Обзор развития текстильной отрасли Узбекистана в 2017-2020 годах

Обзор развития текстильной отрасли Узбекистана в 2017-2020 годах

Текстильная отрасль стратегически важна для развития экономики Узбекистана. Собственная крупная сырьевая база, трудоемкость отраслей легкой промышленности, наличие относительно массивного рынка в сопредельных странах делают развитие текстильного и швейного производства в Узбекистане одним из потенциальных драйверов роста. Раскрытие этого потенциала и формирование сильного текстильно-швейного сектора в стране - одно из приоритетных направлений развития национальной экономики.

В статье рассматривается, как развивались текстильная и швейно-трикотажная отрасли Узбекистана в последние годы и каковы ожидания по выполнению в этой области задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Меры, направленные на развитие потенциала

Перед отечественными текстильной и швейно-­трикотажной отраслями в последние годы стояло несколько стратегически важных задач, прямо влияющих на раскрытие дальнейшего экономического потенциала и реализацию сравнительных преимуществ страны: повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе за счет увеличения урожайности выращиваемого хлопка-сырца, сокращение экспорта сырья полуфабрикатов, наращивание производства и реализация продукции с высокой добавленной стоимостью, расширение рынков сбыта, а также создание дополнительных рабочих мест, учитывая потенциал отраслей легкой промышленности в решении вопросов занятости, особенно женщин.

Учитывая, что текстильная отрасль - одно из приоритетных направлений развития экономики, государство уделяет ей повышенное внимание и оказывает производителям всевозможную поддержку. За последние годы, особенно в 2020-м, когда предприятия остро нуждались в эффективной поддержке, правительством были предоставлены производителям текстиля и одежды разные налоговые, таможенные, кредитные льготы и преференции. К примеру, в 2017-2020 годах предприятиям предоставлены льготные кредиты в общем на 365 млн долларов.

Согласно постановлению Президента «О Программе мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы», принятому 21 декабря 2016-го, предприятиям, специализирующимся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли (ткани, готовые швейные изделия, одежда, головные уборы, чулочно-носочные изделия, текстильная галантерея, фурнитура и аксессуары для швейно-трикотажной промышленности), предоставлялись налоговые и таможенные льготы, преференции в виде освобождения от уплаты налога на прибыль, имущество, от единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, таможенных платежей за импортируемое оборудование, комп­лектующие изделия, не производимые в республике сырье и материалы, и другие.

Через год Указом Президента «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности» от 14 декабря 2017-го предприятия текстильной промышленности дополнительно были освобождены до 2021 года от уплаты таможенных платежей (кроме НДС и сборов за таможенное оформление) за импортируемые хлопковое, искусственное и синтетическое волокно, шерсть, сырье и иные материалы, необходимые для производства и не производимые в республике.

Освобождение от уплаты таможенных льгот при импорте производственных товаров и оборудования обусловлено целесообразностью снижения издержек отечественных производителей, что вполне логично. Если необходимый для производства товар не выпускается в стране и производитель в любом случае будет его импортировать, то не имеет смысла увеличивать его расходы и тем самым снижать конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время создано достаточно мощностей по переработке хлопкового волокна и при этом вводится механизм сдерживания экспорта хлопчатобумажной пряжи.

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию легкой промышленности и стимулированию производства готовой продукции» от 16 сентября 2019 года предписывается ввести с 2021 года сбор за каждый килограмм экспортируемой пряжи в размере 0,01 доллара. 75 процентов этих средств будут направлены в Ассоциацию «Узтекстильпром» для финансирования внедрения на предприятиях международных стандартов, сертификации продукции, покрытия расходов предприятий на участие в международных выставках и ярмарках, создания и продвижения национальных брендов, реализации научно-исследовательских и инновационных проектов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и других мер.

Как ожидается, за счет увеличения объемов переработки пряжи внутри республики, а также введенного сбора при экспорте доля пряжи, поставляемой на экспорт, сократится с текущих 59 до 48 процентов в 2021 году. При этом прог­нозируется увеличение объемов выпуска этой продукции.

Кроме того, в феврале 2019-го введены серьезные меры поддержки в виде льготного кредитования и покрытия выплат процентов по кредитам для предприятий-экспортеров текстильной и швейно-­трикотажной продукции. В сентябре того же года было предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество до 2023 года предприятиям, имеющим долю экспорта готовой швейно-трикотажной продукции в общем объеме выручки в размере не менее 60 процентов.

Обеспечивая сырьевую базу

Исходя из этого основными задачами в сфере регулирования текстильной отрасли стало создание благоприятных условий для эффективного функционирования текстильных и швейных предприятий, а также изменение сложившейся ранее практики хозяйственных отношений между участниками цепочки добавленной стоимости от поставщиков сырья - сельхозпроизводителей до производителей конечной продукции и экспортеров путем внедрения рыночных механизмов. Это должно способствовать снижению издержек и повышению конкурентоспособности отечественных производителей текстиля и одежды.

Узбекистан является шестым в мире производителем хлопка со среднегодовым объемом урожая три млн тонн, что позволяет говорить о наличии сравнительных преимуществ для формирования крупного текстильно-швейного производственного сектора.

Однако сырьевую базу следует развивать, повышать эффективность ее использования. Была необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному наращиванию производства сырьевой продукции. Относительно хлопка это в первую очередь касается повышения его урожайности, чего в условиях Узбекистана необходимо достичь без увеличения площадей под выращивание, обес­печивая оптимизацию использования водных ресурсов. Решение этой задачи строилось на реформах в сельском хозяйстве и кардинальном изменении отношений между фермерами-поставщиками хлопка и производителями текстиля и одежды.

С 2017 года была внедрена в порядке эксперимента система заказа и авансирования производства хлопка-сырца напрямую у фермерских хозяйств отечественными предприятиями Узтекстильпрома с условием, что закупаемый хлопок-сырец используется ими исключительно для дальнейшей переработки.

Одной из главных реформ рассматриваемого периода в области регулирования межхозяйственных отношений сельхозпроизводителей и предприятий-переработчиков стало внедрение кластерной формы хозяйствования, что позволяет создавать единую производственную цепочку от сырья до готовой продукции, при этом существенно снижая трансакционные издержки как фермеров, так и производителей.

За несколько лет кластерная модель показала свою эффективность относительно прежней модели взаимоотношений между фермерами, хлопкоперерабатывающими предприятиями и производителями товаров из хлопка. В итоге с момента апробирования кластерной модели и создания первого хлопково-текстильного кластера в 2017-м за последующие три года их количество резко выросло и в 2020 году достигло 97. В 2020-м в кластерах собиралось более 90 процентов всего урожая хлопка страны. Урожайность в кластерах увеличилась за последние четыре года на 6,2 центнера. По итогам 2020-го, кроме семи кластеров, все остальные уже наладили производство продукции более высоких переделов: 83 - выпускают пряжу, 46 - ткани, полотна, чулочно-носочные изделия, 40 - готовую швейно-трикотажную продукцию.

Таким образом, переход на кластерную модель в короткий период времени обеспечил кардинальное изменение цепочек производства в этой сфере от сырья до готовой продукции в масштабах республики, что уже сформировало новую среду взаимоотношений между производителями разных циклов производственного процесса и ведет к повышению производственной эффективности и увеличению конкурентоспособности отечественной продукции.

К производству готовой продукции

Сегодня отмечается ускоренная динамика наращивания производства текстиля и одежды: за четыре года увеличилось в номинальном выражении в 2,8 раза. В натуральных объемах производство хлопкового волокна выросло на 17 процентов, пряжи - в 2,1 раза, тканей -в 2,9, трикотажного полотна - в 3,2, чулочно-носочных изделий - в 7,1, швейных - в 5,6, трикотажных - в 3,5 раза. Доля текстильной отрасли в общем объеме промышленного производства страны увеличилась с 7,5 процента в 2016 году до 12,4 - в 2020-м, что говорит о ее опережающем развитии относительно других отраслей экономики.

В производстве текстиля и одежды также произошли серьезные структурные изменения: уход от реализации первичной продукции низких уровней переделов и смещение к наращиванию производства и реализации готовой продукции высоких уровней переделов. Если в 2016 году на выручку от реализации пряжи приходилось 52 процента от общей выручки отрасли, то в 2020-м - уже 38, при том, что производство пряжи в эти годы продолжало увеличиваться, а объем выручки от ее реализации вырос в два раза. В то же время доля продукции 4-го передела в общем объеме выручки отрасли увеличилась с 32 в 2016 году до 42 процентов - в 2020-м. Доля продукции 3-го уровня передела аналогично увеличилась с 16,5 до 19,4 процента. Все это говорит о том, что отрасль ускоренно уходит от производства в большей степени сырьевой продукции и полуфабрикатов и переориентируется на выпуск предназначенной для конечного потребителя.

Объективным индикатором успешности развития отрасли стал период пандемии. Масштабные ограничения внутри страны и на внешних рынках создали трудности для нормальной деятельности текстильных и швейных предприятий, однако накопленный запас прочности в предыдущие годы позволил предотвратить масштабный спад производства и экспорта, увольнения работников, как это наблюдалось во многих странах - крупных произ­водителях текстиля и одежды. Более того, отрасль в 2020 году продолжила динамично развиваться, причем более высокими темпами, чем в 2019-м. Так, к примеру, производство трикотажных изделий за год увеличилось более чем в два раза, швейных изделий и тканей почти на 50 процентов, чулочно-носочных - на 53. Все это свидетельствует об устойчивости отрасли к шокам. К тому же необходимо отметить, что пандемия коронавируса, с одной стороны, привела к спаду спроса на одежду и в то же время резко увеличила спрос на разного рода защитные текстильные изделия типа масок, комбинезонов. Повышенный спрос со стороны здравоохранения на текстильную продукцию компенсировал спад спроса на другие товары, создав новые возможности для развития отрасли.

Также в период 2017-2020 годов ускоренное развитие отрасли требовало ввода новых мощностей, освоения производства новой продукции как конечной, так и производственной, что в свою очередь требовало привлечения серьезных инвестиций. Основополагающим фактором этого является создание благоприятных условий для развития бизнеса, стимулирования предпринимательской активности и притока инвес­тиций. За прошедший период в стране были внесены существенные изменения в инвестиционное законодательство, созданы СЭЗ и МПЗ с преференциальными режимами налогообложения, повысилась защита инвестиционной деятельности. Все это позволило существенно увеличить приток инвестиций в экономику страны, в том числе в текстильную отрасль.

По данным Ассоциации «Узтекстильпром», объем ежегодно осваиваемых отраслью инвестиций увеличился со 190 млн долларов в 2016-м до 473,9 млн - в 2019-м. Формируемый благоприятный климат уже привлекает интерес мировых брендов к запуску своих производств в Узбекистане.

Немаловажной является и деятельность по внедрению международных стандартов на производстве, что повышает качество выпускаемой продукции и позволяет поставлять ее на более емкие внешние рынки, где предъявляются высокие требования к качеству. Так, по данным Ассоциации «Узтекстильпром», на ноябрь 2020 года международные системы менеджмента качества ISO-9001 и энергоэффективности ISO-50001 внедрили свыше 1000 отечественных предприятий. Более чем на 400 налажено производство по OEKO-Tex Standard, не менее 20 компаний действуют в соответствии с международной инициативой социальной ответственности бизнеса BSCI и Sedex. При этом внедрению международных стандартов на производстве уделяется самое пристальное внимание со стороны высшего руководства страны. Это говорит о том, что деятельность в данном направлении будет продолжена.

Реализация экспортного потенциала

После 2016-го переход к модели полной переработки сырья и прекращения его экспорта приобрел форсированный характер. Было открыто заявлено, что с 2020 года экспорт хлопка из Узбеки­стана будет полностью остановлен, а все сырье будет перерабатываться внутри респуб­лики. Уже в 2018-м на фоне роста производства хлопка-­волокна на восемь процентов относительно 2016-го доля хлопка, поставляемого на экспорт, резко снизилась до 18,4 процента, а 81,6 процента собранного уже перерабатывалось внут­ри страны. В прошлом году это соотношение составило 11 процентов - на экспорт и 89 - внутренняя переработка. При этом на фоне снижения объемов экспорта хлопка объемы экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции только росли. Здесь необходимо отметить, что продолжающийся экспорт белого золота скорее всего связан с выполнением обязательств по долго­срочным экспортным контрактам. Как ожидается, в 2021 году 99 процентов перерабатываемого хлопка-волокна уже будет использоваться для нужд отечественной промышленности.

Среди главных индикаторов качественного развития отрасли является повышение спроса на ее продукцию на внешних рынках. В настоящее время текстильная отрасль Узбекистана является экспортоориентированной. Выпускаемая отечественными предприятиями текстильная и швейная продукция пользуется спросом у покупателей как на внутреннем рынке, так и на внешнем, и с годами приобретает все большую популярность у зарубежных потребителей. Об этом свидетельствует то, что за четыре года экспорт удалось нарастить в 2,1 раза: с 899 млн долларов в 2016 году до 1867 млн - в 2020-м.

Текстильная и швейная продукция Узбеки­стана поставляется во многие страны мира, и география экспорта ежегодно расширяется. К примеру, если в 2016 году продукция поставлялась в 60 стран, то в 2020-м - уже в 71. Однако здесь необходимо отметить, что в настоящее время только на шесть стран приходится 89 процентов всего объема экспорта текстиля и одежды. Так, по итогам 2020-го на Россию приходится 36,5 процента, Китай - 21,6, Кыргызстан - 15,2, Турцию - 11,4, Польшу и Казахстан по 2,3. При этом 95 процентов экспорта готовых швейно-трикотажных изделий приходится на страны СНГ. Это говорит о сохранении низкого уровня диверсификации географии экспорта.

Положительный эффект для экономики

Вполне естественно, что принятие столь обширных мер поддержки отраслей легкой промышленности должно сопровождаться и повышенной отдачей для страны и населения за счет создания рабочих мест, повышения общего уровня доходов, налоговых поступлений в Государственный бюджет, что и происходило в последние годы. Динамичное развитие текстильной и швейно-трикотажной отраслей в 2017-2020 годах имело значительный положительный эффект для национальной экономики.

Как известно, в Узбекистане остро стоит вопрос с занятостью населения. Несмотря на поступательный рост, экономика пока не способна покрыть запросы быстро растущего населения на необходимое количество рабочих мест. Текстильная и швейная промышленность, являясь трудоемкими отраслями, имеют способность создавать массовые рабочие места. За 2017-2020 годы развитие отраслей привело более чем к трехкратному увеличению рабочих мест: со 100,5 в 2016 году до 315 тысяч - в 2020-м. Наибольшее увеличение рабочих мест в 2020-м относительно 2016-го отмечается в производстве трикотажных изделий - в 3,3 раза. В прошлом году на долю швейно-трикотажного производства, то есть выпуска готовой продукции, приходилось 70 процентов от всех занятых в отрасли, тогда как в 2016-м - 61.

Другой немаловажный эффект - увеличение поступлений в Госбюджет. Ежегодные поступления в бюджет от текстильных и швейно-трикотажных предприятий увеличились в четыре раза - с 309 до 1227 млрд сумов. Однако следует отметить, что в связи с пандемией и ответными мерами поддержки предприятий поступления в 2020 году были ниже, чем в 2019-м, когда Государственный бюджет получил налогов от текстильных и швейных предприятий в общей сложности на 1552,5 млрд сумов, что больше, чем в 2016-м, в пять раз в номинальном выражении.

Перспективы развития

Согласно постановлению Президента «О мерах по дальнейшему развитию легкой промышленности и стимулированию производства готовой продукции» от 16 сентября 2019 года утверждены прогнозные индикаторы развития отраслей легкой промышленности до 2025 года. В частности, были установлены целевые параметры по доведению объема производства текстильной и швейно-трикотажной продукции до 15 млрд долларов с ростом в 3,5 раза к объему 2019 года. Планируется нарастить экспорт текстильной и швейной продукции к 2025 году в 3,3 раза до 7 млрд долларов.

В производстве основная тенденция развития в ближайшие годы будет прямо исходить из задач и накопленного опыта. В первую очередь это дальнейшее наращивание объемов производства и реализации готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Основными трендами станут дальнейшая диверсификация номенклатуры производимых товаров, освоение выпуска новых видов с постепенным переходом к производству технологически более сложной продукции. Это потребует совершенствования подходов в подготовке кадров для текстильной отрасли, привлечения ведущих мировых брендов в сфере текстиля и одежды к запуску производств на территории республики. Помимо этого, необходимо развитие смежных отраслей, которые являются поставщиками производственных товаров для легкой промышленности, к примеру, химической и газохимической. Также дальнейшее внедрение международных стандартов текстильной сферы на производстве позволит повысить качество выпускаемой продукции.

Планируется полнее использовать экспортный потенциал и наращивать экспорт отечественной текстильной и швейно-трикотажной продукции. Прогнозируется, что в 2021 году экспорт вырастет до 2,8 млрд долларов с увеличением почти на 50 процентов по отношению к 2020-му. Цель амбициозная, но достижимая. Так, за год планируется нарастить экспорт швейно-трикотажных изделий в 2,2 раза: с 657 млн долларов в 2020 году до 1428,2 млн - в 2021-м. В итоге доля швейно-трикотажных изделий в объеме экспорта текстиля и одежды увеличится с 35 до 50 процентов. Для сравнения и ориентира: доля одежды в общем объеме экспорта текстиля и одежды Вьетнама составляет более 75 процентов, Китая - 53.

Относительно экспортного потенциала и получения статуса GSP+ со стороны Европейского Союза будет нелишним напомнить, что Президент Узбеки­стана в Послании Олий Мажлису отметил: в текстильной отрасли это даст возможность увеличить экспорт продукции почти на 300 млн долларов в год.

Кроме того, немаловажной является и дальнейшая диверсификация географии экспорта готовой швейно-трикотажной продукции. К примеру, если в 2020 году почти весь объем поставлялся в страны СНГ, из которых 52 процента поступали на российский рынок, то в 2021-м на фоне роста экспорта ожидается, что доля стран СНГ снизится до 80 процентов, тогда как на страны Европы, включая Турцию, будут приходиться уже 17 процентов в сравнении с 3,4 по итогам 2020 года.

* * *

Несмотря на то, что производство текстиля на территории Узбекистана является традиционным, тем не менее отрасль по-прежнему имеет значительный потенциал для дальнейшего эффективного и успешного развития. Президентом Узбекистана в ходе Послания Олий Мажлису было отмечено, что есть все условия для того, чтобы текстильная отрасль (наряду с некоторыми другими) стала драйвером национальной экономики.

Руслан Абатуров,
главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ

для газеты "Правда Востока" №26 от 5 февраля 2021г.


Поделиться постом

Похожие новости