Экономические последствия кризиса COVID-19 для Германии и меры экономической политики

Экономические последствия кризиса COVID-19  для Германии и меры экономической политики

В своей новой рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

______________________________________________________________________________________________________________

О ситуации в Германии профессоры экономики Питер Бофингер, Себастьян Дуллиен, Габриэль Фельбермайр, Клеменс Фуест, Михаэль Хютер, Йенс Судекум и Беатрис Ведер ди Мауро.

Основная сложность эффективной и действенной реакции экономической политики на кризис с коронавирусом заключается в том, что он вызывает одновременный шок спроса и предложения. Степень этих потрясений сильно зависит от ожиданий и убеждений, которые могут быть очень нестабильными в условиях кризиса. Меры экономической политики должны учитывать эти факторы. Поэтому сроки и информирование о мерах имеют решающее значение, считают авторы.

Коронавирус как шок предложения

В высоко интегрированных цепочках создания стоимости производственные потери из-за недостатка ресурсов быстро распространяются по всему миру. Многие компании сегодня полагаются на своевременное производство с низкими запасами товаров. Поставляемые компоненты часто являются высокоспециализированными и адаптированы к потребностям следующего шага в цепочке создания стоимости. В результате часто не бывает альтернативных поставщиков, которые могут быстро и по приемлемым ценам доставить необходимые компоненты компании.

Экономика Германии переживает следующие шоки предложения:

Закрытие заводов в Китае достигло пика в начале февраля, но сейчас производство постепенно возобновляется. Из-за задержек в транспорте полное влияние это фактора в Германии не будет ощущаться до апреля.

Карантинные меры в Италии, в других странах ЕС и в самой Германии вызовут дополнительные беспорядки.

Дополнительный шок предложения возникают когда служащие вынуждены отсутствовать из-за болезни или карантинных мер. Закрытие школ и дошкольных учреждений приводит к косвенной потере работников. В принципе, этот шок предложения может быть смягчен с помощью телеработы и работы из дома. В то время как эти варианты все чаще используются, они не применимы для персональных услуг и производственных профессий.

Обслуживание производственных цепочек усложняется из-за пробоя работы сетей транспортной инфраструктуры, когда авиаперевозки и поездки в целом строго ограничены.

Меры карантина могут иметь очень существенные экономические последствия: одна неделя, в течение которой страна использует 50% мощности, приводит к потере годового ВВП до одного процента.

Коронавирус как шок спроса

На экономику Германии будут влиять три канала спроса:

  1. Внешний;
  2. Внутренний;
  3. Реакции в финансовом секторе.

Внешний спрос. Китай и другие страны, серьезно пострадавшие от коронавируса, в обозримом будущем сократят спрос на немецкие промежуточные продукты, капитальные и потребительские товары и туристические услуги. В полной мере эти глобальные последствия зависят от дальнейшего распространения вируса в мире. ОЭСР представила первоначальные модельные оценки и прогнозы по этому вопросу (Boone 2020). Их оптимистичный сценарий, в котором распространение вируса остается в основном сосредоточенным в Китае, уже устарел.

В менее оптимистичном, но теперь более реалистичном сценарии вирус быстро распространяется за пределы Китая. В этом случае экономический эффект будет ощущаться не только через снижение спроса в Китае, но и непосредственно в пострадавших странах. При таком сценарии мировой рост ВВП в 2020 году снизится на 1,5 п.п., а объем мировой торговли - на 3,75 п.п.

Германия особенно страдает от этих событий из-за своей высокой зависимости от экспорта и промышленности. Еще до кризиса прогноз ВВП Германии в 2020 году был очень низким.

Внутренний спрос. Прямые негативные последствия усиливающихся мер безопасности значительно ограничат «социальное потребление» (посещение ресторанов, внутренний туризм, торговые ярмарки). Это падение спроса вряд ли будет полностью компенсировано эффектом наверстывания после окончания кризиса.

Это окажет сильное негативное влияние на частное потребление, которое до сих пор являлось опорой экономической поддержки Германии. Спад потребления в первой половине 2020 года стал очень вероятным, в дополнение к промышленному спаду, который в любом случае наблюдался в течение некоторого времени.

Другие сегменты спроса также могут пострадать. Перспектива более длительного карантина уже привела к накоплению определенных товаров. Однако осторожные потребители могут уклоняться от покупки потребительских товаров длительного пользования. Многие из них сократят расходы на другие виды потребления для накопления мер предосторожности.

Реакции в финансовом секторе. Сокращение спроса может быть вызвано реакциями в финансовом секторе. Банкам может потребоваться сократить объемы кредитования, если они несут убытки по непогашенным кредитам компаниям, сильно пострадавшим от кризиса. Кроме того, многие компании будут в полной мере использовать свои кредитные линии для наращивания денежных резервов на кризис. Эта кредитная экспансия может вытеснить банковское финансирование частных инвестиций и других кредитов.

Финансовый кризис выявил дисбаланс на рынках недвижимости, который накапливался в течение многих лет, что вызвало существенные и долгосрочные негативные последствия для финансовой системы и рынков труда. Тем не менее, не было никакого шока предложения в контексте этого кризиса. Таким образом, политики могли сосредоточиться на стабилизации финансовой системы, а также на потребительском и инвестиционном спросе.

В случае COVID-19 ситуация более сложная. Это одновременно шок спроса и предложения, и падение спроса на «социальное потребление» по медицинским причинам не должно - и, вероятно, не может быть компенсировано государственной поддержкой спроса. В случае дефицита предложения государственная поддержка спроса является контрпродуктивной.

Важной параллелью является то, что даже в условиях кризиса COVID-19 важно противодействовать потере доверия между компаниями в реальной экономике и в финансовом секторе в отношении устойчивости и платежеспособности деловых партнеров.

Поделиться постом

Похожие новости