Эволюция государственного управления в Узбекистане

Эволюция государственного управления в Узбекистане

В последние годы в Узбекистане был осуществлен целый ряд реформ по повышению эффективности государственного управления.

За три года принято свыше 30 концепций и стратегий по ускоренному развитию приоритетных направлений социально-экономической сферы. На предстоящие пять лет поставлены важные задачи по обеспечению высокого экономического роста.

Изменения в системе государственного управления являются гарантией успеха реформ в других сферах.

Дильфуза Рахимова из Академии Государственного управления в своей авторской статье рассказывает о парламентских преобразованиях, проблемах и реформах государственной службы, полную версию которой читайте в 4 номере журнала «Экономическое обозрение».

На протяжении всего периода независимости государственная система Узбекистана претерпевала существенные изменения, и продолжает активно развиваться. Особенно заметны изменения, произошедшие с принятием Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021, предусматривающей, в частности, усиление роли парламента и политических партий, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, а также дальнейшее реформирование судебно-правовой системы.

Реализация этой стратегии позволила в последние годы провести кардинальную модернизацию властных структур страны. Были достигнуты существенные успехи в части обеспечения горизонтального баланса ветвей государственной власти: существенно возросла роль Олий Мажлиса, наделенного новыми полномочиями в формировании высшего состава исполнительной и судебной власти. В значительной степени повысилась эффективность судебной системы за счет оптимизации высших судебных органов и введения стройной структуры территориальных судов, основанной на специализации в зависимости от типа рассматриваемых ими вопросов. Проведена радикальная административная реформа, осуществлена модернизация и обновление структур государственного и хозяйственного управления.

Парламентские преобразования

Стратегической целью реформ является построение демократического государства, обеспечивающего демократические принципы и личные свободы его граждан, их гарантию и защиту. Значительные шаги в этом направлении были сделаны в последние годы, когда для активизации диалога с народом был запущен электронный портал и приложения в социальных сетях, позволяющие депутатам поддерживать постоянную связь с избирателями. Эта система призвана работать так, чтобы избиратель мог следить за ежедневной деятельностью депутата, обсуждать проекты законов и выражать свое мнение о них.

Необходимо отметить, что в “Индикаторе государственного управления” Всемирного банка позиция Узбекистана в 2019 году улучшилась по 5 показателям. В основе этого лежали проведенные реформы, была создана эффективная система диалога и изучения проблем людей, способствующая их решению, сделаны важные шаги в обеспечении свободы печати и подотчетности государственных органов народу.

На сегодняшний день они составляют 25% членов Сената Олий Мажлиса и 32% депутатов Законодательной палаты. Подавляющее большинство депутатов и сенаторов нового созыва— вновь избранные. В общей сложности парламент на 4/5 состоит из новых членов. Что касается среднего возраста, то обе палаты "повзрослели" в среднем на три года по сравнению с прошлым созывом: 46 и 57 лет соответственно против 43 и 54 в 2015-м. За последние годы почти в 5 раз выросли и показатели представленности женщин в органах исполнительной власти – с 3,4% до 16%.

За последние годы парламент Узбекистана стал активным участником многих авторитетных международных межпарламентских объединений. В их числе Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств. Более того, депутаты Олий Мажлиса были избраны на руководящие должности в этих организациях.

Проблемы государственной службы

Вопрос организации государственной службы в Узбекистане остается одним из наиболее актуальных с момента обретения независимости. Долгое время вопросы структуры, должностей и классов государственных служащих оставались размытыми. Отчасти этот пробел в нормативном регулировании компенсировался за счет нормативных правовых актов, издаваемых в процессе развития системы государственного управления Республики.

Многие проблемы нормативного регулирования государственной службы Республики Узбекистан на раннем этапе ее формирования объяснялись неоднородностью структуры нормативно-правовых актов. Фактически при формирования каждого нового органа власти законодателям приходилось заново описывать квалификационные требования, классы, чины и уровни социальных гарантий государственных служащих, несмотря на то что характер их работы и условия приема были во многом сопоставимы.

Неоднократно предпринимались попытки переломить сложившуюся в системе государственной службы ситуацию. Изначально принимаемые меры были направлены, в первую очередь, на недопущение неконтролируемого разрастания числа государственных служащих. В 1996 и 2003 годах Высшим руководством страны были инициированы два масштабных сокращения персонала высших и региональных органов исполнительной власти. Эти меры позволили добиться соотношения числа государственных служащих по отношению к численности населения страны до 6 к 1000 жителей.

Вместе с тем, эти меры не могли решить системных проблем, связанных с недостаточным нормативным регулированием вопросов отбора и принятия граждан на государственную службу. В 2016 году была предпринята попытка установить профессиональные критерии для граждан, принимаемых на работу в государственные органы, – было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении типовых правил этического поведения работников государственных органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах».

Данное постановление установило принципы служебного поведения государственных служащих, единые для всех видов государственной службы. Согласно пункту 5 Положения государственные служащие должны осуществлять свою профессиональную деятельность на основе следующих принципов:

  • законность;
  • приоритет прав, свобод и законных интересов граждан;
  • патриотизм и верность служебному долгу;
  • преданность интересам государства и общества;
  • справедливость, честность и беспристрастность,
  • недопущение конфликта интересов.

При этом в тексте Положения дополнительно раскрывалось понятие конфликта интересов, ранее не включавшееся в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих, хотя его недопустимость подразумевалась характером деятельности многих должностей государственной службы.

Нерешенными оставались вопросы поступления на службу, порядок проведения квалификационных экзаменов при продвижении по карьерной лестнице; материальные, организационные, правовые и трудовые гарантии государственных служащих.

Реформирование государственной службы

Наиболее существенные шаги в направлении реформирования государственной службы в Узбекистан были предприняты после принятия 7 февраля 2017 года «Стратегии пяти действий» и «Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». Дорожная карта Концепции включает в себя пункт о разработке Проекта закона «О государственной службе», а также ряда подзаконных актов, направленных на борьбу с коррупцией и регулированием системы отбора кадров на замещение должностей государственной службы. Проект закона «О государственной службе» вскоре был опубликован и стал доступен для общественного обсуждения. В настоящее время этот важнейший документ включает в себя 8 частей и 78 статей. Разработчики закона поставили перед собой амбициозную задачу обеспечения нормативного регулирования всех вопросов государственной службы, оставшихся не урегулированными с момента объявления Республикой Узбекистан государственного суверенитета.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию системы государственной службы. Активное содействие государству в данном вопросе оказывает академическое сообщество Республики Узбекистан. Одним из существенных результатов данного взаимодействия стало проведение республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров «Тараккиёт». В роли организаторов конкурса выступили Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и некоммерческая организация «Буюк келажак». Конкурс планируется проводить раз в 3 года. Согласно условиям, в конкурсе могут принимать участие граждане Республики Узбекистан в возрасте от 30 до 45 лет включительно, имеющие высшее образование и не менее трех лет опыта работы на руководящих должностях в соответствующей сфере. Победители конкурса назначаются на руководящие должности в государственных организациях по соответствующим направлениям, в то время как финалисты конкурса включаются в резерв управленческих кадров.

В 2019 году руководством страны были предприняты меры по улучшению кадровой политики. 3 октября 2019 года вступил в силу Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан». Главным результатом данного указа стало создание Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан (АРГОС), подотчетного непосредственно ему. В число основных задач агентства вошли:

  • Разработка идеологической платформы трансформации государственной гражданской службы, программ и проектов по ее развитию, а также обеспечение практической реализации единой политики в сфере государственной гражданской службы.
  • Координация деятельности государственных органов и организаций в сфере государственной кадровой политики.
  • Осуществление мониторинга и анализ тенденция и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложения по устранению проблем и вызовов в данной сфере.
  • Внедрение инновационных методов управления персоналом и развитие человеческих ресурсов.
  • Управление Национальным кадровым резервом, ведение Государственного реестра должностей государственной гражданской службы.
  • Внедрение системы измеримых индикаторов (ключевых показателей) оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих.
  • Проведение системной работы по выявлению и привлечению квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.
  • Организация открытого независимого конкурсного отбора наиболее перспективных кадров на государственную гражданскую службу.
  • Внедрение и последовательное совершенствование ИКТ в сфере государственной гражданской службы.
  • Оказание содействия в защите прав и законных интересов государственных гражданских служащих.

Этим же Указом было установлено, что прием на государственную гражданскую службу в государственных органах и организациях с 1 января 2021 года осуществляется на основе открытого независимого конкурсного отбора, данный порядок распространяется на все государственные органы и организации Республики Узбекистан, в которых предусмотрена государственная гражданская служба.

Роль АРГОС как регулятора при этом будет очень существенна. Согласно Указу, лица, поступающие на гражданскую службу на основании независимого конкурсного отбора, не могут быть освобождены от должности без согласования с АРГОС и его филиалами. Кроме того, АРГОС будет осуществлять экспертизу всех нормативно правовых-актов по вопросам регулирования государственной гражданской службы, в том числе по вопросам оплаты труда и материального стимулирования. Руководители кадровых подразделений государственных организаций будут назначаться и освобождаться от должности по согласованию с АРГОС и его филиалами.

Другой важной задачей, поставленной перед новым Агентством, стала организация международных стажировок государственных гражданских служащих. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2019 года, АРГОС совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством финансов и Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан осуществляет разработку пятилетней программы по поэтапному направлению на стажировку от 3 до 6 месяцев не менее 1000 наиболее перспективных работников среднего и низшего звена государственных органов и организаций. В соответствии с Постановлением, лицам, направляемым на зарубежную стажировку, должна выплачиваться заработная плата в размере 60 процентов от размера заработной платы посла Республики Узбекистан в стране пребывания.

В настоящее время в Указе Президента Республики Узбекистан «О кардинальном совершенствовании системы организации подготовки специалистов за рубежом и развитии потенциала государственных гражданских служащих» в качестве мест иностранных стажировок предложены 56 государств мира, включая такие сопредельные страны как Казахстан и Российская Федерация, а также наиболее развитые страны Европы, Азии и Америки.

Очевидно, что система государственной службы Республики Узбекистан находится в процессе развития. Для завершения этого процесса требуется принятие единых системообразующих законов, однако, несмотря на их отсутствие, руководство страны принимает усилия для повышения качественного уровня государственной гражданской службы.

Заключение

В Узбекистане в последние годы был осуществлен целый ряд реформ по повышению эффективности государственного управления. В рамках выполнения Концепции административных реформ было создано 12 новых государственных органов, кардинально преобразована деятельность 20 министерств и ведомств. За последние три года было принято свыше 30 концепций и стратегий по ускоренному развитию приоритетных направлений социально-экономической сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. На предстоящие пять лет поставлены важные задачи по обеспечению высокого экономического роста, развитию отраслей промышленности и социальной сферы, предстоит почти вдвое увеличить валовой внутренний продукт – с 58 до 100 миллиардов долларов и повысить жизненный уровень населения, чего невозможно добиться без эффективного государственного управления, на что и направлены реформы, проводимые в этой сфере.

*Полную версию этой статьи читайте в 4 номере журнала «Экономическое обозрение»

Дильфуза Рахимова,

Академия Государственного управления

при Президенте Республики Узбекистан

Поделиться постом

Похожие новости