О нелегальных потоках вывоза валюты. Риски, связанные с либерализацией

О нелегальных потоках вывоза валюты. Риски, связанные с либерализацией

На сегодняшний день главной стратегической целью финансово-экономической и валютной политики государства является активное привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику путем либерализации внешнеэкономической деятельности для расширения внутреннего валютного рынка. В этом направлении вот уже более 3 лет в Узбекистане проводится успешная работа.

В результате реформ, проводимых в области либерализации валютной политики, создается широкий спектр благоприятных возможностей для предпринимателей и граждан, осуществляющих экспортно-импортные операции. В то же время, несмотря на существенный прогресс в этом направлении, до сих пор остаются некоторые проблемы в области полного обеспечения валютной потребности участников внешнеэкономической деятельности, расширения объема внутреннего финансового рынка.

Известно, что функционирование внутренних и международных валютных рынков существенным образом отличается. Если на международном валютном рынке определяющим фактором является соотношения спроса и предложения, то внутренние валютные рынки регулируются государством через принятие нормативных актов. Исходя из потребностей экономического развития, национальные правительства проводят ту валютную политику, которая может привести к сдерживанию или активизации движения валютных потоков.

Ключевое значение в проводимой валютной политике Узбекистана имеет принятый 2 сентября 2017 года Указ Президента Республики Узбекистана №УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики».

В рамках дальнейшей реализации этого указа Центральный банк Узбекистана принял соответствующее положение, в соответствии с которым юридические лица могут без ограничения приобретать в коммерческих банках иностранную валюту для оплаты по текущим международным операциям, а физические лица-резиденты Узбекистана могут свободно продавать в обменных пунктах и приобретать иностранную валюту в конверсионных отделах коммерческих банков в соответствии с действующим порядком с зачислением купленных средств на международные платежные карты и использовать их за границей без каких-либо ограничений. Наиболее существенным моментом установленного порядка является то, что при установлении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте теперь используются исключительно рыночные механизмы.

Риски вывоза валюты

Проведенная либерализация валютной политики имеет весьма важное значение для развития экономики Узбекистана по целому ряду направлений, в числе которых привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, стимулирование экспортеров в дальнейшем наращивании объемов экспорта, а также более эффективное использование валютных ресурсов в национальной экономике. Тем не менее, проведенная либерализация валютного рынка несет с собой и определенные риски, в частности, риски оттока и вывоза валюты из Узбекистана.

На сегодняшний день существуют разнообразные факторы и механизмы вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны:

- законные – создание фирм за рубежом с законным участием в них иностранной валюты, открытый перевод средств на зарубежные банковские счета;

- незаконные – финансовые и банковские операции, совершаемые с нарушениями установленных процедур;

- преступные – входящие в компетенцию Уголовного кодекса.

Как показывает практика, основными каналами полулегального и нелегального вывоза иностранной валюты являются:

- заключение фиктивных импортных контрактов;

- преднамеренное нарушение условий договора на поставку товаров по согласованию с зарубежным партнером;

- невозврат валютной выручки;

- использование пробелов в валютном законодательстве, в частности, по операциям в режиме экспорта-импорта;

- невозврат кредитов узбекским заемщиком и выплата завышенных процентов по кредиту, предоставленному банком-нерезидентом;

- создание фирм-«однодневок» и дочерних компаний, зарегистрированных в офшорной зоне;

- контрабандный вывоз товаров и наличной иностранной валюты.

Вывоз иностранной валюты из Узбекистана в другие страны чаще всего обслуживается посредством межбанковских операций и перераспределением денежных средств внутри компаний с использованием механизма трансфертных цен, внутреннего кредитования и выплаты страховых премий. Основными субъектами вывоза капитала по-прежнему выступают крупные транснациональные корпорации. Контроль за движением валютных средств – это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу.

Такое движение за пределы Узбекистана может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.

Первая форма – это компетенция таможенных органов Узбекистана.

Вторая – преимущественно Центрального банка Узбекистана. Существенным условием также является необходимость того, чтобы средства узбекских юридических и физических лиц находились на счетах именно узбекских банков, ведь если они уйдут на счета зарубежных банков, то окажутся вне досягаемости узбекских контролирующих органов.

Стоит добавить, что повышенные риски незаконного вывоза валюты в условиях либерализации валютного рынка присущи не только Узбекистану, но и другим странам. Так, ежегодный объем неофициальных валютных операций в мире составляет 67 трлн. долл. США.

Незаконный вывоз валюты

Одним из важных каналов вывода валюты из страны является ее контрабанда через границы. Анализ данных, полученных в этой сфере, свидетельствует о росте незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны после либерализации валютного регулирования.

В частности, по данным таможенной статистики, в 2019 году имело место более 220 случаев незаконного вывоза денежных средств из Узбекистана в различных валютах, соотношение фактов вывоза которых показано на рисунке 1.

Наиболее показательна динамика роста незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в Кыргызстан. Так, по данным статистики ГТК РУз, если в 2017 году правоохранительными органами Узбекистана были пресечены попытки вывоза в Кыргызстан иностранной валюты в размере более 4,3 млрд. сумов, то в 2018-м – более 26,2 млрд. сумов, 2019-м – более 27 млрд. сумов, а в течение января-сентября 2020-го – 5,6 млрд. сумов.

Активному вывозу валюты на этом направлении способствует слабая контролируемость участков границы между Узбекистаном и Кыргызстаном. В 2017-2019 годах и в течение января-сентября 2020 года все попытки незаконного вывоза иностранной валюты из Узбекистана в Кыргызстан были совершены по следующим направлениям: «Фергана–Верхний Вуадиль», «Наманган–Заркент» (Янгикурганский район Наманганской области), автомагистраль «Ташкент–Андижан» (Язъяванский район Ферганской области), «Наманган–Касансай» (Касансайский район Наманганской области).

Заключение

Незаконный вывоз иностранной валюты из Узбекистана в другие страны ведет к сокращению предложения иностранной валюты на валютной бирже, что оказывает отрицательное влияние на реальный курс узбекского сума по отношению к иностранным валютам. При этом сокращаются валютные ресурсы страны, снижаются возможности инвестирования в национальную экономику при росте инвестиционного потенциала других стран, что в перспективе негативно влияет на платежный баланс Узбекистана. Следовательно, сокращение вывоза иностранной валюты из Узбекистана в другие страны является одной из важнейших задач экономической безопасности.

В будущем для предотвращения незаконного вывоза валюты представляется целесообразным принять следующие меры:

- провести пропагандистскую работу среди населения по разъяснению уголовной ответственности за незаконный вывод валютных средств через приграничные территории;

- создать условия для проведения торгово-валютных операций между предпринимателями Узбекистана и предпринимателями других стран в двух государственных валютах;

- усилить меры контроля валютных операций между предпринимателями Узбекистана и предпринимателями других государств;

- повысить популярность рынка ценных бумаг Узбекистана для привлечения валютных средств;

- усилить меры контроля на слабо контролируемых участках границы;

- ввести поощрения для сотрудников правоохранительных органов, выявивших контрабанду валюты на слабо контролируемых участках границы.

Эти меры будут способствовать предотвращению контрабанды валюты из Узбекистана в другие страны.

Фарход Гафуров, Таможенный институт ГТК

В стране/Валютная политика

Экономическое обозрение №11 (250) 2020

Поделиться постом

Похожие новости