Концепция человеческого капитала восходит к знаменитым работам Адама Смита, который косвенно определил такое понятие в своем труде «Исследование природы и причин богатства народов», опубликованном в 1776 году. Но только в 1928 году британский экономист Пигу впервые ввел термин «человеческий капитал». Тем не менее, мало что было известно об относительной сущности человеческого капитала в экономике (Ли, 2012). Новаторские исследования Минцера в области человеческого капитала проложили путь к повышению внимания к влиянию образования на экономическое процветание.
Разработанное в 1974 году уравнение Минцера показывает, что каждый дополнительный год обучения связан с индивидуальной нормой доходности около 7%. В течение следующих 40 лет по всему миру было проведено несколько сотен исследований, которые подтвердили, что улучшение школьного образования ведет к увеличению частных доходов. Положительное влияние образования вкупе с ростом доходов благоприятно влияет на здоровье, рождаемость, снижение преступности, уровень участия граждан в экономической и социальной жизни и производительность труда работников (Ханнушек и Воэссман, 2007). Таким образом, тема человеческого капитала как катализатора экономического роста стала центральной темой большинства экономических работ в последние десятилетия.
Многие известные ученые сходятся во мнении, что образование приводит не к повышению производительности труда, а, скорее, к увеличению потенциальной производительности труда.
Математическая модель Эрроу позволяет работодателям выявлять высококомпетентных работников на основе критерия образования. Другой исследователь, Троу, утверждает, что затраты на обучение сотрудников ниже для тех, кто имеет высшее образование (Немту, 2015). Ханушек и Воэссман (2010) считают, что развивающиеся страны не смогли сократить разрыв с развитыми странами, поскольку не уделяют достаточного внимания школьному обучению как средству достижения экономического процветания. Без решения качественных аспектов образования долгосрочные экономические показатели развивающихся стран вряд ли улучшатся.
Патринос (2016) лаконично отвечает на вопрос, на какой уровень образования нужно ориентироваться. Уровень отдачи от высшего образования является самым высоким, что побуждает политиков уделять больше внимания развитию высших учебных заведений. Однако при этом не следует принижать роль начального и среднего образования, поскольку базовое образование представляет собой основную государственную услугу, а среднее образование является обязательным условием для получения высшего образования. Автор также исследует уникальный аспект образования, заключающийся в том, что инвестиции во все уровни образования улучшают положение женщин благодаря позитивному влиянию на здоровье и образовательный статус, в том числе, в последующем и детей. Считается, что страны, вложившие средства в высшее образование женщин, приняли обоснованные инвестиционные решения, повысив общую производительность и еще больше сократив гендерный разрыв.
Таким образом, фокус исследований и акценты в реализации политики во всем мире сместились в сторону качества образования как движущей силы повышения частных доходов и экономического процветания.
Международный опыт в области образования развитых стран был успешно использован некоторыми развивающимися странами и странами третьего мира.
Ниже приводится краткая информация о системах образования 5 ведущих в области образования стран.
Финляндия – образование для всех
Система образования Финляндии уникальна тем, что направлена на предоставление всем гражданам равных возможностей для обучения, независимо от возраста, пола, этнической принадлежности, места жительства и финансового положения. Исходя из этой цели, в Финляндии установлено 7 ступеней образования. Дошкольное образование и уход за ребенком предназначены для детей до 5 лет и обеспечивают обучение самым основным общим и двигательным навыкам. Дошкольный этап для 6-летних детей служит начальным этапом для базового образования. Для финских детей в возрасте от 7 до 16 лет начальное образование длится 9 лет. После этого этапа учащиеся могут выбрать дополнительный год обучения.
По окончании общеобразовательных школ у студентов есть выбор. В то время, как студенты могут напрямую поступать на программы бакалавриата в университетах, те, кто стремится поступить в университеты прикладных наук, должны иметь опыт работы, известный как «профессиональная квалификация специалиста». Такое же различие существует для магистерских программ, в которых магистр прикладных наук должен иметь минимум 3 года профессионального опыта.
Образование на всех уровнях (от дошкольного до высшего) является бесплатным. Образование для взрослых может быть единственным уровнем, требующим оплаты за обучение. Равенство в образовании поддерживается по всей стране. Финляндия – одна из немногих стран, где разрыв в качестве обучения в школах столицы и отдаленных деревнях самый небольшой. Все школы следуют национальным программам и пользуются одинаковыми льготами со стороны государства.
Учитель является одной из самых престижных профессий в Финляндии, но к ним предъявляются строгие требования. Все учителя должны иметь минимальную степень магистра, в том числе и учителя базового образования. Непрерывное обучение проводится ежегодно для улучшения навыков и знаний учителей. Финские педагоги считают такое обучение привилегией, а не принуждением и принимают в нем активное участие.
Поэтому не удивительно, что Финляндия занимает лидирующую позицию в международных оценочных тестах. В PISA 2009 финские учащиеся были третьими среди 65 стран-участниц. В последних математических тестах PISA Финляндия заняла 12-е место в мире. Исследование навыков взрослых (PIAAC) также признало Финляндию второй лучшей страной по показателям грамотности, счета и решения проблем (мinedu, 2016).
Лидирующие позиции США
США являются мировым лидером во многих сферах, включая образование. QS и рейтинговые организации университетов ставят американские университеты на первое место в списке, где лидируют Гарвард, Массачусетс и Стэнфорд. Фактически, как и многие другие системы, образование в США проходит следующие этапы.
1. Дошкольное образование. Хотя эта форма обучения является необязательной, подавляющее большинство американских детей в возрасте 3-5 лет посещают дошкольные учреждения. Наряду с государственными дошкольными учреждениями существует множество негосударственных, созданных частными организациями или церквями. Большинство преподавателей для дошкольного образования имеют высокую квалификацию, по крайней мере, степень бакалавра.
2. Начальная школа. Этот уровень образования называется обязательным образованием. Начальные школы предназначены для детей 6-12 лет и обучение в них предоставляется бесплатно. Дети учатся в начальных школах до 6 класса. Основная учебная программа в начальной школе включает в себя базовые навыки чтения, математики и письма. Постепенно добавляются другие предметы, такие как история, география и музыка. В дополнение к регулярным учебным планам специальные образовательные программы предлагаются для детей с нарушениями или задержками в развитии. Кроме того, начальные школы предлагают специальные образовательные программы для одаренных детей с более сложной учебной программой.
3. Среднее образование. Еще один компонент обязательного образования – среднее образование, которое подразделяется на среднюю/младшую (7-8 классы) и среднюю школы (9-12 классы). В старших классах учащиеся, не заинтересованные в дальнейшем обучении, могут посещать профессиональные уроки в дополнение к академическим. Эти курсы предоставляют практические знания для учащихся, чтобы начать трудоустройство после окончания средней школы.
4. Высшее образование. Университетское образование в США хорошо известно во всем мире и отличается сложным процессом поступления. Критерии приема в колледжи начинаются с обязательного диплома средней школы. К основным критериям относятся средний балл (GPA), баллы SAT или ACT, участие в сообществах или лидерские достижения (спортивные или экологические) и эссе о зачислении (Studycountry, 2020).
4 типа британского обучения
Этапы обучения в Великобритании аналогичны тем, что есть во многих других странах. Тем не менее, есть 4 различных типа школ.
- Государственные школы. Дети в возрасте от 5 до 16 лет имеют право на бесплатное обучение в государственных школах.
- Независимые школы. Они также могут быть государственными или частными и финансироваться за счет родительских взносов.
- Домашнее обучение. Британским детям (в возрасте 4-16 лет) разрешается учиться дома, их учат родители или частные репетиторы.
- Школы-интернаты. Это школы-интернаты, в которых учащиеся учатся и живут в течение учебного года. Школы-интернаты предлагают различные международно признанные квалификации и специализации по таким предметам, как математика, история или информационные технологии.
Все эти типы школ делятся на дающие начальное и среднее образование и обучают детей от 5 до 16 лет. По завершении среднего образования учащиеся оцениваются по общему аттестату о среднем образовании (GCSE) по различным предметам, включая английский, математику и естественные науки. Учащиеся получают 5-10 баллов в зависимости от своих способностей.
Дальнейшее образование. После окончания средней школы учащиеся могут продолжить обучение. Британские квалификации в области дополнительного образования известны во всем мире.
GCSE является одним из основных требований на этапе дальнейшего образования, который состоит из:
- технических квалификаций. 16-летние британские подростки с четким представлением об их желаемой сфере деятельности могут выбрать получение технической квалификации. Этот уровень обеспечивает необходимую подготовку, навыки и специальные знания для студентов выбранной ими профессии.
- применяемых общих квалификаций. Это альтернатива технической квалификации и предназначена для 16-летних, которым еще предстоит определиться с конкретной карьерой. В этом случае вместо одной профессии дается широкое профессиональное образование. Студенты, стремящиеся заниматься бизнесом, прикладными науками или спортом, обычно выбирают систему «Прикладные общие квалификации» (UK education, 2020).
Всеобъемлющее образование Германии
Германия давно признана страной со всеобъемлющей системой образования и множеством различных типов обучения. Ниже приведены специфические аспекты немецкой системы образования.
- Дошкольное образование. Этот уровень включает детей до 6 лет. Интересно, что немецкие детские сады являются гибкими по графику, и в некоторых регионах они доступны в утренние, дневные, вечерние часы и даже в выходные дни, что очень удобно для работающих родителей. В крупных немецких городах также имеются двуязычные детские сады. Уровень дошкольного образования является факультативным, хотя большинство детей его получают.
- Немецкая начальная школа (Grundschule). Начальное образование для детей начинается с возраста от 6 до 10 лет. Школьная программа включает в себя обучение грамоте, математике, религии, естественным наукам, базовым навыкам работы на компьютере и иностранному языку. Однако точный учебный план предметов определяется на уровне федеративных земель. Религиозные занятия могут быть заменены занятиями по этике по просьбе родителей. Дети регулярно получают 20-30 часов обучения в неделю. Образовательные учреждения на этом уровне проинструктированы идентифицировать и поддерживать детей с нарушениями способностей к обучению, такими как дислексия.
- Средняя школа. На основании успеваемости ребенка и рекомендаций учителей начальных классов учащиеся могут выбрать один из многочисленных типов среднего образования (PlanForGermany, 2020).
- Гимназии – для отличников. Этот тип обучения востребован учащимися, которые стремятся получить высшее образование. 40 часов еженедельных занятий, большое количество домашних заданий и 2 обязательных иностранных языка – ключевые особенности обучения в гимназии.
- Realschule – для студентов среднего уровня. Это самая распространенная форма обучения в Германии. Хотя академическая строгость в Realschule уступает таковой в гимназии, она все еще считается высоким академическим стандартом. В отличие от гимназий, учащиеся, обучающиеся по типу Realschule, обязаны изучать один иностранный язык. Учебный план в Realschule предназначен для подготовки студентов к работе среднего уровня. Большинство сотрудников отдела продаж, медсестер, гражданских служащих среднего звена и секретарей являются выпускниками Realschule.
- Hauptschule – для студентов низкого уровня. Hauptschule предлагает профессиональное образование для менее академически талантливых студентов и продолжается в течение 5 обязательных лет. В то время как учебная программа похожа на программу в Realschule, темп обучения намного ниже из-за низкой успеваемости учащихся.
- Gesamtschule – комплексная школа, в которой существуют все виды образования.
Оценки учащихся являются определяющим фактором для перевода учащегося из одной средней школы в другую. В то время как лучшие ученики гимназий выбирают высшее образование, выпускники Realschule и Hauptschule имеют выбор профессиональных школ, известных как Berufsschule, которые, в свою очередь, делится на несколько типов.
- Berufsfachschule – очная профессиональная школа.
- Berufsaufachschule – профессионально-техническое училище.
- Fachoberschule – техникум.
- Berufliches Gymnasium/Fachgymnasium – профессионально-высший уровень гимназии.
- Fachschule – продвинутый техникум.
Эти профессионально-технические училища работают неполный рабочий день и предназначены для учеников, которые уже обучаются в учебных заведениях. Обучение обычно длится 2-3 года. Профессиональное обучение не является барьером для высшего образования. Учащиеся, проучившиеся 10-13 лет, которые закончили полное профессиональное образование, получают так называемый Zeugnis der Fachgebundenen Hochschulreife, который дает им доступ к высшему образованию.
В целом, либо через гимназии, либо через полное профессиональное обучение студенты могут получить право на получение высшего образования, которое идентично большинству других образовательных программ университетского уровня в разных странах. Образование в Германии отличается от остального мира тем, что в группах существуют разные подгруппы для удовлетворения потребностей разных слоев общества с различными обстоятельствами и способностями.
Нулевая неграмотность в Японии
Япония – страна с нулевой неграмотностью. В Японии обязательное образование включает в себя 6 лет начальной школы и 3 года в младших классах средней школы. Далее следуют 3 года в старшей школе и 4 года университетского образования. Успех японского образования заключается в философии системы образования. Вот ключевые интересные моменты в японском образовании (Japan education, 2020).
- Большинство школ работают в 3 семестра, начиная с апреля. Занятия ведутся 6 часов в день, за исключением младших классов начальной школы. Каникулы, как правило, короче, и японские учащиеся получают домашнее задание даже на каникулы. Один инструктор преподает все предметы на начальном уровне. Размер класса обычно меньше 40 детей.
- Домашнее задание ученика не проверяется учителем. В типичном классе ученик решает домашнее задание на доске, а другие учащиеся помогают исправить, если ответ неверный. Ученик за доской не наказывается, скорее, руководствуется правильным решением. Когда учитель объясняет новую тему, ученикам дается упражнение для проверки их понимания. Первым решивший ученик поднимает руку. Учитель подходит и следит за тем, чтобы ученик объяснил полученные результаты. Этот первый ученик встает и подходит, чтобы проверить других учеников. Таким образом, учащийся берет на себя роль корректора или учителя.
- Японская философия считает, что, если человек учит тому, чему он сам научился, то 90% знаний усваиваются. При этом от простых лекций усваивается только 40% информации.
- Обед в начальных и младших школах предоставляется в соответствии со стандартным меню и подается в классе с учителем. Этот метод предназначен для укрепления отношений между учениками и учителем (Mandrapa, 2015).
Япония лидирует в недавних тестах PISA по многим показателям. Неудивительно, что философия системы образования является движущей силой таких высоких результатов японских учащихся на международном уровне.
Ориентиры образования Узбекистана
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису от 25 января 2020 года отметил, что «мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации».
Будучи членом Организации Объединенных Наций, Узбекистан также обязан достичь целей в области образования, установленных Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН в рамках Цели 4: «Эффективные результаты обучения». Этот процесс предусматривает обеспечение всех мальчиков и девочек к 2030 году бесплатным, справедливым и качественным средним образованием.
Ряд инициатив и указов соответствуют вышеуказанной цели. В Стратегии действий на 2017-2021 годы особое внимание уделяется образованию молодежи в Узбекистане. План Сектора образования (ПСО) на 2019-2023 годы, подготовленный правительством Узбекистана, является продолжением первого ПСО на 2013-2017 годы, который был призван обеспечить эффективную систему образования в стране для достижения долгосрочного устойчивого роста (GoU, 2019).
Примером последовательных усилий государства по совершенствованию сферы образования в Узбекистане может служить Указ Президента «О Концепции развития высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Эта концепция способствует интернационализации высшего образования в Узбекистане и однозначно требует, чтобы, по крайней мере, 10 университетов имели международный рейтинг (Уралов, 2020). Стоит также указать, что Узбекистан уделяет приоритетное внимание повышению качества всех трех уровней образования (начального, среднего и высшего), а не сосредоточению внимания на одном уровне образования. Для финансирования крупномасштабной образовательной политики выделяется около 6,4% годового ВВП.
В настоящее время в Узбекистане насчитывается 114 высших учебных заведений, из которых 93 являются отечественными, 21 – зарубежными и их филиалами. В частности, за последние 3 года было создано 6 высших учебных заведений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших учебных заведений. Кроме того, в 2019/2020 учебном году в 59 высших учебных заведениях введена заочная, в 10 высших учебных заведениях – вечерняя формы обучения. Численность студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата высших учебных заведений республики, составляет 410 тысяч человек, по специальностям магистратуры – 13 тысяч и за последние 3 года увеличилась в 1,7 раза (2020).
Прогнозная динамика
Ввиду тесной взаимосвязи развития сферы образования и экономического ростапредставляется целесообразным дать прогнозы развития сферы образования в сопоставлении с прогнозами по экономическому росту Узбекистана.
По прогнозам, ВВП Республики Узбекистан в 2025 году увеличится в 1,39 раза по отношению к 2020 году, что повлияет на затраты на образование в процентном соотношении к ВВП. Выполненные нами в этом направлении прогнозы показывают, что ВВП Узбекистана к 2025 году будет составлять 711781,493 млрд. сум., а затраты на образование – 42706,9 млрд. сум. (6% от ВВП). Это больше, по сравнению с 2014 годом, в 4 раза, как для ВВП, так и для затрат на образование (рис. 1).
Исходя из собственных прогнозов, основываясь на Указе Президента Республики Узбекистан об увеличении вузов и качества образования до 2030 года, был сделан прогноз количества абитуриентов и населения, которое получит высшее образование. Если в 2014 г. было подано 549,5 тыс. заявлений на поступление в вузы, то на 2030 г. прогнозируется 2 322,5 заявления. В 2014 г. в вузы были зачислены 59,3 тыс. абитуриентов. К 2030 году прием в вузы запланировано увеличить до 898,7 тыс. чел. Охват подавших заявления на высшее образование повышается, соответственно, от 10,8 тыс. чел. до 60,7 тыс. чел. за этот период (рис. 2).
Рисунок 1. Прогноз ВВП и расходов на образование от ВВП Республики Узбекистан (млрд. сум.)
Источник: составлено и рассчитано авторами на базе данных Министерства финансов, 2020
Исходя из прогнозов, подача документов в высшие учебные заведения будет увеличиваться в связи с ростом населения, а также если уровень образования улучшится в разы, то люди начнут учиться в высших учебных заведениях Узбекистана вместо того, чтобы учиться за границей. Более того, количество иностранных студентов из ближайших государств может возрасти благодаря улучшению качества образования.
Рисунок 2. Прогноз подачи заявлений и поступления в вузы по Республике Узбекистан (тыс. чел.)
Источник: рассчитано Ш.Фахриддинхужаевым на базе данных Министерства финансов, 2020
Выводы
Резюмируя, стоит еще раз подчеркнуть, что образование приводит не к повышению производительности труда, а, скорее, к увеличению потенциальной производительности труда. Каждый доллар, потраченный на образование, может давать отдачу до 15 долларов за счет экономического роста. Успеваемость учащихся по математике или естественным наукам можно использовать в качестве лучшего показателя человеческого капитала.
Финляндия, США, Великобритания, Германия, Япония были выбраны в качестве образцовых систем образования во всем мире. Все они имеют разные стадии эволюции, степень требований и методы обучения. Тем не менее, все продемонстрировали динамичное развитие образовательных систем, что привело к росту в экономике и социальной сфере. Приведенные выше примеры предлагают множество идей, которые стоит реализовать в любой другой системе образования.
Узбекистан уделяет приоритетное внимание всесторонней политике повышения качества всех трех уровней образования (начального, среднего и высшего), а не сосредотачивает внимание на одном уровне образования. Для финансирования крупномасштабной образовательной политики выделяется около 6,4% годового ВВП. Рекомендуется повышение качества образования путем привлечения в систему образования зарубежных ученых и специалистов ведущих университетов и институтов мира на основе дистанционных форм обучения и обмена опытом, а также всемерного применения цифровых технологий на всех стадиях образования.
В целом, учитывая международный опыт (развивающиеся страны для искоренения бедности должны развивать среднее образование, а развитые страны для экономического роста – высшее образование), целесобразно развивать и общеобразовательную систему, и систему высшего образования, так как Узбекистан стремится попасть в группу развитых стран.
В стране/Образование
Ш.Ю. Махкамова, Ш.Т. Фахриддинхужаев, Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан
Оставить комментарий