Исполнительный директор ФРРУ Шухрат Вафаев рассказал о проблемах с которыми столкнулись узбекские экспортеры во время пандемии

Исполнительный директор ФРРУ Шухрат Вафаев рассказал о проблемах с которыми столкнулись узбекские экспортеры во время пандемии
Фото: МИВТ

Замглавы МИВТ Узбекистана и исполнительный директор Фонда реконструкции и развития Шухрат Вафаев рассказал о том, с какими проблемами столкнулись узбекские экспортеры во время пандемии и как им можно помочь.

В Москве на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня" прошел Международный экспортный форум "Сделано в России". Организаторами выступили Российский экспортный центр (РЭЦ) и Фонд "Росконгресс", сообщил Спутник.

Одним из экспертов, которые в ходе круглого стола обсудили пути восстановления экспорта и глобальной торговли, был представитель Узбекистана – замминистра инвестиций и внешней торговли республики и исполнительный директор Фонда реконструкции и развития Шухрат Вафаев.

Какова ситуация в Узбекистане

По его словам, инвестиционные проекты и модернизацию индустриальной базы в Узбекистане, как и в других развивающихся странах, поддерживают деньгами международные финансовые организации (Всемирный банк, АБР, ЕБРР и другие) и национальные экспортные кредитные агентства.

Говоря о международном содействии, Вафаев отметил, что для развития экономики страны позитивную роль сыграло прошлогоднее решение ОЭСР о переводе Узбекистана из шестой в пятую категорию по степени кредитного риска, что автоматически снизило для республики стоимость внешнего финансирования. Объяснение этому простое: данный шаг позволил сократить объемы страховых обязательств по экспортным кредитам, которые иностранные банки предоставляют предприятиям из Узбекистана.

ОЭСР оценивает государства по семибалльной шкале: к первой категории относят экономики с минимальными рисками, а к седьмой – с максимальными.

В то же время на фоне эпидемии COVID-19 экспортные кредитные агентства пересмотрели свои лимиты на размер средств, выделяемых бизнесу. Это открыло для них более широкие возможности по их использованию.

Однако не все идет гладко. "Мы очень впечатлены теми изменениями, которые многие агентства внедряют в сегодняшней ситуации, но пока до нас дошли не все из них, мы не имели возможности воспользоваться ими", – отметил замминистра.

Кого поддержать?

Вафаев подчеркнул, что в большинстве своем институты развития фокусируются на помощи большим игрокам – крупным компаниям с государственным участием. С ними легче вести дело, так как такие предприятия пользуются финансовыми гарантиями или другими обязательствами со стороны правительства.

Но тогда "за бортом" оказываются проекты малого и среднего бизнеса, а ведь именно они большего всех нуждаются в дополнительной поддержке, пояснил Вафаев.

Во время пандемии перед экспортерами Узбекистана остро стоит проблема восполнения средств для финансирования текущей деятельности. Этот вопрос властям Узбекистана пришлось решать, главным образом, за счет внутренних источников, в том числе банков и Фонда реконструкции и развития. Свою лепту внесли и международные институты – ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и Исламский банк развития. Но все же инструментов содействия малым и средним предприятиям со стороны международных финансовых институтов, по мнению спикера, до сих пор недостаточно.

Другой риск для бизнеса – преимущественное выделение займов в иностранной валюте. Очевидно, что узбекистанскому предпринимателю сложнее платить кредит в долларах или евро, а не в сумах.

"Кризис многому нас научил, открыл нам глаза на многие проблемы. Я думаю, что от шагов по проектированию и созданию новых инструментов поддержки теперь мы должны перейти к их использованию и реализации", – резюмировал Шухрат Вафаев.

Стоит заметить, что российские экспортеры рассматривают Узбекистан как наиболее перспективное направление, на котором уже достигнуты неплохие успехи.

Поделиться постом

Похожие новости