Меры по смягчению последствий Covid-19: опыт стран-членов ЕАЭС

Меры по смягчению последствий Covid-19: опыт стран-членов ЕАЭС
Фото: eurasian-studies

Широкое распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приводит к ухудшению социально-экономической обстановки практически во всех странах мира. Для Узбекистана действие этого негативного фактора также создало серьезную угрозу для поддержания устойчивого экономического роста, что показывает динамика числа заболеваний.

Количество новых случаев заболевания COVID-19 в Узбекистане сокращается. Если не считать отдельных вспышек заболевания (6 апреля – 115 случаев, 13 апреля – 133 случая, 14 апреля – 167 случаев, 15 апреля – 137 случаев), то в последние дни ежедневная динамика складывалась в пределах 20-51 случая. Ежедневный темп роста новых случаев составляет в пределах 1-2 процента. В последние дни число новых случаев еще более сократилось (26 апреля – 7 случаев, а 27 апреля – 18 случаев). Это свидетельствует о том, что ситуация с распространением вируса в Узбекистане находится под контролем.

Учитывая, что в настоящее время вакцина против опасного вируса отсутствует, то единственным решением для сохранения жизни людей является максимальное сдерживание распространения болезни. Выигрыш во времени позволяет своевременно подготовить инфраструктуру здравоохранения к масштабному притоку больных и спасти многие человеческие жизни. Понимание важности этой задачи явилось предпосылкой принятия непопулярных мер по ограничению передвижения людей и их самоизоляции в домашних условиях. Однако это, в свою очередь, приводит к приостановлению деятельности отдельных секторов экономики, банкротству многих предприятий, что способствует росту безработицы, сокращению бюджетных поступлений и другим негативным тенденциям. Эти процессы характерны для большинства стран, столкнувшихся с негативными последствиями пандемии.

По мнению экспертов компании BCG, вспышка коронавируса произошла в период широкой осведомленности человечества о климатических проблемах и на пике глобализации. И новый вирус заставит человечество пересмотреть свое отношение к процессу глобализации[2].

В исследовании BCG подчеркивается, что хотя пока и рано судить о сезонности коронавирусной инфекции, прирост числа новых случаев в Австралии и Эквадоре скорее всего говорит о том, что теплая погода не может замедлить вспышку, а пример Гонконга показывает, что может произойти и вторая волна, которую уже можно сдерживать.

У исследователей также пока нет неопровержимых данных о том, какой иммунитет формируется у переболевших коронавирусом, и надолго ли этот иммунитет сохраняется. Нет пока и достоверной информации о случаях повторного инфицирования больных коронавирусом.

Кроме того необходимо учесть, что в среднем от 15 до 30% случаев инфицирования могут протекать бессимптомно. Это значит, что и коэффициент смертности от коронавируса пока достоверно просчитать не удается, потому что в большинстве стран тестируют на COVID-19 только в тех случаях, когда есть выраженная клиническая картина заболевания.

Однако в аналитике BCG со ссылкой на слова вирусолога Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса Питера Тилена приводится и обнадеживающая информация: вирус, возможно, очень незначительно мутирует. Это значит, что для установления контроля над распространением инфекции, потребуется создать одну вакцину. Препарат для профилактики коронавируса, по прогнозам аналитиков, можно ожидать примерно через 12-18 месяцев.

В своем исследовании BCG опираются на теорию трех этапов развития пандемии[3]. На первом этапе важно максимально быстро выявить все случаи заражения и разделить инфицированных и здоровых. В связи с этим страны вынуждены ограничивать социальные контакты, что приводит к снижению бизнес-активности и социально-экономическому спаду.

По оценкам аналитиков BCG, меры, которые применяли разные страны, чтобы снизить распространение инфекции, показали разную эффективность. Так, самым продуктивным оказалось ограничение международного сообщения (37%), а вот ограничение пользования общественным транспортом и перемещений внутри страны оценивается как наименее эффективное (11%).

«На втором этапе развития пандемии многие страны будут искать общие способы победы над инфекцией и после этого они перезапустят собственные экономики», - считают экономисты BCG.

На третьем, финальном этапе, который сегодня еще не наступил, «болезнь будет контролироваться благодаря вакцинам, общественному иммунитету или адаптированным вариантам лечения». Когда это произойдет, то будет наблюдаться оживление экономики и восстановление бизнеса.

В целях повышения эффективности принимаемых мер очень важно обоснованно использовать опыт зарубежных стран. По мнению специалистов, большой интерес представляют меры, принятые в странах ЕАЭС, которые направлены на сдерживание распространения коронавирусной инфекции и смягчение ограничений в экономике.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) за последние два месяца приняла ряд мер по оперативному реагированию на распространение коронавирусной инфекции COVID-19[4].

Так, 16 марта 2020 г. принято решение Совета ЕЭК № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами – членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV».

В соответствии с этим документом освобождены от ввозной таможенной пошлины товары, которые импортируются для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Принятое решение распространяется, прежде всего, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, медицинское оборудование и материалы. Освобождение от уплаты ввозной пошлины осуществляется на основании подтверждения их целевого назначения национальными органами сферы здравоохранения. Данные требования распространяются на медицинские товары, ввозимые в Союз в период с 16 марта по 30 сентября 2020 года.

24 марта утверждено решение Коллегии ЕЭК № 41 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Согласно данного документа введен временный запрет на вывоз из ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов (вата, марля, бинты, маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы и некоторые другие товары). Эти требования действуют с 5 апреля по 30 сентября 2020 года.

25 марта 2020 г. принято распоряжение Совета ЕЭК № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19» о совместных и скоординированных действиях стран ЕАЭС по широкому кругу вопросов при реализации таких мер.

Страны ЕАЭС договорились обмениваться информацией и проводить оперативные консультации по предпринимаемым действиям и разрабатываем нормативным правовым актам в целях реагирования на распространение коронавирусной инфекции, координировать деятельность национальных органов сферы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Правительствам союзных государств поручено проработать вопросы оказания взаимной помощи, в том числе гуманитарной, адресных коммерческих поставок друг другу в случае возникновения дефицита товаров. Принимаемые меры реагирования на распространение коронавирусной инфекции (в сферах таможенно-тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, осуществления транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного контроля, технического регулирования и трудовой миграции), будут обсуждаться во внеочередном порядке и вступать в силу в 10-дневный срок с даты их публикации на сайте ЕЭК.

3 апреля 2020 г. принято Решение Совета ЕЭК № 33 «О внесении изменений в некоторые Решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров критического импорта»; Решение № 34 «О внесении изменений в перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами – членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV» и Решение № 36 «О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-nCov».

Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государства-члены Евразийского экономического союза на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень указанных товаров вошли отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозерный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания), а также отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения (эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки).

Помимо этого, расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, пленки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

Также упрощен действующий порядок предоставления сертификатов происхождения формы «А», выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Принятое решение позволит на протяжении 6 месяцев использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы. Данные изменения действуют с 18 апреля по 30 сентября 2020 г.

10 апреля 2020 г. утверждено Распоряжение Евразийского межправительственного совета № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19».

Меры разработаны для обеспечения эффективного функционирования ЕАЭС, поддержания макроэкономической стабильности, создания условий для дальнейшего экономического роста. Они направлены, прежде всего, на локализацию распространения коронавируса, защиту здоровья людей, минимизацию последствий для бизнеса, сохранение занятости населения, обеспечение устойчивости финансовой системы. Ключевыми задачами правительства государств ЕАЭС и ЕАЭК в настоящее время является принятие новых совместных мер по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействию экономическому развитию в условиях пандемии[5].

17 апреля на совещании руководителей торгово-промышленных палат государств ЕАЭС с участием членов Коллегии Евразийской экономической комиссии был рассмотрен вопрос о целесообразности проведения опроса предпринимателей о барьерах в торговле и перемещении медицинских и других товаров повышенного спроса, возникшего в связи с пандемией коронавируса[6]. После их обобщения все предложения будут рассмотрены на заседании Евразийской экономической комиссии.

По мнению председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, в настоящее время необходимо помочь предприятиям промышленности, транспорта, услуг, которые оказались в сложной ситуации: «Надо им помочь на возвратной, но льготной основе, с отсрочкой на два-три года. Макроэкономисты мне могут возразить, что это негативно скажется на курсе национальных валют и инфляции. Да, это так, но надо поддержать сферу материального производства и услуг, – и тогда плавно выйдем из кризиса».

Михаил Мясникович остановился на комплексе срочных антикризисных стабилизационных мер и мер по восстановлению и дальнейшему развитию экономик стран ЕАЭС, которые были утверждены Межправительственным советом. Отменен ряд процедур оценки соответствия медицинских товаров с целью их быстрого поступления на рынки стран Союза, предусмотрено создание «зеленого коридора» для импорта критически важных товаров, временное снижение или обнуление ввозных таможенных пошлин на комплектующие материалы для отдельных отраслей экономики. Важной проблемой в настоящее время является обеспечение бесперебойной работы транспортных грузовых перевозок, принятие новых форм поддержки бизнеса, в первую очередь малого и среднего.

В ходе совещания было также отмечено, что отдельные национальные регуляторы принимают односторонние решения в поддержку собственной экономики, чем зачастую создают дополнительные трудности для партнеров по ЕАЭС. Это всё провоцирует принятие ответных мер, еще более жестких. В связи с этим, предложено принять положение, в соответствии с которым все решения национальных регуляторов должны быть в обязательном порядке согласованы.

Руководители торгово-промышленных палат обсудили национальные меры и договорились объединить усилия, чтобы при поддержке ЕЭК выработать совместные решения по укреплению сотрудничества и стимулированию экономического строительства в ЕАЭС в условиях кризиса.

По итогам заседания руководители национальных палат государств ЕАЭС приняли обращение к бизнесу, в котором «призвали предпринимателей Союза информировать о возможностях, потребностях и проблемах сотрудничества с партнерами в рамках ЕАЭС, барьерах в торговле и перемещении на территории стран ЕАЭС медицинских и других товаров повышенного спроса, возникшего в связи с пандемией коронавируса, предложениях по интенсификации интеграционных процессов и ускорению формирования единого экономического пространства ЕАЭС[7]».

Принятые решения направлены на стабилизацию экономической ситуации на пространстве ЕАЭС и имеют важное значение для населения соответствующих стран. Для Узбекистана представляет интерес анализ конкретных мер, принятых для сдерживания распространения вируса, смягчения последствий от введенных ограничительных мер (Прил.1).

Среди множества решений, принятых в странах ЕАЭС за последние месяцы, можно выделить следующие типичные меры, характерные для многих государств:

- создание условий для максимальной изоляции мест (населенных пунктов, городов, районов, регионов), в которых имеется высокий уровень заражения коронавирусной инфекцией (сокращение физических контактов);

- оказание разовой адресной социальной помощи пожилым людям и лицам, с хроническими заболеваниями в период действия режима самоизоляции;

- поддержка структур здравоохранения, ответственных за выявление заболевания, доставку инфицированных лиц в соответствующие клиники, организацию качественного карантина для контактирующих с больными лиц, а также лечение и последующую поддержку данных лиц (включая меры стимулирования труда медиков и других лиц, участвующих в специальных мероприятиях по борьбе с последствиями инфекции);

- выделение индивидуальных средств уязвимым слоям населения, в частности, людям с низкими доходами, на ребенка, безработным (ежемесячно);

- проведение мониторинга цен на продовольственных рынках и сдерживание необоснованного роста цен на продукты питания;

- оказание поддержки торговым предприятиям всех форм собственности для широкого распространения и организации онлайн продаж;

- предоставление кредитных каникул по всем видам кредитов вне зависимости от используемой процентной ставки;

- предоставление широкого круга налоговых льгот и возвратных налоговых кредитов для секторов экономики, наиболее сильно пострадавших от пандемии;

- выделение субсидий хозяйствующим субъектам для перевода их бизнеса в онлайн режим деятельности.

В странах ЕАЭС распространение коронавируса находится под контролем государства, а не развивается хаотично, как например, в Италии, Испании, США и других государствах. Система здравоохранения в этих государствах до настоящего времени справляется с ростом больных и обеспечивает им лечение.

В связи с этим, ряд мер, используемых в странах ЕАЭС, можно с успехом использовать и в Республике Узбекистан. Об этом свидетельствует эпидемиологическая ситуация, которая складывается в этих странах (Табл.1)[1]. Так как процесс распространения пандемии пока еще в мире продолжается, то и меры по борьбе с COVID-19, могут меняться в зависимости от изменения ситуации.

Таблица 1

Эпидемиологическая ситуация с COVID-19 в странах ЕАЭС по состоянию на 26 апреля 2020 года, число случаев

Россия

Беларусь

Казахстан

Армения

Кыргызстан

Выявленные случаи, всего

80949 (100%)

10463 (100%)

2717 (100%)

1746 (100%)

682 (100%)

Выздоровели, всего

6767 (8,3%)

1695 (16,2%)

682 (25,1%)

833 (47,7%)

370 (54,2%)

Умерли,

всего

747 (0,9%)

72 (0,7%)

25 (0,9%)

28 (1,6%)

8 (1,2%)

Если учесть, что всего в мире на 26 апреля выявлено 2 971 475 случаев заражения этой болезнью, то в Российской Федерации – 80 949 (2,71%), Беларуси – 10 463 (0,35%), Казахстане – 2 717 (0,09%), Армении – 1 746 (0,06%) и Кыргызстане – 682 (0,0002%) случаев заболевания. В Узбекистане по состоянию на 26 апреля всего выявленных случаев болезни составляет 1 869 или 0,06%[8].

В мире на эту дату всего выздоровели 865 733 человек (29,1% от всех выявленных больных), а случаев летального исхода - 206 542 (7,0%). В странах ЕАЭС удельный вес случаев выздоровления от всех заболевших в стране составляет, соответственно: В Российской Федерации – 8,3%, Беларуси – 16,2%, Казахстане – 25,1%, Армении – 47,7%, Кыргызстане – 54,2%. В Узбекистане по состоянию на 26 апреля выздоровели 789 человек или 42,2% от всех зараженных коронавирусной инфекцией.

Можно сказать, что Правительству Узбекистана в результате принятия соответствующих мер в целом удается удерживать ситуацию с распространением инфекции под контролем государства и страна по данному показателю занимает высокое место.

Анализ развития ситуации в мире свидетельствует об опасности распространяющейся эпидемии и необходимости использования системного подхода к ее сдерживанию и сокращению негативных последствий для экономики, бизнеса и населения.

В связи с этим при разработке и введении дополнительных мер по сдерживанию распространения коронавируса и смягчения последствий от вынужденных ограничений можно воспользоваться положительным опытом других стран, в том числе входящих в ЕАЭС.

При переходе от политики изоляции (карантина) к стратегии смягчения ограничений от действия COVID-19 всегда нужно иметь ввиду вероятность возникновения повторной волны распространения этой инфекции. Так, например, это произошло в Китае. Правительство этой страны в конце марта объявило о том, что в целом страна справилась с распространением инфекции внутри страны. Однако, в этой стране появились угрозы появления повторной волны эпидемии из-за роста количества завозных случаев инфекции. В настоящее время 1-миллионный Харбин стал центром распространения коронавирусной инфекции, так как за последние 10 дней в городе подтвердили 57 случаев заболевания.

Поэтому, в целях сдерживания распространения инфекции Харбин с середины апреля ввел 28-дневный карантин для приезжающих из-за рубежа: две недели люди должны находиться в карантинном центре, а затем еще две недели дома. Китай закрыл все переходы через границу с Российской Федерацией, но Харбин продолжает принимать рейсы из России[9].

В связи с этим, вводя на определенный период ограничения на перемещение людей и их отменяя, всегда необходимо учитывать, что реализация несвоевременных мер может привести к повторной волне распространения инфекции. В итоге это может привести к потере контроля за развитием ситуации и нестабильности в обществе (опыт Италии, Испании, США и др. стран).

Используя международный опыт и учитывая особенности национальной экономики, действующие традиции, культуру поведения государству необходимо найти баланс между темпами роста количества заболевших и масштабом действия ограничительных мер.

Поддержание приемлемого уровня нагрузки на систему здравоохранения, обеспечение роста выздоравливающих над числом заболевших COVID-19, сокращение случаев летального исхода – является подтверждением обоснованности выбора мер реагирования на распространение инфекции, условием одобрения принятых мер населением соответствующей страны. Этот критерий необходимо всегда учитывать при использовании опыта противодействия пандемии, накопленный в странах ЕАЭС, а также у других государств, находящихся в различных регионах мира.

Приложение 1.

Общие и специфические меры сдерживания негативных последствий COVID-19, принятые в странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения)

Одинаковые (типичные) меры

Специфические меры

1. Сдерживание распространения коронавируса и поддержка лиц находящихся на карантине, а также больных коронавирусом

-объявление режима чрезвычайной ситуации (Кыргызстан-22.03.20; Казахстан 15.03.20; Армения 16.03.20)

-приостановление воздушного, автомобильного и железнодорожного сообщения со всеми странами

-введение карантина для граждан, прибывших из других стран, а также лиц, которые контактировали с инфицированными

-выделено из госбюджета на профилактику, контроль и лечение от коронавирусной инфекции 121 175,4 тыс. драмов или $245 тыс. (Армения)

-направлено на поддержку экономики из-за эпидемиологической ситуации 110 млн рублей или $42,7 млн (Республика Беларусь)

-обеспечение населения средствами защиты (одноразовыми масками, гигиеническими средствами) и установление норм их реализации

-принятие закона об онлайн-контроле в целях отслеживания местонахождения и выявления телефонных звонков граждан в условиях объявленного из-за коронавируса чрезвычайного положения (Армения)

-аккумулирование средств для проведения мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией и их распределение по утвержденным направлениям

-Международный валютный фонд (МВФ) одобрил выделение помощи в виде $120,9 млн (Кыргызстан)

-в случае заболевания или смерти медработника от коронавирусной инфекции предоставление единовременных социальных выплат из госбюджета

-дополнительные выплаты медицинским работникам за сверхурочную и опасную работу

-выделено на борьбу с коронавирусной инфекцией более 1,2% ВВП (Россия)

-финансирование за счет госбюджета расходов, связанных с мероприятиями по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом, в размере 2,3 млн рублей или $893 тыс. (Республика Беларусь)

2. Поддержка экономики и финансового сектора

-формирование финансового резерва;

-рассматривается возможность выделения $900 млн из МВФ (Республика Беларусь)

-предоставление налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения

-выделено на поддержку граждан и экономики 293,3 млрд тенге (Казахстан)

-введение льгот по налогу на имущество юридических лиц и налогу с индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам;

-введены временные ограничения на объявление государственных закупок товаров, работ и услуг, за исключением необходимых для поддержания здоровья граждан и общественной безопасности (Кыргызстан)

-создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от пандемии;

-унифицируется конечная ставка кредита на уровне 6% и бизнес будет пользоваться льготными мерами поддержки действующих госпрограмм (Казахстан)

-Правительством выделена дотация в размере 33,4 млрд рублей 77 регионам (Россия)

3. Поддержка бизнеса и занятости населения

-предоставить отсрочки по уплате задолженности по налогам и социальным отчислениям;

-продлить сроки сдачи налоговой декларации физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-на период до 1 октября 2020 года установлена ставка НДС в размере 8% при совершении оборотов по социально значимым продовольственным товарам (Казахстан)

-не применение налоговых санкций и пеня за несвоевременное исполнение налоговых обязательств

-на период до 31 декабря 2020 года освобождены от уплаты акцизов производители подакцизных товаров (Казахстан);

-временный запрет на проведение процедур банкротства предприятий

- предоставлены беспроцентные кредиты на выплату заработной платы функционирующих предприятий и приостановивших свою деятельность.

-продлены сроки сдачи отчетов субъектами бизнеса по налогам и социальным отчислениям до 1 июля 2020 года, при условии своевременной оплаты платежей (Кыргызстан);

-услуги по выдаче сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах стали бесплатными для бизнеса (Россия)

-продление срока моратория на проверки контролирующими органами и ограничение выездных налоговых проверок

-расширено кредитование от 400 млрд тенге до 1 трлн тенге для снижения импортозависимости и обеспечения продовольственной безопасности (Казахстан)

-предоставить хозяйствующим субъектам отсрочку по платежам за аренду государственного имущества

-принята "Дорожная карта занятости" для обеспечения стабильности на рынке труда, общее финансирование которой составит 300 млрд тенге (Казахстан);

4. Поддержка населения (малообеспеченных, безработных и др. иждивенцев)

-предоставление бесплатных продуктово-бытовых наборов многодетным семьям, инвалидам и другим социально уязвимых группам населения

-выделено 10 тыс. тонн муки из Фонда материальных резервов (Кыргызстан)

-утверждение перечня социально значимых товаров, по которому вводится государственное регулирование цен

-установлены ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет;

-с 1 апреля имеющим право на маткапитал семьям с ребенком до трех лет должны начать дополнительно выплачивать по 5 тыс. рублей (Россия)

-временный запрет на вывоз продуктов в третьи страны

-установлены ежемесячные выплаты лицам, лишившимся доходов в связи с введением чрезвычайного положения, в размере 1 МЗП 42 500 тенге (Казахстан)

-не начисление штрафных санкций и пеня за неуплату платежей за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, газ, вывоз мусора, услуги связи, интернет и др.)

-принят пакет мер помощи гражданам, потерявшим работу в условиях чрезвычайного положения из-за коронавируса, включая:

а) первая мера касается граждан или физ.лиц, которые были заняты в частном секторе с 1 января по 13 марта, уволенных в период с 13 по 30 марта. Помощь предполагает единовременную выплату в размере минимальной зарплаты - 68 тыс. драмов (около $140). Помощь не будет дана тем, чья двухмесячная зарплата превысила 500 тыс. драмов (более $1 тыс.) б) вторая мера предполагает выплату единовременного пособия в 100 тыс. драмов ($200) безработным беременным женщинам, чьи мужья потеряли работу в период с 13 по 30 марта и не переходили на другую работу (Армения)

Источники:

1.Мониторинг принятых государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных последствий COVID-19 http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/МОНИТОРИНГ%20на%2030.03.pdf

2.Кредитные каникулы и выплаты семьям с детьми – как поддержат россиян в связи с коронавирусом https://riamo.ru/article/420417/kreditnye-kanikuly-i-vyplaty-semyam-s-detmi-kak-podderzhat-rossiyan-v-svyazi-s-koronavirusom.xl

3.Меры поддержки бизнеса в России расширят. https://lenta.ru/news/2020/03/31/mery/

4.Коронавирус в Казахстане.kz https://inbusiness.kz/ru/news/koronavirus-v-kazahstane-glavnoe-na-17-marta

5.О зарплате на период карантина рассказало Минтруда https://kursiv.kz/news/obschestvo/2020-03/o-zarplate-na-period-karantina-rasskazalo-mintruda

6.Финансовую поддержку получат более 150 тысяч наиболее нуждающихся казахстанцев. https://ru.sputniknews.kz/economy/20200403/13535392/maloimuschie-kazakhstantsy-50-tysyach-tenge.html03.04.2020

7.В Казахстане выделят деньги на борьбу с коронавирусом https://kapital.kz/economic/85922/na-bor-bu-s-koronavirusom-iz-rezerva-pravitel-stva-vydelili-23-5-mlrd-tenge.html

[1] https://www.gazeta.uz/ru/coronavirus-stat

[2] https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/issledovanie-kak-koronavirus-menaet-privycki-ludej-i-ekonomiki-mira

[3] https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/issledovanie-kak-koronavirus-menaet-privycki-ludej-i-ekonomiki-mira

[4] http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx

[5]http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx

[6]http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-04-2020-2.aspx

[7] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-04-2020-2.aspx

[8] Коронавирус COVID-19: статистика по Узбекистану и миру https://www.gazeta.uz/ru/coronavirus-stat

[9]https://kun.uz/ru/news/2020/04/23/novaya-volna-v-kitaye-zakryli-na-karantin-10-millionnyy-gorod

Сергей Воронин, главный специалист, д.э.н.

Умидахон Нарзуллаева, специалист 1 категории

Институт бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов Республики Узбекистан

*Публикация отражает личные взгляды авторов и может не отражать официальную позицию информационно-аналитического портала review.uz

Поделиться постом

Похожие новости