#Архив: Конкурентоспособность имеет решающее значение для развития, способствует улучшению условий жизни граждан – эксперты ЦЭИР

#Архив: Конкурентоспособность имеет решающее значение для развития, способствует улучшению условий жизни граждан – эксперты ЦЭИР

В нынешнюю эпоху развития растущей конкуренции на мировом рынке конкурентоспособность в сфере промышленности нельзя переоценить. Учитывая роль технологий, развивающиеся страны уделяют все больше внимания повышению технологического потенциала, и Узбекистан не является исключением.

Как показывает опыт развитых стран, укрепление конкурентоспособности промышленного потенциала требует вмешательства правительства на различных уровнях для содействия инновационному климату как в государственном, так и в частном секторах.

В послании президента Узбекистана Олий Мажлису 24 января 2020 года было отмечено, что продолжающаяся реализация программы модернизации и повышения конкурентоспособности в 12 ведущих отраслях промышленности способствовала экономическому росту в 2019 году в 5,6% и росту производства промышленной продукции на 6,6%.

Проблемы развития промышленной конкурентоспособности

В этом году, пандемия стала серьезным испытанием для мирового сообщества и причиной спада в экономике большинства стран мира. Экономика Узбекистана также подверглась значительному влиянию пандемии, которая отразилась в замедлении роста основных макроэкономических показателей.

Так, согласно прогнозу МВФ, рост ВВП Узбекистана сократится с 5,6% в 2019 году до 1,8% в 2020 году, а в 2021 году ожидается экономический рост в 7%. Всемирный банк прогнозирует снижение роста экономики Узбекистана до 1,6% в 2020 году, а Fitch Ratings — до 2%.

ОЭСР, отмечая закрытие границ между государствами в Центральной Азии в связи с пандемией, указал, что снижение объемов и рост расходов в сфере торговли способствует дальнейшему снижению промышленной конкурентоспособности в странах центральноазиатского региона с учетом сравнительно больших расходов транспортной связности и законодательных преград.

Основные вопросы повестки дня по развитию промышленной конкурентоспособности заключаются в следующем:

1. Ограничение производства товаров и услуг вследствие ухудшения финансово-положения предприятий в карантинный период;

2. Ограничение внутреннего спроса в связи с падением доходов населения и разрывом в производственных цепочках;

3. Сокращение инвестиций, особенно внешних из-за ухудшения финансового положения иностранных партнеров;

4. Низкий уровень развития конкурентной среды.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, создание Антикризисного фонда, принятие оперативных мер для недопущения банкротства предприятий, целевая поддержка секторов экономики, своевременное поэтапное снятие карантинных мер, широкий спектр административных мер для поддержки бизнеса и населения позволили Узбекистану уже в начале мая т. г. преодолеть нижний предел рецессии промышленности и к середине июня преодолеть нижнюю точку спада в большинстве отраслей сферы услуг.

Промышленная конкурентоспособность: принимаемые меры

На совещании, проведенного под председательством президента Узбекистана 9 июня были подробно обсуждены вопросы по стабилизации экономики. Так, была отмечена необходимость кардинального изменения экономического подхода развития страны и использования новых механизмов и инструментов в связи с возникшим глобальным кризисом, который оказал серьезное влияние на экономики всех стран в мире.

Согласно анализу, экономика Узбекистана имеет все возможности для роста на уровне 2,2% в этом году. Для достижения этой цели были предложены 8 ключевых направлений деятельности, одним из которых является повышение промышленной конкурентоспособности.

В ходе обсуждения перспектив повышения промышленной конкурентоспособности, также были рассмотрены некоторые проблемные вопросы и дана оценка существующему уровню интегрированности цепочек и производства конечного продукта.

В частности, было указано, что за исключением хлопковых кластеров, другие отрасли не отвечают в полной мере данному требованию (например, обработка меди составляет менее 25%, а шелка менее 20%). В этой связи, особую актуальность приобретает необходимость развития межотраслевого сотрудничества.

Поэтому поручено в течение двух месяцев разработать Стратегию промышленной политики, направленную на содействие передаче современных технологий, повышение энергоэффективности и конкурентоспособности отраслей.

В то же время, особое внимание следует уделить химической, текстильной, строительным материалам, автомобилестроению и электротехнике, а также пищевой промышленности.

В качестве некоторых перспективных направлений развития межотраслевого сотрудничества можно рассмотреть следующее:

- отрасли электротехники и сельскохозяйственного машиностроения, которые могут поставлять продукцию на сумму не менее 80 миллионов долларов посредством взаимного сотрудничества;

- поставка синтетических волокон для текстиля, полиэстера, шнуров для автомобильной промышленности и промышленности строительных материалов, а также различных красителей, ароматизаторов для пищевой промышленности, что может стать эффективными направлениями дальнейшего межотраслевого развития химической промышленности;

- проведение в июле-августе региональных и республиканской кооперационных ярмарок для межотраслевых закупок отечественной продукции на 3-4 кварталы;

- расширение локализации производства и запуск системы онлайн мониторинга за ходом реализации проектов локализации.

Разрабатываемые предложения по реализации мер по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики в части развития конкурентоспособности промышленности предусматривают:

- разработку основных направлений развития обрабатывающих секторов промышленности, выпускающих экспортоориентированную готовую продукцию, в частности увеличение объемов экспорта в 2021 году текстильной продукции в 1,5 раз, электротехнической – 1,3 раз, продукции шелководческой, кожевенной и других отраслей не менее чем на 20%;

- максимальную концентрацию размещения сектора малого и среднего бизнеса в малых промышленных зонах с целью минимизации общественных и частных затрат на подведение инженерной и транспортной инфраструктуры, а также эффективного использования земельного фонда;

- выделение в Инвестиционной программе в качестве специального направления объемов капитальных вложений на создание инженерной и транспортной инфраструктуры к малым промышленным зонам что подразумевает оснащение создаваемых малых промышленных зон инженерной и транспортной инфраструктурой;

- переориентацию бюджетных ресурсов на первоочередное финансирование инфраструктурных проектов, оказывающих высокий кумулятивный эффект (подведение инженерных коммуникаций к местам более высокой концентрации предприятий промышленности, сельского хозяйства, услуг и населения) в целях более эффективного и рационального использования бюджетных средств.

- оказание адресного содействия промышленным предприятиям для их восстановления (ожидаемый рост промышленности - 3,5%);

- разработку Стратегии промышленной политики на среднесрочную перспективу с определением новых драйверов развития и концентрацией финансирования "точек роста";

- реализацию 14 отраслевых "дорожных карт конкурентоспособности" (автомобилестроение, сельхозмашиностроение, электротехническая, кожевенно-обувная, пищевая промышленность, производство строительных материалов, химия, текстиль, сельское хозяйство, фармацевтика);

- разработку программ роста производительности труда в экономике и каждой отрасли за счет оптимизации производственных затрат, внедрения современных технологий, цифровизации производственных процессов;

- снятие ограничений на осуществление государственных закупок товаров по соответствующим статьям госбюджета при условии их закупок у отечественных производителей. Проведение закрытых тендеров государственных и корпоративных закупок исключительно среди отечественных производителей по продукции. Строгий контроль за государственными закупками отечественных строительных материалов (цемент, металлопродукция);

- улучшение корпоративного менеджмента на предприятиях с участием государственной доли, подготовку их к приватизации, привлечение в этих целях иностранных специалистов, а также развитие рынка долговых инструментов и акций в целях ускорения процесса приватизации государственных предприятий;

- создание технопарков на примере бывшего "Ташкентского механического завода", на базе имеющихся в регионах, пустующих бездействующих и мало загруженных объектов;

- разработку на основе международных стандартов энергобаланса Узбекистана в разрезе отраслей (гармонизация энергобаланса страны с Международными рекомендациями по энергетической статистике (IRES), принятыми Статистической комиссией ООН, которые охватывают все аспекты процесса статистического производства, от базовых концепций, определений и классификаций до источников данных, стратегий составления данных, энергетических балансов, качества данных и распространения статистики, способствует снижению энергоемкости ВВП и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов);

- либерализацию рынка энергоресурсов (природный газ и электроэнергия) с внедрением социального лимита или компенсационного механизма, что влечет оптимизацию работы энергосистемы Узбекистана и обеспечивает снижению совокупных затратов на производство, передачу и распределение энергии.

Вместе с тем при разработке стратегии промышленной политики в Узбекистане, предлагается учесть следующие обобщенные выводы и рекомендации, сформулированные Карлом Айгингером и Дани Родриком касательно промышленной политики на XXI веке:

- промышленная политика должна координировать инновации, региональную политику и торговую политику, и руководствоваться социальными целями, которые ведут к устойчивому развитию экономики;

- модернизация производства и структурные изменения в производственном секторе должна иметь решающее значение в преодолении бедности в стране и должна способствовать переходу от страны с низким уровнем дохода к среднему;

- промышленная политика должна быть полностью переплетена и согласована с другими экономическими политиками такие как политика области развития конкуренции, торговая политика, региональная и налоговая политика;

- ведение промышленной политики должна стать задачей правительства в целом, ответственные министерства должны отчитываться и выслушивать мнение парламента, граждан, субъектов предпринимательства и экспертного сообщества;

- размер промышленного сектора должен соответствовать целям, стратегии, ресурсам и условиям жизни страны.

В целом, как вытекает из вышеуказанных тезисов, промышленная политика требует системного подхода, которая координирует инновации, региональную политику и торговую политику, в основе которых лежит производство.

Крайне важно, понимать, что конкурентоспособность производственного сектора имеет решающее значение для развития и благосостояния и способствует улучшению условий жизни граждан.

Особо стоить отметить и то, что структурные изменения и модернизация производства является фундаментальным фактором преодоления бедности.

Своевременная и качественная реализация предложений по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики в части развития конкурентоспособности промышленности позволит Узбекистану более успешно достигнуть поставленных целей в этом направлении.

Мухаммаджон Бабаджанов, Алишер Халмурзаев ЦЭИР

для Подробно.уз

Поделиться постом

Похожие новости