Индекс эффективности аукционных торгов с начала года снизился – анализ ЦЭИР

Индекс эффективности аукционных торгов с начала года снизился – анализ ЦЭИР

С января по март 2022 г. на портале госзакупок проведено 15 064 аукционов на сумму 467,1 млрд. сумов, из них 1 321 бюджетными и 516 корпоративными организациями.

Результаты проведенного анализа показали, что наиболее торгуемыми категориями лотов являются компьютерное, электронное и оптическое оборудование (10% от общего количества лотов на сумму 151,6 млрд. сумов), электрооборудование (9,5% - 24,5 млрд. сумов), готовые металлические изделия, кроме машин и оборудования (9.2% -18,2 млрд. сумов), бумага и бумажные изделия (9,0% -11 млрд. сумов), резиновые и пластмассовые изделия (8,5% - 44,8 млрд. сумов), химикаты и химическая продукция (8,4% - 47,7 млрд. сумов), машины и оборудование, не включенные в другие группировки (8,4% - 52,9 млрд. сумов).

В региональном разрезе 69% от общей суммы аукционных лотов было проведено заказчиками из трех регионов: г. Ташкента (49% в общем объеме заключенных контрактов), Кашкадарьинской области (12%), Ташкентской области (8,2%). При этом средняя сумма контрактов в этих регионах составила 48,9 млн. сум, что в 2,6 раза выше, чем в среднем по другим регионам, в которых данный показатель составил 19,1 млн.сум.

Среднее время от публикации лота до окончания аукционных торгов в 75% случаев составляло 7 дней, а в 21% случаев – от 8 до 12 дней. Кроме того, средний срок доставки товаров после окончания аукциона составляет 9 дней, при этом в 32,2% случаев товары были доставлены в течение 5 дней, в 51,6% случаев от 6 до 14 дней и в 16,2% случаев от 15 до 62 дней.

В ходе анализа аукционных торгов было установлено, что 56,5% лотов (8 504 лота) были успешно завершены. При этом только 11,3% (или 1 704 лота) были расторгнуты, среди которых 23,6% по инициативе заказчика и 71,4% по инициативе поставщика. Показатели по расторжению лотов оказали негативное влияние формирование индекса эффективности аукционных торгов.

Индекс эффективности аукционных торгов (далее - Индекс) оценивается по каждому лоту с использованием семи критериев или субиндексов, таких как сумма контракта, снижение цены от стартовой цены, количество участников торгов, статус торгов, категории товаров, а также аномалии в данных или подозрительности закупок (где аномалии были обнаружены в стартовой цене и последующего снижения цены). Значения индекса варьируются от -7 до 7, где наихудшая эффективность -7, а наилучшая 7.

Динамика Индекса эффективности аукционных торгов

Индекс эффективности аукционных торгов с января по март т.г. начал существенно снижаться с 2,04 до 1,63. По сравнению с соответствующим периодом 2021 г. значение индекса снизилось на 25,5%, а по сравнению с декабрем 2021 г. снижение составило 36,2%, в основном из-за снижения процента успешно выполненных контрактов с 75% до 50% и введения новых правил в системе государственных закупок.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан “О государственных закупках" с 1 января 2022 г. в обязательном порядке в электронном виде проводятся процедуры отбора наилучших предложений и тендерных закупок. Таким образом с 2022 г. все участники государственных закупок перешли на единый информационный портал государственных закупок «xarid.uzex.uz».

Кроме того, были внесены изменения в критерии государственных закупок, такие как увеличение предельной одноразовой суммы закупки в электронном магазине с 25 до 2 500 БРВ (базовая расчетная величина с 1 июня 2022г. 300 тыс. сум) для бюджетных заказчиков и для корпоративных заказчиков с 250 до 25 тыс. БРВ. При этом в течение одного финансового года бюджетному заказчику разрешается осуществлять государственные закупки товаров одного вида в объеме до 10 тыс. БРВ.

Суммовые критерии аукционных торгов были повышены с 2500 до 6000 БРВ для бюджетных организаций, а для корпоративных заказчиков до 25 тыс. БРВ. Добавлен новый вид закупок «отбор наилучшего предложения», с критерием до 6 тыс. БРВ для бюджетных и до 25 тыс. БРВ для корпоративных заказчиков.

Суммовые критерии осуществления государственных закупок в базовой расчетной величине (БРВ)

С новыми критериями появились и новые возможности, например, повышение суммы закупки в электронном магазине и создание нового вида закупок «отбор наилучшего предложения» привело к снижению числа проводимых аукционных торгов. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. количество лотов в первом квартале 2022 г. сократилось на 37%.

Кроме того, ключевые показатели (субиндексы) Индекса, такие как сумма контракта лотов аукциона, показали, что 43% лотов были заключены на сумму от 1 млн. до 10 млн. сумов, на 2 п.п. ниже, чем в I кв. 2021 г. В группу с лотами стоимостью от 10 до 100 млн. входит 19,5% лотов, на 11 п.п. ниже, чем в предыдущем году, а в группу с лотами стоимостью от 100 тыс. до 1 млн входит 30% лотов, на 12,6 п.п. выше, чем в предыдущем году. Однако группа с лотами на сумму более 1 млрд. сумов на 0,34 п.п. выше, чем в I кв. 2021 г.

Распределение по сумме контракта аукционных лотов

Анализ распределения аукционных лотов по группам стоимости контрактов показывает, что количество участников (поставщиков) в аукционных торгах также существенно поменяло свое распределение. Например, в I кв. 2022 г. в лотах стоимостью до 10 млн. сумов участвовало около 77% участников торгов, в сравнении с предыдущим годом это на 11 п.п. больше.

Каждый лот имеет свой статус или состояние исполнения контракта, которое меняется в течение определенного времени до момента поставки товара. Всего существует 8 типов статусов и каждый статус имеет свои коэффициенты. Данный критерий является основным показателем при формировании индекса, так как исходя из статуса контракта индекс может иметь отрицательное значение.

Количество лотов и среднее значение индекса по статусу лотов

Доля лотов со статусом "Исполнено" в первом квартале 2022 года составляет 56% от общего количества лотов со средним значением индекса 2,8, тогда как в предыдущем году эти показатели составляли 69% и среднее значение индекса 3,16. Лоты со статусом "Оплачен" составляли 15% (показывает, долю товаров, которые оплачены, но не доставлены заказчику) и связаны были с возникновением сложностей в процедуре закупок, так как некоторые лоты требуют больше времени для завершения или для расторжения контракта.

Доля лотов со статусом " Расторгнут" составила 11%, по сравнению с 1 кв. 2021 года на 7 п.п. ниже, но среднее значение индекса для лотов в этой группе составляет -1,93, что на 10% ниже, чем в 1 кв. 2021 года.

По результатам исследования был сформирован рейтинг заказчиков, объявивших более 5 лотов (бюджетных – 362, корпоративных заказчиков - 260).

Среди бюджетных заказчиков, в нижней части рейтинга оказались Отдел дошкольного образования г. Бухары (362-е место, расторгнуто 100% договоров, относительно высокое снижение цен по 67% аукционов), Центр занятости Гулистанского района (361-е место) Андижанское областное управление Министерства по развитию туризма (360-е место, относительно высокое снижение цен по 93% аукционов), Центр санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Шурчинского района (359-е место, относительно высокие стартовые цены по 70% аукционов), Ахангаранское государственное лесничество Ташкентской области (358-е место) и Медицинское объединение Ангорского района (357-е место).

Среди корпоративных заказчиков самый низкий рейтинг у ООО "Полипропилен кувурлар" (260-е место, расторгнуто 100% договоров), УП "Урганчтрансгаз" (259-е место, относительно высокие стартовые цены по 36% аукционов), Самаркандское магистральное газопроводное управление АО «Узтрансгаз» (258-е место), Филиал АКБ "Халк Банк" Деновского района (257-е место) и СП OOO "Rubicon Wireless Communication" (256-е место).

Таб. 1. Рейтинг бюджетных заказчиков

Таб. 2. Рейтинг корпоративных заказчиков

Хасанжон Мажидов, главный научный сотрудник ЦЭИР

Бахтиер Исмаилов, главный научный сотрудник ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости