Одобрен предварительный концептуальный проект основных направлений монетарной политики до 2024 года

Одобрен предварительный концептуальный проект основных направлений монетарной политики до 2024 года

На заседании Правления Центрального банка 21 октября 2021 года был одобрен предварительный концептуальный проект «Основных направлений денежно кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов»

В основных направлениях денежно-кредитной политики отражены среднесрочные прогнозы макроэкономического развития Центрального банка, работа, которую предстоит проделать в денежно-кредитной сфере в ближайшие годы, а также меры, которые будет принимать Центральный банк в случае изменения внешних и внутренних экономических условий и подходы к реализации денежно-кредитной политики.

В проекте также отражены запланированные на ближайшие годы меры по совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики, внутреннего валютного и денежного рынков, развитию аналитического и прогнозного потенциала.

При разработке основных направлений денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов, в первую очередь, учитывались цели обеспечения ценовой и финансовой стабильности в экономике и снижения инфляции до целевого уровня (таргета) 5% к концу 2023 года.

Мировая экономика в 2020 году, в условиях пандемии коронавируса и вызванного ее влиянием глобального экономического кризиса, испытала резкий спад экономической активности из-за введения строгих карантинных ограничений и сбоев в цепочках поставок, а также значительное смягчение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

В 2021 году в результате относительного улучшения ситуации с пандемией, смягчения карантинных мер и повышения уровня адаптации хозяйствующих субъектов к пандемии, наблюдалось существенное восстановление экономической активности, что способствует достижению допандемического уровня совокупного спроса.

При этом, более медленное восстановление совокупного предложения по сравнению со спросом на фоне изменения климатических условий и сбоев в цепочках поставок привело к ускорению инфляционных процессов во всем мире.

Значительный рост цен на основные продовольственные товары с последнего квартала 2020 года и энергоресурсы с начала 2021 года, также привел к формированию инфляции выше целевых показателей в большинстве стран.

Меры, принятые в стране в 2020 году и прошедшие 9 месяцев 2021 года в области фискальной, монетарной и структурных экономических реформ, стали факторами стимулирования экономической активности и совокупного спроса. В результате реальные темпы экономического роста в 2020 году составили 1,7%, за первые 9 месяцев 2021 года 6,9% и ожидаются пределах 6,5-7,2% по итогам 2021 года.

В условиях пандемии для достижения баланса между задачами поддержания экономической активности и обеспечения стабильности цен в 2020 году основная ставка Центрального банка была снижена с 16% до 14%, а денежно-кредитные условия были немного смягчены и переведены в умеренно жесткую фазу. За последние 9 месяцев 2021 года денежно-кредитные условия сохранялись без изменений.

Следует отметить, что остается высокий уровень неопределенности относительно будущих изменений внешних и внутренних экономических условий. В этой связи, учитывая масштабы и продолжительность воздействия внешних и внутренних факторов среднесрочных прогнозов макроэкономического развития, были разработаны базовый и альтернативный сценарии.

При разработке данных сценариев принимались во внимание изменения внешнеэкономических условий, прогнозы международных финансовых институтов по мировой экономике и ценам на основные экспортные товары, ожидаемые ситуации в странах - основных торговых партнерах и вероятные тенденции во внутренних экономических условиях.

Ситуация с пандемией рассматривалась в качестве важного критерия при определении условий сценариев, поскольку ход процесса вакцинации в мире становится основным фактором, определяющим быстрое восстановление экономического роста в развитых странах и относительно медленное восстановление в развивающихся странах.

Кроме того, в этом году, в качестве важных факторов при расчетах, учитывались изменения климата и предложение основных продовольственных товаров, показатели финансовой стабильности, а также планируемые реформы и их ожидаемые результаты.

В основном сценарии макроэкономического развития ожидается постепенное улучшение внешних и внутренних экономических условий, без значительных внешних рисков. Ситуация с пандемией нормализуется, долгосрочные ограничения на миграцию человеческих ресурсов и трансграничные перемещения не будут введены.

Условия данного сценария предполагают сохранение высоких темпов роста экономической активности, а также полное восстановление инвестиционного и потребительского спроса до допандемического уровня.

Согласно расчетам в рамках данного сценария, объем валового внутреннего продукта в 2022 году достигнет своего потенциального уровня и реальные темпы экономического роста составят 5,5-6,5%, а в 2023-2024 годы около 6%.

В качестве основных движущих сил экономического роста в основном сценарии рассматриваются частные внутренние и иностранные инвестиции и структурные реформы, осуществляемые в различных секторах экономики.

Задачи обеспечения макроэкономической стабильности обуславливают проведение постепенной фискальной консолидации и в этой связи прогнозируется сокращение общего фискального дефицита до 2-3% в 2023-2024 годах.

Исходя из влияния вышеприведенных факторов и степени либерализации регулируемых цен, ожидается, что уровень инфляции составит 8-9% в 2022 году и снизится до 5% в 2023-2024 годы.

Условия альтернативного сценария макроэкономического развития основаны на таких предположениях как неблагоприятное формирование внешних экономических условий в результате сохранения напряженной ситуации с пандемией и замедление экономической активности.

Согласно этому сценарию, реальный рост объемов валового внутреннего продукта может составить 3-4% в 2022 году. С переходом ситуации в нормальную фазу будет наблюдаться восстановление экономической активности и валового спроса с 2023 года, и, по оценкам, реальный рост ВВП в 2023 году составит 4,8-5,8%, а в 2024 году – 5,5-6,5%.

При этом, в целях поддержки внутренней экономической активности, в 2022 году будет продолжено фискальное стимулирование, и ожидаемый фискальный дефицит составит около 4-5% к ВВП. С 2023 года начнется фискальная консолидация для обеспечения макроэкономической стабильности и прогнозируется сокращение фискального дефицита до 3-4% в 2023 году и до 2-2,5% к ВВП в 2024 году.

Формирование макроэкономического развития по условиям альтернативного сценария потребует отложения либерализации регулируемых цен на будущие периоды. В результате в условиях данного сценария прогнозируется уровень общей инфляции 7,5-8,5% в 2022 году и около 5,6-6,6% в 2023 году.

В каждом из вышеперечисленных сценариев основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике и достижение целевого показателя (таргета) инфляции. При этом степень жёсткости денежно-кредитных условий будет определяться в зависимости от формирования ситуации, заложенной в сценариях.

Если в основном сценарии условия денежно-кредитной политики сохраняются относительно жесткими, то в альтернативном сценарии могут быть приняты меры для незначительного смягчения денежно-кредитных условий, а также для обеспечения равновесия между стимулированием экономики в целях поддержания экономической активности и стабильностью цен.

В ближайшие годы, наряду с дальнейшим совершенствованием операционного механизма и развитием денежного рынка, в центре внимания Центрального банка будут находится меры по реализации следующего этапа реформ на внутреннем валютном рынке, усилению аналитического и прогнозного потенциала и повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Задача повышения эффективности трансмиссионного механизма связана с развитием финансового рынка, в частности рынка государственных ценных бумаг, увеличением размера рынка частного капитала и развитием небанковских институтов финансового посредничества в экономике.

Особое внимание следует уделить вопросам устранения долгосрочных факторов инфляции в последующие годы. В первую очередь, это требует реализации таких мер как, развитие конкуренции на потребительском рынке, увеличение объемов производства потребительских товаров, снижение уровня концентрации импорта, развитие торговой и сервисной инфраструктуры в регионах.

Успешная реализация данных структурных реформ после достижения целевого уровня (таргета) инфляции позволит постепенно перевести денежно-кредитные условия в нейтральные.

Ознакомиться с документом

Поделиться постом

Похожие новости