Экспортные ориентиры указывают на необходимость взаимодействие с международными экономическими организациями.
В Послании Президента Олий Мажлису отмечено, что главная цель нового парламента и правительства на следующие 5 лет заключается в повышении уровня жизни народа нашей страны.
Ранее в своем выступлении на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса Президентом была озвучена цель - в течении предстоящих 5 лет увеличить ВВП до 100 млрд.долл., что в свою очередь предполагает поддержание темпов роста экономики на уровне не ниже достигнутых.
По итогам 2019 года ВВП Узбекистана составил 57,9 млрд.долл. (в 2018г. – 50,4 млрд.долл.), а ВВП на душу населения составило 1724 долл. и выросло на 3,6%. При этом темпы роста ВВП в Узбекистане в 2019 году составили 5,6% (в 2018 г. – 5,1%), что более чем в 2 раза превышает мировые темпы роста ВВП (2,3% в 2019г.).
Вместе с тем по итогам 2019 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил 42,2 млрд.долл., из них экспорт 17,9 млрд.долл., импорт 24,3 млрд.долл., а сальдо внешней торговли или чистый экспорт имеет отрицательную величину в 6,4 млрд.долл., что соответственно уменьшило ВВП страны на данную сумму.
В связи с этим, к числу важных государственных задач относится стимулирование экспортной деятельности хозяйствующих субъектов, особенно несырьевого сектора экономики, развитию которого во многих развивающихся странах придается приоритетное значение как главному фактору, способствующему экономическому росту.
В настоящее время более 50% общего и более 60% товарного экспорта (без учета услуг) Узбекистана составляют сырьевые продукты (золото, природный газ, цветные металлы, хлопок-волокно и др.), что говорит о сырьевой зависимости экономики, которая может негативно отражаться на экономическом росте.
В то же время, импорт почти на 45% состоит из машин и оборудования, которые используются для создания и модернизации производственных мощностей, что в долгосрочной перспективе будет способствовать экономическому росту, в том числе увеличению экспорта готовой продукции.
Неустойчивость сырьевого экспорта
В соответствии с теорией убывающей отдачи (Э.Райнерта), вложение средств и (или) труда в производство, связанное с сырьевой продукцией природного происхождения со временем будет приводить к производству все меньшего количество продукции на единицу затраченного капитала или труда. Таким образом, в стране, специализирующейся на экспорте сырья, по мере увеличения производства, неминуемо будут расти издержки на производство каждой новой единицы продукции.
При этом, согласно другой теории конкурентных преимуществ (М.Портера), конкурентноспособность страны зависит от её возможностей развивать несырьевой экспорт, который относится к наиболее конкурентноспособной группе товаров. При этом от способности конкретной отрасли экономики постоянно проводить модернизацию и внедрять инновации в производство, проводить глубокую переработку сырья и выстраивать производственные цепочки с высокой добавленной стоимостью, зависит конкурентноспособность страны в данной отрасли.
Указанные теории подтверждают вывод о том, что роль государственного управления и регулирования должна, прежде всего, обеспечивать создание и модернизацию несырьевых производственных мощностей, вкладывая в их развитие доходы от сырьевого экспорта, что будет обеспечивать экономический рост страны на долгосрочную перспективу и постепенный переход на несырьевую экспортоориентированность.
Мировые показатели экспорта товаров также подтверждают тенденцию к росту несырьевого экспорта. Размещенные на сайте ВТО данные показывают, что темпы роста экспорта топливной и горнодобывающей продукции нестабильны и имеют тенденцию к снижению, тогда как аналогичные показатели в отношении готовых изделий и продукции сельского хозяйства имеют стабильный рост.
Экспортные возможности
В Послании Президента Узбекистана парламенту страны на прошлый 2019 год были обозначены такие цели, как усиление интеграции национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и поддержка экспорта, увеличение его объема на 30% и доведение его показателей до 18 млрд. долл. (результат достигнут, в 2019 г. – экспорт составил 17,9 млрд.долл.), переход страны на экспортоориентированную экономику.
В своем выступлении на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса 21 января 2020 года Президентом была поставлена новая планка - в течении 5 лет довести годовой объем экспорта до 30 млрд.долл., при этом, в частности, предусматривается нарастить объемы экспорта:
- плодовоовощной продукции как минимум до 5 млрд.долл к 2025 году.;
- текстильной и кожевенно-обувной промышленности до 8 млрд.долл. к 2025 году, для чего увеличить объем производства продукции с высокой добавленной стоимостью в 4-5 раз;
- электротехнической продукции до 500 млн.долл. к 2022 году для чего нарастить производство бытовой техники, промышленных электрических приборов, кабельной продукции и уже в этом году увеличить производство в 1,5 раза;
- автомобилей не менее 100 тысяч к 2023 году, для чего нарастить выпуск легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов до 360 тысяч единиц в год;
- лекарственных средств до 100 млн.долл. в ближайшие 5 лет и повысить долю отечественной фармацевтической продукции на внутреннем рынке с 45% до 70%.
Следует отметить, что в Стратегии развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы, утвержденного Указом Президентом в октябре 2019 года, поставлены целевые задачи – увеличить долю переработанной сельхозпродукции до 30% и довести к 2030 году экспорт агропродовольственной продукции до 20 млрд.долл.
Таким образом, на ближайшие годы перед отечественными производителями поставлены амбициозные цели по наращиванию экспорта, именно готовой продукции.
В то же время, в современных условиях жесткой конкуренции, производители, при увеличении выпуска готовой продукции, всегда будут сталкиваться с проблемой – где продать свой товар.
В связи с этим в Послании Президента парламенту страны было отмечено, что для повышения доходов населения, создания дополнительных рабочих мест, наращивания производства, необходимо освоение новых рынков. Кроме этого подчеркнуто, что открытый рынок заставит повышать качество продукции, снижать себестоимость, внедрять новые технологии, продвигать рыночные реформы и Узбекистану нужно встраиваться в мировую систему производства, мировой рынок и процессы экономической интеграции.
В связи с этим, в целях расширения экономической интеграции будут продолжены начатые с Всемирной торговой организацией (ВТО) переговоры, работа по заключению с Европейским союзом (ЕС) нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также изучение вопросов, связанных с сотрудничеством Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
В Послании приведены такие данные – 80% наших внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан и 50% экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям свыше 80% приходится на долю этих государств.
Следует отметить, что речь идет об экспорте готовой продукции, которую Узбекистан в основном поставляет на рынке стран СНГ и большая часть данной продукции экспортируется в страны ЕАЭС.
В настоящее время, из числа производимой в Узбекистане готовой продукции, наибольшие объемы в общем экспорте составляют текстильные изделия - 9,1%, а также продовольственные товары - 8,5% (преимущественно плодоовощная продукция - 6,7%). Кроме этого потенциал для наращивания экспорта имеет продукция автомобильной, электротехнической, кожевенно-обувной и некоторых других отраслей промышленности.
Экспортные рынки Узбекистана
Важность внешнеторговых отношений Узбекистана с другими странами целесообразно оценивать по показателям экспорта отечественных товаров на рынки данных стран, а не общего с ними товарооборота, в котором основную долю может занимать импорт. При этом, необходимо учитывать объемы экспорта в конкретные страны именно готовой продукции. На сырьевые товары (природный газ, золото, цветные металлы и др.) покупателей найти легче, а по поставкам энергоносителей, как правило, заключаются долгосрочные контракты.
Во внешнеторговом обороте Узбекистана, который по итогам 2019 года вырос на 25,2% и составил 42,2 млрд.долл., наибольшую долю заняли: Китай – 18,1%, Россия – 15,7%, Казахстан – 8,0%, Республика Корея – 6,5%, Турция – 6,0%, Германия – 2,3% и Кыргызстан – 2,0%.
Экспорт также вырос на 28,0% и составил 17,9 млрд.долл., основными торговыми партнерами по экспорту стали: Китай – 14,0%, Россия – 14,0%, Казахстан – 8,0%, Турция – 6,7%, Кыргызстан – 3,8%, Афганистан – 3,4% и Таджикистан – 1,9%.
Товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году вырос на 15,6% и составил 11,16 млрд.долл. или 26,5% от общего товарооборота, экспорт в страны ЕАЭС также вырос на 15,1% и составил 4,65 млрд.долл. или 26,1% от общего объема экспорта.
Учитывая, что товарооборот со странами СНГ составил 14,57 млрд.долл. (34,6% общего), а экспорт 6,36 млрд.долл. (35,6% общего), доля стран ЕАЭС в товарообороте со странами СНГ составляет 76,6%, а по импорту 73,1%.
В целом наблюдается тенденция роста как общего товарооборота, так и экспорта в страны ЕАЭС, при этом наиболее важным показателем выгодности торгово-экономических связей со странами ЕАЭС является объем экспорт Узбекистана в эти страны, который имеет тенденцию к росту.
В связи с тем, что в структуре экспорта Узбекистана основную долю занимают сырьевые товары, больше половины экспорта приходится на третьи страны. Страны ЕАЭС также в меньшей степени торгуют между собой сырьевыми товарами, чем с третьими странами.
В то же время, готовой продукцией Узбекистан торгует в основном со странами СНГ и большей частью со странами ЕАЭС.
Экспорт плодоовощной продукции
По итогам 2019 года экспорт плодоовощной продукции составил 1,2 млрд.долл. (рост на 38,1%), что составляет 6,7% от общего объема экспорта (в 2018 году объем экспорта плодоовощной продукции составил 874,5 млн. долл. и также показал рост на 35,5 %).
Более 62% экспорта плодовоовощной продукции пришлось на страны ЕАЭС, а объем экспорта в эти страны в 2019 году вырос на 20% по сравнению с прошлым годом.
При этом произошло перераспределение объемов экспорта между Казахстаном (уменьшился) и Кыргызстаном (вырос), в связи с выбором экспортерами более удобных схем доставки продукции до конечных потребителей на общем рынке ЕАЭС.
Благодаря близости рынков стран ЕАЭС и наличию прямых транспортных маршрутов из общего веса в 1,4 млн. тонн экспортированной плодоовощной продукции в страны ЕАЭС было отправлено 943 тыс. тонны, что составляет более 67% от общего веса экспорта данного вида продукции.
Экспорт текстильной продукции
Экспорт текстильной продукции в 2019 году составил 1,63 млрд.долл. (рост на 20%), что составляет 9,1% от общего экспорта.
В страны ЕАЭС в 2019 году было поставлено 46,5% от всего объемы экспорта текстильной продукции.
При этом наблюдается устойчивая тенденция роста объемов поставок на рынки стран ЕАЭС готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью, тогда как в другие страны (Китай, Турция) поставляется текстильная продукция преимущественно в виде пряжи.
Экспорт автомобилей
Страны ЕАЭС являются главными торговыми партнерами по экспорту отечественных автомобилей и на рынки этих стран приходится 90% их экспорта. Основной объем автомобилей поставляется в Казахстан и Россию – 75,1% и 12,1% соответственно от общего экспорта.
Следует отметить, что впервые в Казахстане реализован проект по созданию совместного предприятия «СарыаркаАвтоПром», на котором в 2019 году было выпущено около 3 тыс. автомобилей бренда «Ravon R3».
Экспорт электротехнической продукции
В 2019 году почти 45% от объема экспорта электротехнической продукции было направлено в страны ЕАЭС. При этом по некоторым видам продукции данный показатель значительно выше, в частности 96% кухонных газовых плит, 71% печей электрических, 61% телевизоров и мониторов, 58% пылесосов, 49% стиральных машин и 47% холодильников от общего экспорта было отправлено на рынки стран ЕАЭС. Кроме этого в Кыргызстане в Карасуйском районе Ошской области создано совместное производство по выпуску стиральных машин марки «Artel», инвестиционный проект оценивается в 1,0 млн. долл.
Необходимость активного взаимодействия
В мировой торговле Всемирная торговая организация (ВТО) устанавливает единые правила, способствующие максимальной либерализации и снижению барьеров во взаимной торговле между странами-участниками. При этом отдельные страны-члены ВТО идут дальше и создают экономические объединения, в котором обеспечивается полная свобода торговли без каких-либо барьеров, примером чему могут служить Европейский союз, МЕРКОСУР в Латинской Америке, АСЕАН в Азии, «Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива», на пространстве СНГ – Евразийский экономический союз и др.
Узбекистан с 2013 года является участником Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ (входят также Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Россия, Молдова). При этом Узбекистан присоединился к Договору с рядом изъятий для защиты внутреннего рынка (в частности, Узбекистан не предоставляет национальный режим в торговле другим участникам Договора, а также сохраняет порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров).
Срок действия изъятий заканчивается в конце 2020 года или с даты вступления Узбекистана в ВТО (в зависимости от того, что наступит раньше), после чего все положения Договора о ЗСТ СНГ будут действовать и в отношении Узбекистана. Таким образом, Узбекистан с начала 2021 года по Договору о ЗСТ СНГ окажется в более жесткой конкурентной среде с торговыми партнерами по ЗСТ СНГ. При этом, следует отметить, что все страны ЗСТ СНГ являются членами ВТО (кроме Беларуси, которая планирует вступить в ВТО в этом году), а пять из них (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, и Россия) еще и членами ЕАЭС.
В связи с этим, расширению возможностей для экспорта отечественной готовой продукции на внешние рынки может способствовать участие Узбекистана, как в ВТО, так и более тесное взаимодействие с ЕАЭС. При этом, расширение доступа отечественных товаров на рынки стран ЕАЭС и открытие внутреннего рынка для производителей стран объединения поможет ускорить адаптацию отечественного бизнеса к работе в более конкурентной среде.
Вхождение в свободную конкурентную среду с производителями стран ЕАЭС, будет дополнительной мотивацией для отечественных производителей по ускорению процессов модернизации производства и снижению издержек.
Кроме этого, в условиях ЕАЭС снизятся тарифные и нетарифные барьеры для импорта необходимого сырья, а также транспортные расходы по доставке экспортных товаров, как на рынки стран ЕАЭС, так и третьих стран, что будет также способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках.
Процесс интеграции Узбекистана в мировую экономику набирает обороты и участие нашей страны в международных экономических организациях – это неотъемлемая часть данного процесса.
Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР
Экономическое обозрение №3 (243) 2020
Оставить комментарий