Узбекистан динамично развивает цифровую экономику. Одним из важных ее инструментов является система цифровой маркировки и отслеживания товаров, которая активно внедряется в странах СНГ. В текущем году этот цифровой инструмент активно внедряется и в Узбекистане.
Согласно Постановлению Кабинета Министров от 20 ноября 2020 года №373 «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров» и Постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2020 года №833 «О мерах по поэтапному внедрению системы цифровой маркировки отдельных видов товаров», была начата работа по внедрению системы цифровой маркировки и отслеживания продукции AslBelgisi, национальным оператором которой является ООО CRPTTuron. С 1 января по 1 июня текущего года в Узбекистанеуже получили цифровую маркировку алкогольная продукция, табачные изделия, пиво.
20 мая текущего года вышло Постановление Кабинета Министров №322 «О мерах по реализации пилотных проектов по расширению перечня продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировки», согласно которому в течение лета планируется запустить еще 3 пилотных проекта, в рамках которых будут маркированы лекарственные средства и изделия медицинского назначения, вода и прохладительные напитки, а также бытовая техника.
Система цифровой маркировки предусматривает нанесение специального кода на каждую единицу производимого или реализуемого товара. Данный код содержит всю необходимую информацию — наименование товара и производителя, дату и место производства, срок годности. Это позволяет потребителю проверить подлинность приобретенного товара и быть уверенным в его качестве.
Производитель также заинтересован в системе цифровой маркировки, так как ее использование позволяет лучше защищать свой бренд, дает возможность быстро изучить потребности рынка и выпускать более востребованную рынком продукцию, а также помогает бороться с контрафактом и пресекать выход продукции на «черный рынок».
Государство также получает целый ряд преимуществ от внедрения системы цифровой маркировки, которая является сильным инструментом анализа и мониторинга рынка, позволяя лучше учитывать объемы производства, продаж, способствуя тем самым повышению собираемости налогов.
Система цифровой маркировки способствует сокращению производства некачественных товаров, защите прав и здоровья потребителей, борьбе с коррупцией и «теневой» экономикой, так как дает возможность прослеживать всю цепочку участников торгового оборота — от производителя до розничной реализации.
О возможностях и преимуществах системы цифровой маркировки товаров рассказывает эксперт Международной антикоррупционной академии при ООН, профессор международного Университета Вебстера в Ташкенте, член Общественного совета Государственного агентства по борьбе с коррупцией Узбекистана Кодир Кулиев.
— Как Вы оцениваете сам факт внедрения системы цифровой маркировки в Узбекистане?
— Излишне говорить, что оцифровка, а точнее, система маркировки и отслеживания продуктов, — это цифровая революция и один из эффективных способов снижения коррупции как в частном, так и в государственном секторах. Такое развитие — это развитие, или, как я сказал, революция, не только экономики, но и общества в целом. Узбекское общество становится более взаимосвязанным, моложе, глобализируется, урбанизируется, и этот переход предлагает множество возможностей для использования цифрового мира и адаптации институтов, особенно бизнеса, к требованиям граждан Узбекистана. В Узбекистане внедрена самая новая система цифровой маркировки Asl Belgisi. Такие же системы эффективно эксплуатируются и на территории всего СНГ. Это прекрасный пример взаимовыгодного партнерства на пути перехода к цифровой экономике.
— Как Вы считаете, насколько важна система цифровой маркировки для Узбекистана?
— Использование системы отслеживания и маркировки во многих отношениях выгодно для работы цепочек поставок в Узбекистане. Это повышает безопасность продукции и проверку происхождения товаров. Отслеживание может помочь поставщикам и покупателям проверять происхождение продуктов, которые они используют, что является одной из мер по борьбе с подделками в стране.
По моим наблюдениям, Узбекистан борется с низким уровнем доверия к своему рынку. Из-за множества скандалов, связанных, например, с продуктами питания в последние годы, включая андижанское мороженое, трудно вернуть доверие потребителей. Это те области, в которых я вижу острую необходимость в системе маркировки и отслеживания продукции.
— Какие выгоды может принести внедрение цифровой маркировки потребителям в нашей стране?
— По моим наблюдениям, узбекские модели потребления изменились за последние три года, или с тех пор, как узбекская экономика начала переходить к системе laissez-faire от командной экономики. Мы часто наблюдаем недостаток информации между производителями продукции и потребителями в Узбекистане. И я вижу, что потребители нуждаются и хотят получить доступ к информации, связанной с процессами производства товаров и их распределения. Принятие решений, в отсутствии дополнительной информации, заставляет потребителей обращать внимание на маркировку. Маркировка товаров становится для потребителей единственным инструментом получения дополнительной информации для принятия решения о покупке.
Если я не ошибаюсь, уже запущено специальное приложение, которое люди могут использовать на своем телефоне, что позволяет им быстро проверять подлинность промаркированного товара до совершения покупки. Потребители могут использовать свои смартфоны для сканирования специального кода. Если код был подделан, система уведомит потребителя о том, что продукт не может быть аутентифицирован. Это предохраняет потребителя от покупки поддельного товара. Это также дает право владельцам брендов выявлять, отслеживать и предотвращать продажу контрафактной продукции. Более того, это ограничивает свободу действий потенциальных неэтичных людей в цепочке поставок, ограничивает какую-то монополию, контроль или скрытую власть в любой цепочке поставок и, безусловно, увеличивает подотчетность предприятий.
— Расскажите, какие выводы из зарубежного опыта использования цифровой маркировки можно сделать для Узбекистана?
— Фактически исследования, проведенные на Западе и даже в Китае, показали, что существует взаимосвязь между характеристиками маркировки и реакцией потребителей. Это очень важно. Информационная асимметрия (недостаток информации между производителями и потребителями) может препятствовать узбекистанцам принимать информированные и надежные решения о покупке и не позволяет иметь представление о последствиях их решений о покупке того или иного товара.
Например, в некоторых европейских странах, где развито рыболовство, реализованы инициативы «от лодки к тарелке». При использовании метода системы маркировки и отслеживания продукции потребителям предоставляется информация о том, была ли рыба выловлена с использованием необходимых технологий. Кроме того, в менеджменте есть такое понятие, как Product Recall (отзыв товара). Это запрос производителя вернуть продукт после обнаружения проблем с безопасностью или дефектов продукта, которые могут поставить под угрозу потребителя или поставить производителя/продавца под угрозу судебного иска. Поэтому отслеживание цепочки поставок продукта до места его происхождения упрощает и ускоряет отзыв. Это особенно важно для товаров, которые могут быть загрязнены, испорчены или повреждены.
Я должен сказать, что проблемы безопасности пищевых продуктов часто возникают из-за информационной асимметрии между потребителями и производителями в отношении характеристик конкретных продуктов. Таким образом, система маркировки и отслеживания продукции, например на пищевых продуктах, становится для потребителей единственным инструментом получения дополнительной информации о продуктах для принятия решения о покупке.
В стране/Цифровые технологии
Замира Ташева
Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021
Оставить комментарий