— Впервые в нашей стране была введена система работы «махаллабай» и во всех махаллях — должность помощника хокима. В чем для Вас суть этой должности, как Вы ее понимаете?
— В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-29 от 3 декабря 2021 года, в каждой махалле нашей республики введена должность помощника хокима. Также и я, наряду со своими коллегами, начал работать помощником хокима махалли «Тоза-Бог» в городе Ургенче Хорезмской области. С первого дня своей деятельности я поставил перед собой главную цель — довести государственную политику до уровня махалли, обеспечить занятость населения, увеличить его доходы, развить предпринимательство и тем самым сократить бедность.
Коротко говоря, целью моей должности является полное изучение махалли и условий жизни каждого домохозяйства, определение точек роста махалли, в сотрудничестве с активом махалли определение приоритетных задач. Также на нас возложены такие задачи, как оказание поддержки гражданам, желающим начать свой бизнес, содействие обучению граждан знаниям и навыкам, трудоустройство безработных, содействие в получении льготных кредитов, организация кооперации с ведущими предпринимателями, исходя из точек роста, выявление пустующих зданий и земельных участков в махалле. Кроме того, мы несем ответственность за предоставление помощи социально уязвимым слоям населения.
Словом, помощник хокима — это ответственная должность, на которой необходимо претворять в жизнь проводимые реформы. Как сказал глава нашего государства, надо спуститься в махаллю, повести за собой людей и неустанно работать, пока все их проблемы не будут решены.
— Расскажите подробнее о себе и о том, как Вы пришли к этой должности. Были ли ранее знакомы с работой в махалле, в которой ныне являетесь помощником? Какой у Вас опыт работы, позволяющий решать задачи, поставленные перед помощниками хокима?
— Я, Вапаев Шавкат Баходирович, родился в 1986 году в городе Ургенче Хорезмской области. У меня есть семья и один ребенок, имею высшее образование. Я закончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации. До назначения на должность помощника хокима работал на различных должностях в хокимияте города Ургенча, с должности начальника отдела жилищно-коммунального обслуживания города Ургенча переведен на должность помощника хокима.
Махалля «Тоза-Бог» города Ургенча состоит из многоквартирных жилых домов. До этого я был хорошо знаком с махаллей, так как работал в хокимияте города Ургенча, а после на нынешней должности индивидуально работал с каждым многоквартирным домом и их жителями. Мой опыт на предыдущих местах работы также помог мне выполнять задачи, возложенные на помощника хокима. Кроме того, я неустанно продолжаю набирать опыт, работая с людьми.
— Можете дать подробную информацию о вашей махалле?
— Махалля, где я работаю, находится в городе Ургенче и составляет 24,5 га. Махалля состоит из 1503 квартир в 40 многоэтажных домах, в которых живут 1510 семей, а в них 4285 жителей. Кроме того, в махалле имеются 46 нежилых объектов, 1 детский сад, 1 моноцентр «Ишга мархамат». Здесь действуют 83 субъекта предпринимательства. Население махалли, в основном, занимаются обслуживанием и торговлей. На территории махалли нет крупных промышленных предприятий.
— Каким образом Вы наладили связь с жителями махалли, как познакомились с махаллей?
— С первого дня работы я поближе познакомился с председателем махалли, лидером молодежи, женским активистом и участковым инспектором. Мы договорились с ними работать в команде, провели подворовый обход, опросили людей и изучили бытовые условия каждого гражданина. Я открыл тelegram-канал махалли, создал условия для того, чтобы жители могли высказывать свои проблемы через этот канал, и до сих пор советуюсь и работаю с ними в согласии.
— В качестве помощника хокима Вы должно быть провели исследования и опросы в махалле. Пожалуйста, расскажите нам подробно об их результатах, что Вам удалось выявить?
— Будучи помощником хокима, я несколько раз проводил опросы среди населения на разные темы. Исходя из результатов опроса, на тelegram-канале включаю в свой план работы то направление, которое наберет больше всего голосов. Например, на вопрос «на что следует обращать внимание при решении проблем людей с финансовыми проблемами, инвалидностью и болезнями?» жители махалли ответили, что медицинские работники, то есть медсестры, должны регулярно посещать каждый многоквартирный дом и справляться о состоянии здоровья жителей. А в опроснике по развитию инфраструктуры нашей махалли жители отметили необходимость заасфальтировать дороги и отремонтировать тротуары. Эти вопросы ставились перед властями и решались с учетом мнения населения.
— Можно ли цифрами показать «социальный портрет» вашей махалли?
— В результате опросов я разделил махаллю на 4 категории.
1-я категория — 101 (6,7%) домохозяйство с низким доходом, но старающееся получать дополнительный доход;
2-я категория — 582 (38,7%) домохозяйства с постоянным доходом и желанием получить дополнительный доход;
3-я категория — 78 (5,2%) домохозяйств, нуждающихся в социальной защите, потерявших кормильца и имеющих членов с инвалидностью;
4-я категория — 742 (49,4%) домохозяйства с хорошим экономическим состоянием и самообеспеченностью.
Также в махалле проживают 134 лица с инвалидностью, 167 домохозяйств числятся в «Реестре социальной защиты». В «Железную тетрадь» входят 9 семей, в «Женскую тетрадь» — 57 женщин, в «Молодежную тетрадь» — 7 молодых людей. В махалле имеются 46 зданий для предпринимательства, действуют 83 субъекта предпринимательства.
— Были ли выявлены в результате исследования основные причины бедности? Какие меры Вы принимаете для устранения этих причин?
— На основе проведенных опросов и обращений населения основными причинами бедности среди жителей махалли можно назвать трудности с поиском работы, отсутствие профессии, навыков и образования, сокращение доходов в результате внезапной болезни трудоспособного члена семьи, затруднительное положение потерявших кормильца и одиноких матерей, ухаживающих за детьми.
Чтобы вывести нуждающиеся семьи из этой ситуации, мы включаем их в наш план и затем оказываем им помощь, проводим ремонт в их домах, обеспечиваем питанием, медикаментами, содействуем в лечении больных за счет средств фондов «Саховат ва кумак», «Женская тетрадь» и «Молодежная тетрадь», а также на основе поддержки приезжающих рабочих групп и спонсорской помощи предпринимателей. Также содействуем в увеличении доходов семей, помогая безработным устроиться на работу, обучая женщин и молодежь, желающих освоить профессию или наладить предпринимательскую деятельность в домашних условиях. Этому можно привести множество примеров.
— Скажите, какая работа проделана в плане социальной поддержки жителей махалли?
— В махалле проводится большая работа по социальной поддержке населения. В частности, при участии активов махалли совместно с семейной поликлиникой сформирован список семей, потерявщих кормильца, матерей-одиночек, инвалидов и больных граждан из числа жителей многоквартирных домов, а также налажен контроль за выдачей им лекарственных средств. Также в праздничные дни за счет средств хокимията, депутатов, фондов и при содействии спонсоров-предпринимателей осуществляются раздача продуктов питания, доставка медикаментов, одежды, практическая помощь в оплате коммунальных услуг, ремонт домов, проведение системы отопления, раздача школьной формы детям семей, внесенных в «тетради» махалли.
— Какие способы Вы использовали в своей работе для поддержки бедных семей?
— Чтобы поддержать бедные домохозяйства, я разделил семьи нашей махалли на 4 категории и определил, какие домохозяйства нуждаются в помощи. Так, домохозяйствам 1-й категории оказывается помощь в получении вакансий, субсидий и льготных кредитов, домохозяйствам 2-й категории — льготных кредитов, а также к наиболее нуждающимся в помощи домохозяйствам 3-й категории по моей инициативе были прикреплены домохозяйства 4-й категории, которые занимаются предпринимательством и по своему желанию решили спонсировать их. Всю эту работу мы осуществляем в сотрудничестве с активами махалли.
Одной из целей, включенных в Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, является всестороннее развитие предпринимательства. Исходя из этого, секторы торговли и услуг определяются как драйверы махалли. На сегодняшний день в махалле действуют 83 торговые и сервисные точки в 46 нежилых объектах. В этом году мы стремимся удвоить количество субъектов предпринимательства и полностью ликвидировать безработицу в махалле.
— Исходя из своего опыта, скажите, какие причины бедности в махалле? Как Вы думаете, что еще нужно сделать, чтобы сократить уровень бедности?
— Одним из основных факторов, вызывающих бедность в махалле, как я упомянул выше, является безработица и отсутствие профессионального образования среди женщин и молодежи. Исходя из этого, можно уменьшить число безработных и снизить уровень бедности путем организации для них курсов и открытия в каждом секторе микроцентров для окончивших эти курсы.
В махалле имеются семьи с инвалидами, нетрудоспособными гражданами и потерявшие кормильца, и для сокращения уровня бедности этим семьям необходима материальная поддержка предпринимателей, спонсоров, государства. Целесообразно увеличить льготы, предоставляемые Президентом предпринимателям, которые спонсируют малообеспеченные семьи, предоставить им налоговые льготы или кредиты.
— Для устойчивого развития махалли важное значение имеют наличие и состояние транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и другой инфраструктуры. Как Вы можете описать проблемы махалли в этом отношении, какая работа ведется для их решения и благоустройства махалли?
— Поскольку наша махалля состоит из многоквартирных домов, их обслуживает управляющая компания. Многие многоквартирные дома в нашей махалле были построены в 1970-1980 годах. Нам удалось сформировать с активами махалли специальную программу на 2022 год, чтобы устранить имеющиеся проблемы в многоквартирных домах. В частности, согласно программе, в 2023 году будет заменена центральная канализация махалли и многоквартирных домов, отремонтированы подъездные коридоры. Кроме того, планируются обновление детских площадок, создание пешеходного перехода, текущий ремонт ДОУ № 25, выполнение работ по асфальтированию двух улиц.
Так как в этом году стартуют начальные процессы «Инициативного бюджетирования», то 27 января текущего года было проведено собрание с активом махалли, на котором обсуждалось предложение, внесенное через информационный портал «Открытый бюджет», по бетонированию передней площадки многоквартирных домов для облегчения входа и выхода жильцов, и это предложение было одобрено единогласно.
— Система работы «махаллабай» предусматривает тесное взаимодействие органов управления всех уровней в решении проблем, которые не могут быть устранены на местном уровне. Были ли в Вашей практике подобные ситуации?
— Конечно, мы работаем во взаимодействии с вышестоящими организациями для решения поставленных перед нами задач в плане социально-экономического развития в махаллях. В целях системной организации работы помощников хокима, им в силу своих обязанностей помогают сотрудники, прикрепленные из представителей республики, а также представители областного и городского хокимията и многих городских организаций и предприятий. Когда во время подворового обхода в махалле мы сталкиваемся с различными проблемами, то мы пользуемся созданной для нас возможностью связаться с каждой из соответствующих организаций и решить их на месте. В частности, помощники хокима были полностью обеспечены необходимыми условиями для правильной организации своей работы. Наши рабочие кабинеты отремонтированы и оснащены всем необходимым оборудованием. Пользуясь случаем, хочу выразить за это свою глубокую признательность.
— Сегодня в нашей стране идет жесткая борьба с любыми проявлениями коррупции. Что Вы делаете в своей деятельности для предотвращения коррупции?
— В целях предотвращения коррупции в нашей работе я стараюсь строить свою деятельность на принципах прозрачности и открытости. При этом, в первую очередь, я полагаюсь на местных активистов и жителей. О всей проделанной работе представляется отчет народу, депутатам, ответственным представителям местных органов власти. Мы делаем все, консультируясь и в согласии с людьми. В этом вся суть.
— Что изменилось в махалле за время Вашей деятельности? Повысилось ли доверие жителей к институту помощников хокима и системе «махаллабай» в целом?
— Непростая задача — завоевать доверие народа и страны, работая среди людей и облегчая их бремя. По мере изменения материального положения и увеличения доходов населения его вера в себя и в государство растет. Несмотря на то, что я только недавно начал работать в махалле, на основании моих рекомендаций на улицах Марифат и Ободлик 3-го квартала, перед домами № 28-29 заасфальтирована 700-метровая дорога, выполнена работы по укладке гравия на автостоянке 4-5 многоквартирных домов, на входе в ДОУ №25. Кроме того, как я сказал выше, остальные работы, включенные в программу, будут реализованы в текущем году.
Из 72 граждан, обратившихся с целью начать свою предпринимательскую деятельность, 46-ти предоставлен льготный кредит на сумму 1424,6 млн. сум. В 2022 году поступили заявления от 56 граждан на субсидирование оборудования на сумму 440 млн. сум., по 23 из них на сумму 191 млн. сумов проведен процесс скоринга и были оформлены приказы. Обеспечена прибыльная занятость 411 граждан. В частности, 207 граждан были обеспечены постоянной работой, 76 — оплачиваемыми общественными работами и 128 — самозанятостью. Еще 68 граждан прошли обучение по интересующим их профессиям и предпринимательским навыкам. За истекший период созданы 10 юридических лиц и 28 индивидуальных субъектов предпринимательства. Членами ассоциации ремесленников стали 4 граждан, мастера-ученики каждого ремесленника проходят обучение.
В заключение можно с уверенностью сказать, что введение должности помощника хокима уже начало вносить весомый вклад во всестороннее развитие махаллей, повышение уровня жизни населения и увеличение его доходов.
Джамолиддин Турдимов, ЦЭИР
Журнал "Экономическое обозрение" №2/2023
Оставить комментарий