О развитии отношений Узбекистана с Китаем последние 4 года, влиянии пандемии на партнерство в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь» и китайском опыте борьбы с бедностью.
— Госпожа Посол, исполнилось почти 4 года, как Вы начали свою деятельность в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РУз. Каким Вы увидели Узбекистан в начале своей миссии и как менялось Ваше впечатление в течение следующих нескольких лет пребывания? Как Вы оцениваете развитие отношений Узбекистана с Китаем последние 4 года?
— Моя миссия началась в первые годы осуществления реформ и открытости в Узбекистане и мне выпала большая честь стать свидетельницей больших перемен, происходящих во внутренних и внешних делах страны.
В рамках принятой в 2017 году Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Узбекистан делает акцент на оптимизации структуры государственного управления, модернизации национальной экономики, либерализации бизнеса и улучшении делового климата и предпринимает весьма эффективные меры по выполнению вышеуказанных задач.
Придерживаясь принципа «ставить интересы народа превыше всего», страна подняла борьбу с бедностью на уровень государственной политики и развертывает масштабную работу, такую как введение «Железной тетради», создание вертикальной системы и т.д., и делает все возможное для повышения благосостояния народа.
В результате неустанных усилий Узбекистан стал одной из немногих стран, продемонстрировавших позитивный рост экономики в 2020 году в условиях пандемии. Вместе с тем, благодаря инициативной роли Узбекистана, взаимоотношения между странами Центральной Азии последовательно улучшаются. Стороны начали обсуждать и решать такие сложные вопросы, как делимитация и демаркация границ, водопользование, поставка электроэнергии и стремятся к достижению общего процветания путем совместного раскрытия потенциалов стран региона. Более того, Узбекистан принимает активное участие в региональных и международных делах и выступает с важными инициативами на международной арене.
В следующем году будет отмечаться 30-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Узбекистаном. Отмечу, что в последние годы под стратегическим руководством Председателя Си Цзиньпина и Президента Ш.М. Мирзиёева ускоренными темпами развиваются узбекско-китайские отношения всестороннего стратегического взаимодействия. Последовательно укрепляется политическое взаимодоверие, углубляется многоплановое практическое сотрудничество, расширяются обмены и взаимодействие в культурно-гуманитарной сфере и межрегиональное сотрудничество.
Одним словом, узбекско-китайские отношения имеют широкие перспективы и по праву служат образцом добрососедства, дружбы и взаимной помощи.
Хочу особо выделить торгово-экономическое сотрудничество. По мере углубления реформ, проводимых в Узбекистане во всех сферах, торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами вышло на новую траекторию.
За 4 года число зарегистрированных в Узбекистане предприятий с участием китайского капитала выросло почти в 1,5 раза.
За последние 3 года прямые инвестиции из Китая в Узбекистан превысили 3,9 млрд. долларов США, тем самым, общий объем инвестиций Китая перешагнул отметку 10 млрд. долларов США.
Товарооборот между двумя странами в 2020 году составил свыше 6,4 млрд. долларов США. Китай несколько лет подряд сохраняет за собой позицию крупнейшего торгового партнера Узбекистана, является самым большим импортером природного газа и хлопчатобумажной пряжи Узбекистана и пятым импортером узбекской сельскохозяйственной продукции. В 2020-м объем импорта продукции сельского хозяйства из Узбекистана составил 70,1 млн. долларов США, что на 44,5% больше, по сравнению с 2019 годом.
В 2018 году стороны подписали пакет протоколов о фитосанитарных требованиях, открывающих китайский рынок для 8 видов продукции из Узбекистана, таких как черешня, мед, дыня, маш и другие, и активно рассматривают возможность расширения доступа сельхозпродукции Узбекистана на китайский рынок. Помимо вышеуказанных традиционных сфер, торгово-экономическое сотрудничество наших стран уже охватывает новые направления — здравоохранение, водосберегающие технологии, возобновляемые источники энергии, полезные ископаемые, цифровая экономика, электронная торговля и т.д. Напомню, что такое динамично развивающееся сотрудничество носит исключительно взаимовыгодный характер и приносит реально ощутимые выгоды народам двух стран.
— В связи с пандемией коронавируса прошлый год был тяжелый для всего мира. Как сложившаяся ситуация повлияла на развитие узбекско-китайских отношений, как складывалось сотрудничество в сфере противостояния пандемии? Как пандемия повлияла на партнерство в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь» в последнее время?
— Пандемия новой коронавирусной инфекции — это общая беда всего человечества и уникальный случай, когда отчетливо высветился поистине дружественный характер и высокий уровень узбекско-китайских отношений. После вспышки эпидемии Председатель Си Цзиньпин и Президент Ш.М. Мирзиёев обменялись посланиями, провели телефонный разговор и наметили направления дальнейшего углубления узбекско-китайских отношений, всестороннего стратегического партнерства в новых условиях. Узбекистан в не простой для нас период передал Китаю две партии гуманитарных грузов. А Китай, в свою очередь, своевременно поделился с Узбекистаном опытом профилактики и лечения коронавирусной инфекции, поставил необходимые средства и оборудование и направил в Узбекистан медицинских специалистов для оказания помощи в ходе спасения жизни людей в больницах и клиниках республики.
Сотрудничество в области вакцины является важной составляющей частью совместной борьбы наших стран против пандемии. Для массовой вакцинации населения Узбекистана применяется и китайская рекомбинантная белковая вакцина, которая получила одобрение на экстренное использование в Узбекистане и Китае. Это не только показывает высокое доверие узбекской стороны к китайской вакцине, но и является практическим воплощением в жизнь призыва Председателя Си Цзиньпина превратить вакцину китайского производства в общественное благо для всего человечества. Китайская сторона будет и впредь укреплять сотрудничество с узбекской стороной в борьбе с эпидемией и раскрывать потенциал взаимодействия в области медицины и здравоохранения в интересах совместного построения «Здорового Шелкового пути».
Узбекистан является важным партнером Китая по совместному строительству «Одного пояса — одного пути». Хотя сотрудничество наших стран в рамках ОПОП неизбежно подверглось временному влиянию пандемии, но оно проявило уникальную устойчивость к негативу.
Целый ряд совместных проектов возобновляется благодаря планомерному восстановлению работы и производства в обеих странах и тесной координации между правительствами и предприятиями двух сторон. Введен в эксплуатацию комплекс по производству ПВХ, каустической соды и метанола на базе акционерного общества «Навоиазот». Запущено несколько средних и малых ГЭС.
С помощью китайских инвестиций завершено строительство цементных заводов Huaxin Cement Jizzakh и Farg‘ona Yasin Qurilish Mollari. Кроме того, китайские компании участвуют в реализации ряда проектов, финансируемых международными финансовыми институтами. Среди них — модернизация насосных станций, строительство ТЭС и СЭС, реконструкция каналов и автомобильных магистралей, электрификация железных дорог и т.д.
Китайская сторона готова и дальше углублять сотрудничество с узбекской стороной в рамках ОПОП. Будем совместными усилиями укреплять взаимосвязанность региона, обеспечивать стабильность мировых цепочек производства и поставок с целью выхода на путь социально-экономического восстановления, раскрывать потенциал развития в интересах придания мощного импульса всеобщему развитию и процветанию мира, созданию сообщества единой судьбы человечества.
— Учитывая приоритетные направления развития узбекской экономики, как, на Ваш взгляд, дальше будет развиваться сотрудничество между Китаем и Узбекистаном в торгово-экономической и инвестиционной сферах?
— Будучи важной страной вдоль «Одного пояса — одного пути», Узбекистан пользуется большой популярностью среди китайских инвесторов. В последние годы огромное количество китайских предпринимателей прибыли в Узбекистан для поиска возможностей ведения бизнеса. В Узбекистане осуществляются крупномасштабные проекты с китайскими капиталовложениями, которые охватывают промышленные парки, текстиль, строительные материалы, автомобили и т.д. В 2021 году власти Узбекистана поставили цель привлечь 7,5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых 18,2% приходятся на Китай.
В конце марта текущего года вице-премьер – министр инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Сардор Умурзаков и министр коммерции КНР Ван Вэньтао провели встречу в формате видеоконференц-связи и обстоятельно обменялись мнениями по реализации договоренностей лидеров двух стран о дальнейшем укреплении торгово-экономического сотрудничества. Стороны условились активизировать взаимодействие по привлечению крупных китайских компаний к выполнению новых проектов в Узбекистане, нацеленных на создание высокотехнологичных производств с применением инновационных китайских технологий.
В настоящее время компетентные органы двух стран проводят совместную работу по организации различных форумов, презентаций и семинаров, направленных на представление возможностей Узбекистана и привлечение большего числа китайских предприятий на рынок страны. Уверена, что благодаря совместным усилиям обеих стран будет достигнуто еще больше успехов во взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве наших стран в постпандемический период.
— Узбекистан начал активную работу с бедностью и формирует комплексные подходы по ее преодолению. 25 февраля 2021 года лидер КНР Си Цзиньпин, выступая на собрании, посвященном достижениям страны в ликвидации бедности, заявил, что Китай одержал победу в борьбе с абсолютной бедностью. Какие, на Ваш взгляд, ценные моменты китайского опыта в борьбе с бедностью мог бы использовать Узбекистан? В частности, как правительство Китая решает проблему институциональной дискриминации по отношению к людям, живущим в бедности? Есть ли различия в политике борьбы с бедностью мужчин и женщин?
— Сокращение бедности — это актуальный вопрос как для Китая, так и для Узбекистана. Китай много сделал для сокращения бедности и добился ощутимых результатов. За более чем 40 лет осуществления политики реформ и открытости, свыше 800 миллионов человек были выведены из бедности, а уровень бедности снизился с 97,5 процента в 1978 году до 0,6 процента к концу 2019 года. Страна внесла 70 процентов вклада в глобальную борьбу с бедностью.
Успехи Китая, достигнутые за эти десятилетия, обусловлены нижеследующими факторами.
Первое: руководство Коммунистической партии предоставило твердую политическую и организационную гарантию для сокращения бедности.
Второе: концепция развития с опорой на народ дает неуклонный ориентир для осуществления общего процветания.
Третье: социалистический строй позволяет концентрировать усилия ради общей цели.
Четвертое: применяется стратегия адресной помощи малоимущим слоям населения.
Пятое: в борьбе с бедностью акцент делается на повышение профессиональных навыков и целеустремленности малоимущего населения.
Шестое: сформирована атмосфера взаимной помощи и поддержки в обществе.
Что касается различия в политике борьбы с бедностью мужчин и женщин, то Китай придает особое значение «соблюдению основной государственной политики по обеспечению гендерного равенства, защите законных прав и интересов женщин и детей», «созданию и совершенствованию систем и механизмов по предоставлению равных возможностей для всестороннего развития женщин».
Разработаны и выполнены национальные планы действий по развитию женщин, включая Программу развития женщин Китая. Выделяется все больше бюджетных средств для укрепления здоровья женщин в сельской местности и поддержки женского предпринимательства. Широко задействованы ресурсы всей страны с целью оказать адресную помощь нуждающимся женщинам в западной части страны. Благодаря обучению укрепляются способности женщин к саморазвитию, что обеспечивает непрерывные и устойчивые результаты сокращения бедности. Благодаря вышеуказанным усилиям женщины, на которых приходится более 60% сельского трудоспособного населения в Китае, приобрели больше самостоятельности и уверенности в себе, начали активно заниматься предпринимательством и играют большую роль в исключении малообеспеченных районов из списка нищеты и в достижении благосостояния.
Вместе с тем, я стала свидетельницей того большого внимания, уделенного лично Президентом Узбекистана Ш.М. Мирзиёевым сокращению бедности, и вижу, как расширяются возможности сотрудничества между двумя странами в этой области. Безусловно, Узбекистан обладает своими преимуществами в этом направлении. Например, руководство страны решительно поддерживает работу по сокращению бедности. Достигнутый в последние годы социально-экономический прогресс заложил прочную основу для осуществления намеченных мероприятий, и махалля, как уникальная система управления общинами, может сыграть важную роль в осуществлении целенаправленного сокращения бедности.
Китай и Узбекистан — всесторонние стратегические партнеры и попутчики в процессе реформ и открытости. Обе страны являются сельскохозяйственными державами с большой численностью населения, сталкивающимися с аналогичными проблемами и общими задачами в борьбе с бедностью. Китай готов обменяться с Узбекистаном опытом прохождения «пути ликвидации нищеты», прилагать совместные усилия к достижению общего процветания и благополучия двух народов.
— В Китае по итогам «двух сессий» Всекитайского собрания народных представителей и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая одобрен план развития на ближайшие пять лет. В новом, 14-м пятилетнем плане сделан акцент на улучшении качества экономического развития и уровня жизни людей. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно, особенно о внешнеэкономических моментах этого плана.
— На прошедших в марте «двух сессиях» были приняты 14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025 гг.) и Перспективные цели на 2035 год.
Согласно этим документам, Китай будет углублять реформы в ключевых сферах, неизменно стимулировать развитие за счет инноваций, ускорять развитие современной индустриальной системы, расширять внутренний спрос, формировать мощный внутренний рынок; создавать новую архитектонику развития «двойной циркуляции», в которой внутренний и внешний рынки будут дополнять друг друга с опорой на внутренний рынок; оптимизировать региональную структуру экономики, способствовать скоординированному развитию регионов, непрерывно наращивать движущую силу и жизненную энергию развития.
Во внешнеэкономической деятельности Китай будет расширять внешнюю открытость, способствовать повышению качества внешней торговли и эффективному использованию иностранных инвестиций, стимулировать устойчивое развитие импорта и экспорта. Мы будем с партнерами продолжать осуществлять высококачественное строительство «Одного пояса — одного пути» в духе совместных консультаций, совместного строительства и пользования выгодами, неизменно выявляя ведущую роль предприятий и твердо придерживаясь рыночных принципов. Конкретно говоря, будем совместно с зарубежными партнерами продвигать диверсификацию источников финансирования и инвестирования, последовательно налаживать сотрудничество по важнейшим проектам, способствовать укреплению взаимосвязанности инфраструктуры в интересах общего развития и процветания.
Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР
Внешний вектор/Сотрудничество
Журнал «Экономическое обозрение» №5 (257) 2021
Оставить комментарий