Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) проанализировал перспективы развития трудовой миграции в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС, пишет Spot.
В настоящее время Узбекистан переживает значительный демографический рост и имеет большие трудовые ресурсы. С 2010 по 2020 годы население Узбекистана выросло на 6,4 миллионов человек или на 23%. Согласно прогнозам ЮНИСЕФ, население страны к 2030 году достигнет 37 миллионов человек.
Данные Всемирного банка показывают, что средний уровень безработицы за последние 10 лет в Узбекистане составил 5-6%. Согласно данным Государственного комитета статистики РУз, безработица в Узбекистане с 2009 г. по 2020 г. выросла на 4 п. п.
В связи с этим, вопрос трудовой миграции приобретает для Узбекистана большую значимость. Согласно информации Минтруда, в России в настоящее время трудится около 1,3 миллионов, а в Казахстане около 200 тыс. узбекистанцев.
Таким образом, трудовая миграция решает следующие важные задачи:
- поступление доходов от денежных переводов граждан Узбекистана, находящихся за рубежом (в диапазоне от 4,8 до 6 млрд. долларов США ежегодно);
Справочно: согласно данным ЦБ РУ последние годы наблюдается рост трансграничных переводов в РУ. В частности, в 2017 г.- 4,8 млрд. долл. США, в 2018 г.- 5,1 млрд. долл. США, в 2019 г. – 6,0 млрд. долл. США, в 2020г. – 6,0 млрд. долл. США. Из стран ЕАЭС получено порядка 85 % от общей суммы денежных переводов.
- снижение давления на рынок труда.
Одним из возможных решений проблемы трудовой миграции для Узбекистана видится сближение с ЕАЭС. В случае вступления узбекские граждане смогут воспользоваться преимуществами и льготами общего рынка труда в рамках союза и при наличии трудового договора смогут находиться в России бессрочно.
В декабре Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС. В этом ракурсе представляет особый интерес рассмотреть текущее состояние и перспективы трудовой миграции в рамках объединения.
Справочно: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - региональная экономическая интеграция, деятельность которой регулируется Договором о Союзе. Первая статья договора гласит, что государства-члены должны обеспечить свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы внутри союза.
В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. На страны-участницы приходится 14% суши в мире, а их население составляет около 185 миллионов человек.
Трудовая миграция на территории Союза
Договор о союзе обязывает, что государства-члены должны совместно проводить политику в области регулирования трудовой миграции в рамках объединения. В то же время, он регулирует вопросы, связанные с социальным обеспечением трудовых ресурсов, медицинским обслуживанием, учетом стажа работы и, конечно же, пенсионной системой.
Какое количество трудовых мигрантов из Узбекистана находится на территории Союза?
Для Узбекистана ЕАЭС является важной структурой с точки зрения процессов трудовой миграции. Это связано с тем, что большинство граждан Узбекистана работают в государствах-членах ЕАЭС. В частности, по данным Агентства по трудовой миграции, в 2019 году количество граждан Узбекистана, работающих в Российской Федерации, составило почти 1,6 миллиона, а в Казахстане - более 300 тысяч.
По данным МВД РФ, в 2017-2019 годах граждане Узбекистана совершили около 13 миллионов визитов в РФ. Большинство из них (99 процентов) получили регистрацию по месту пребывания, а около 1 процента получили разрешение по месту жительства.
Более половины граждан Узбекистана, посещающих Российскую Федерацию, приезжают первично, и более 80% из них заявили, что приехали по работе. Граждане Узбекистана также посещали Российскую Федерацию с личными (13%), образовательными (2%), туристическими (1%) и другими целями.
В каких сферах трудятся узбекские трудовые мигранты на территории стран ЕАЭС
По данным Агентства по внешней трудовой миграции, граждане Узбекистана работают в России в основном в сфере строительства, ЖКХ, транспорта и логистики, розничной и оптовой торговли, общественного питания. В Республике Казахстан большинство узбеков работают в строительстве и сельском хозяйстве.
По данным Росстата, среднемесячная заработная плата наемного работника в этих отраслях колеблется в пределах 300-700 долларов. В частности, в строительном секторе в диапазоне 485-625 долларов, в сфере ЖКХ в диапазоне 485-555 долларов, в текстильном секторе заработная плата начинается с 485 долларов.
В Казахстане среднемесячная зарплата в строительной отрасли начинается от 500 долларов, в сельском хозяйстве - от 270 долларов. Следует отметить, что приведенные выше цифры зависят от географического положения мигранта, технических навыков и многих других факторов.
Остальные 20% трудовых мигрантов работают в отраслях, требующих определенной высокой квалификации. В частности, около 7% работают в сфере экономики, банковского дела и финансов, 5% - в образовании, 3% - в медицине, 3% - в инженерии и технологиях и 2% - в юриспруденции и других областях.
Что означает для Узбекистана получение статуса наблюдателя ЕАЭС
Присоединение Узбекистана к ЕАЭС в качестве наблюдателя не окажет прямого влияния на правила игры в сфере трудовой миграции. Однако участие в заседаниях ЕАЭС может дать возможность более подробно изучить законодательство Союза и облегчить проведение исследований.
Кроме того, есть вероятность, что будет стимулироваться процесс переговоров о продлении срока регистрации, что является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются узбекские трудовые мигранты в Российской Федерации.
По мнению экспертов Минтруда, статус наблюдателя поспособствует реализации на двусторонней основе с российскими партнёрами программ профессионального и языкового обучения трудовых мигрантов.
Также, это положительно повлияет на решение вопроса по переносу на территорию Республики Узбекистан основных услуг для оформления необходимых документов для получения патента на работу в России.
Хасанжон Мажидов,
ведущий научный сотрудник
Центра экономических исследований и реформ
Другие статьи автора:
Оставить комментарий