Архивное фото: Юрий Корсунцев
В последнее время в средствах массовой информации, а также в интернет-сетях бурно обсуждается решение о введении в Узбекистане двух видов сборов для владельцев автотранспортных средств. При этом отдельные авторы статей и блогов выражают негативное отношение к введению этой меры. Поэтому, есть смысл рассмотреть цель и содержание данной меры, как это отражено в принятом недавно нормативном документе.
Введение этой меры предусмотрено Указом Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» от 9 декабря 2019 г. №УП-5890.
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и г. Ташкента получили право вводить специальный сбор в размере не более 25 сум за единицу топлива на развитие региональных дорог. Его предусматривается взимать на автозаправочных и газозаправочных станциях при реализации автобензина, дизтоплива, сжиженного и сжатого газа конечным потребителям.
Кроме того, вышеперечисленные структуры получили право на введение ежегодного сбора за владение автотранспортным средством исходя из мощности двигателя автомобиля.
Сборы, указанные в п.7 Указа Президента, вводятся «на основе обсуждения с учетом уровня доходов населения конкретной административной единицы и по согласованию с Минфином».
В соответствии с п.9 Указа в Минфине создается Целевой фонд развития автодорог с целью аккумулирования в нем средств, в том числе – поступающим по вышеперечисленным сборам.
В соответствии с п.10 ежегодные сборы за владение автотранспортным средством направляются в соответствующие бюджеты районов и городов с целевым их использованием на региональных дорогах этих же районов и городов.
Общеизвестно, что создание современной сети автодорог является важным фактором повышения конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Учитывая это, в республике в последние годы было реализовано немало работ, направленных на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, повышение комфорта и безопасности дорожного движения. Благодаря росту финансирования объемы выполненных дорожно-строительных и ремонтных работ возросли в 3 раза, что видно на примере г. Ташкента, областных и районных центров. На эти цели привлекаются средства государства, отечественных и иностранных инвесторов, в частности таких крупных заемщиков, как Всемирный банк, ЕБРР, АБР и других структур.
В то же время, в системе государственного управления дорожным хозяйством республики сложились определенные проблемы с финансированием проведения строительных и ремонтных работ. Как известно, с января 2019 г. налог на потребление бензина, дизтоплива и газа для транспортных средств был отменен. В 2018 г. поступления в Госбюджет по этому налогу составили 1543,9 млрд. сум или 1,95% от всех бюджетных поступлений без учета целевых фондов. Поступления по акцизному налогу на товары, производимые в Узбекистане и реализуемые конечному потребителю, явно недостаточны для проведения широкомасштабной модернизации дорожной сферы, запланируемой на 2020 и последующие годы (в условиях высокой инфляции).
В связи с этим, в соответствии с п.7 Указа Президента от 9 декабря 2019 г. в целях расширения прав и усиления ответственности органов государственной власти на местах в развитии и улучшении качества дорожной инфраструктуры вводятся вышеперечисленные изменения в порядок формирования средств на выполнение дорожно-строительных и ремонтных работ.
Необходимо отметить, что строительство и ремонт дорог осуществляется для автомобилистов и пассажиров, которые ими непосредственно пользуются. Пользователям автодорог, а также общественным структурам следует осуществлять общественный контроль за качеством проводимых работ. Поэтому местные органы власти и получили право вводить в действие данные сборы (для владельцев автотранспортных средств и приобретение топлива) в размерах, которые будут устанавливаться с учетом целей местных Кенгашей, согласованных с населением и финансовыми органами. Проще говоря, «сколько средств нужно, столько начисляйте и получите из Целевого фонда развития автодорог». По видимому, если местные органы власти в каком-либо регионе скажут, что им нет необходимости в модернизации автодороги, то они вправе не вводить эти дополнительные сборы.
На наш взгляд, задумка авторов мер вполне обоснована. Остается создать эффективные механизмы их реализации на основе прозрачного обсуждения, гласности, активного участия всех заинтересованных сторон в решении этой архиважной проблемы – развитие дорожной сферы и доведение ее качества до мировых стандартов.
При этом, остается неясной позиция авторов, указанных BBCUZBEK.COM, о том, что якобы люди недовольны тем, что «скоро правительство установит теперь и налоги на дым и шум машины», «налоги на дыхание и пеший ход». Как будто бы эти процессы «переполняют терпение народа и он готов выйти на улицу, проявив свое недовольство». На наш взгляд, такая позиция BBCUZBEK.COM является не конструктивной.
Как было отмечено выше, данные меры приняты в целях создания современной системы управления дорожным хозяйством. Средства от этих сборов будут направлены на «расширение прав и усиление ответственности органов государственной власти на местах в развитии и улучшении качества дорожной инфраструктуры», а также развитие сети региональных автодорог и дорожной инфраструктуры. В настоящее время у местных органов власти нет средств, достаточных для улучшения дорожной инфраструктуры.
Сергей Воронин, эксперт
Оставить комментарий