиенте выбрать самое оптимальное, распознавать лица клиентов, определять фальсификат и факты мошенничества. Оценка и обработка больших данных с помощью искусственного интеллекта позволит значительно снизить затраты и транзакционные издержки. Возможности Интернет вещей помогают улучшить взаимодействие с клиентом, более детально изучить клиента для расширения предложений страховых продуктов или анализа поведения.

Сингапур

В течение многих лет клиенты сталкивались с утомительным процессом подачи претензий. Именно технологии помогли решить вопрос посредством улучшения внутренних процессов и повысить качество обслуживания. Раньше приходилось заполнять множество форм для того, чтобы подать претензию к тому же требовался физический визит к страховщику, и сам процесс был длительным и часто приводил к задержке выплат. В 2018 году компания FWD Hong Kong стала партнером 7-Eleven для запуска новой службы обработки претензий, которая полностью интегрировала процесс подачи, утверждения и выплаты претензий через мобильное приложение. Запросы клиентов рассматриваются и утверждаются Центром страховых решений FWD в течение 30 минут, после чего клиенты могут получить выплаты в магазинах 7-Eleven или путем прямого зачисления на свои банковские счета.

Многие регулирующие органы активно помогают страховщикам и страховым компаниям в тестировании новых инноваций и продуктов. Регуляторы OIC и MAS заблаговременно начали создавать нормативные песочницы Fintech, которые позволили тестировать инновационные идеи и проекты продуктов в окружающей среде.

Важно чтобы потребители страховых медицинских услуг в цифровом виде всегда были уверены в том, что страховщики будут защищать их интересы. Было разработано руководство по ответственному использованию искусственного интеллекта и аналитики данных (AIDA) в финансовых услугах. Основные принципы - это справедливость, этичность, подотчетность и прозрачность.

ОАЭ

Уже много лет развитию дистанционной диагностике и консультированию пациентов в стране уделяется большое внимание. Стартап-технологическая компания Quanterium Blockchain Solutions, одна из первых в ОАЭ предложила использовать искусственный интеллект и большие данные, Интернет медицинских вещей (IoMT), блокчейн, робототехнику, а также дополненную реальность (AR) и виртуальную реальность. (VR) с такими решениями, как 3D-диагностика, записи пациентов и другие платформы в здравоохранении.

По использованию искусственного интеллекта (ИИ) Объединенные Арабские Эмираты лидируют среди 20 лучших странах мира. Возможно это и заслуга специального органа в лице Министерства искусственного интеллекта, созданного в 2017 году. И это уже говорит о важности и большом внимание со стороны государства уделяемому вопросу масштабного развития данной технологии. Министерство ИИ также работает с Министерством высшего образования и научных исследований и Министерством образования над включением искусственного интеллекта в национальную учебную программу, обучение и подготовку специалистов к работе в будущем. Согласно Индексу готовности правительства к искусственному интеллекту 2019 года, Объединенные Арабские Эмираты занимают первое место на Ближнем Востоке по охвату технологий искусственного интеллекта. Ежегодный рост доли ИИ в ОАЭ составит около 33,5% в период с 2018 по 2030 год.

Машины ИИ не хуже человека обрабатывают и предоставляют данные для принятия решений. Точности и быстроте диагностики можно завидовать. Механизмы искусственного интеллекта помогают снизить и смягчить риск предотвратимых медицинских ситуаций с помощью выявление людей из группы высокого риска, автоматические напоминания скажем о времени приема лекарств, предоставление индивидуальных рекомендаций по дозировке лекарственных средств.

Важным направлением, влияющим на качество обслуживание пациентов стало развитие системы прогнозного анализа, для начала работы которого были созданы базовые инфраструктуры данных и аналитики. По данным International Data Corporation (IDC) расходы только на программное обеспечение для аналитики и бизнес-аналитики в ОАЭ в 2018 году составили 42,24 миллиона долларов США. Ежегодно национальный рынок бизнес-аналитики будет расширяться со среднегодовым темпом роста (CAGR) 5,3% в период 2018-2022 годов. Это позволит эффективно использовать бизнес-аналитику и получить аналитическую информацию, необходимую для увеличения доходов, снижения затрат и повышения безопасности пациентов.

Значительное развитие получил рынок носимых устройств (технологий). В последние годы благодаря взаимодействию с искусственным интеллектом для отслеживания неинфекционных и других заболеваний. Носимые устройства находятся с хозяевами и накапливают данные о здоровье, статистику активности, частоту сердечных сокращений, сожженные калории и о местоположении.

Облачные технологии уже стали неотъемлемой частью жизни населения страны. Ведь как удобно хранить много информации лишь одним нажатием кнопки.

Шаги, предпринимаемые Узбекистаном в области цифровизации страхования

Узбекистан делает шаги для развития цифровых технологии. Так 17 февраля 2021 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта».

Документом заложен правовой фундамент для дальнейшего развития технологий ИИ, определены его основные направления. В соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030», а также с целью создания благоприятных условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта и их широкого применения в стране, обеспечения доступности и высокого качества цифровых данных, подготовки квалифицированных кадров в указанной сфере постановлением утверждена Программа мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021–2022 годах.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по повсеместному внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года ПП-4699 к 2023 году планируется удвоить долю цифровой экономики в ВВП. Стратегия экономического развития основана на таких факторах, как развитие промышленности, электронной коммерции, услуг и сельского хозяйства, усиление предпринимательства, предоставление финансовых ресурсов.

12 ноября 2020 года президент Республики Узбекистан подписал Постановление № ПП-4890 «О мерах по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области». В соответствии с данным документом с 1 июня 2021 года в Сырдарьинской области Узбекистана стартует пилотный проект по внедрению новой модели организации здравоохранения — переход ко всеобщему государственному страхованию и созданию «электронных поликлиник» с базой данных на каждого пациента.

Подводя итоги отметим, что Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев подписал указ о комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан, который предусматривает поэтапное внедрение государственного медицинского страхования.

Широкое использование цифровых технологии в данном процессе послужит прочной основой для формирования прозрачной и надежной для всех участников медицинского страхования и окажет благотворное влияние на защиту здоровья населения.

Жамшид Раупов,

начальник бюро по изучению и анализу технологии блокчейн,

Институт бюджетно-налоговых исследований

Статьи автора:

Поделиться постом

Похожие новости