ЦЭИР проанализировал ежеквартальный доклад Центра новой экономики и общества ВЭФ по теме «Прогнозы ведущих экономистов». В докладе анализируются мнения ведущих экономистов мира, касательно ключевых факторов, влияющих на глобальные перспективы, а также излагаются основные компромиссы в экономической политике.
Ожидаемые прогнозы для мировой экономики на 2023 г. были определены путём опроса ведущих экономистов мира, проведенной в марте-апреле этого года.
Согласно результатам опроса, эксперты считают, что широкомасштабный экономический рост остается недостижимым, а сохраняющаяся неопределенность мешает планированию будущего как политикам, так и предприятиям и домохозяйствам.
На вопрос о вероятности глобальной рецессии в 2023 г. около 45% респондентов ответили, что она весьма вероятна, но и столько же ответили, что она весьма или крайне маловероятна.
Такой результат опроса свидетельствует о том, что нет единого мнения о том, как интерпретировать и взвешивать появляющиеся данные о состоянии мировой экономики, что, возможно, было усилено тем фактом, что опрос проводился в нестабильный период финансового кризиса, который последовал за крахом Silicon Valley Bank.
В своем последнем отчете МВФ «О перспективе развития мировой экономики» прогнозирует глобальный рост на уровне 2,8% в 2023 г. и среднегодовой рост примерно на 3% в течение следующих пяти лет. Более того, этот прогноз основывается на росте экономической активности в Китае и ряде развивающихся рынков.
Согласо результатам опроса, 93% экономистов ожидают как минимум умеренного роста в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а 39% ожидают сильного или очень сильного роста. Перспективы для Южной Азии в целом аналогичны: 92% ожидают как минимум умеренного роста, а 36% респонденты ожидают сильного или очень сильного роста.
Ожидания экономического роста для Центральной Азии также укрепились после открытия Китая. Почти 75% ведущих экономистов ожидают умеренного или сильного роста в регионе в этом году.
Однако, для Европы 75% респондентов ожидают, что рост в регионе этом году будет слабым или очень слабым.
По прогнозам экспертов, ожидается рост инфляции
Важно отметить, что в то время, как общие темпы инфляции снижаются, показатели «базовой инфляции», которые исключают волатильные ценовые категории, включая продукты питания и энергию, увеличиваются. Например, последние данные по еврозоне показали, что базовая инфляция достигла рекордно высокого уровня в 5,7% в марте 2023 г.
Аналогичным образом, в США, в то время как общая инфляция немного снизилась в марте, базовая инфляция выросла до 5,6%, поскольку более высокие цены на жилье более чем компенсировали снижение других ценовых категорий. Недавний банковский кризис также усложнил текущую динамику инфляции, заставив центральные банки смягчить темпы ужесточения денежно-кредитной политики.
В свете подобных факторов в апреле МВФ повысил прогноз инфляции на 2023 г. с 6,6% до 7%.
Согласно опросу перспективы инфляции в 2023 г. остаются самыми сложными для Европы (90% экспертов прогнозируют, что инфляция будет высокой или очень высокой), стран Африки южнее Сахары (74%), Латинской Америки (73%), США (68%) и Центральной Азии (57%). Однако, 48% экспертов ожидают низкого уровня инфляции в Китае.
Ведущие экономисты в целом оптимистично оценивают системные последствия недавнего финансового кризиса - 69% респондентов характеризуют его как отдельные случаи, а не признаки системной уязвимости. С другой стороны, почти 70% респондентов заявили, что ожидают новых банкротств банков или других финансовых потрясений в этом году. МВФ предупредил, что даже отдельные банкротства банков повышают вероятность жесткой посадки мировой экономики.
В дополнение к риску дальнейших потрясений в банковском секторе данный опрос также выявил вероятность побочных эффектов в реальной экономике, поскольку банки стремятся укрепить свои балансы, кредитуя более осторожно. По мнению 82% опрошенных респондентов, предприятиям будет сложнее получить банковские кредиты после финансового кризиса в этом году.
Почти 80% респондентов утверждают, что центральные банки сейчас сталкиваются с выбором между, с одной стороны, сохранением темпов своих циклов ужесточения до тех пор, пока инфляция не вернется к более приемлемому уровню, и, с другой стороны, провоцируя дальнейшие бедствия в финансовом секторе.
По мнению 82% экспертов темпы роста процентных ставок замедлятся в течение оставшейся части 2023 г. из-за проблем с финансовой стабильностью. Это будет препятствовать усилиям по обузданию инфляции, и 75% респондентов ожидают, что центральным банкам будет трудно снизить инфляцию до целевых уровней.
По мнению экспертов, негативные последствия из-за более высоких ставок в 2023–2024 гг. будут принимать рынки недвижимости (67% экспертов прогнозируют, что рынок значительно нарушится), финансовый бизнес (50%), мировые финансовые рынки (36%) и устойчивость суверенного долга (34%). Однако, лишь на рынке труда можно будет наблюдать самую незначительную нарушению (12%).
Опрос ведущих экономистов недвусмысленно показывает, что промышленная политика окажет заметное влияние на мировую экономику в ближайшие годы. Почти 75% респондентов ожидают, что в течение следующих трех лет он станет широко распространенным глобальным подходом к экономической политике.
Согласно докладу, эксперты выделяют ряд проблем связанные с распространением данной политики. В частности, возрождение промышленной политики приведет к углублению геоэкономической напряженности (91% респондентов), на экономическом фронте будет подавлять конкуренцию (70%), может привести к проблемному увеличению уровня государственного долга (68%), приведет к значительному перемещению экономической деятельности по всему миру (63%), приведет к существенным изменениям в структуре международных финансовых потоков (44%), будет движущей силой инноваций в течение следующих трех лет (40%) и приведет к общему росту глобальной экономической активности (20%).
Только лишь 13% ожидают, что нынешние подходы к промышленной политике повысят экономическую устойчивость.
По прогнозам экспертов, изменения в структуре глобальных цепочек поставок также продолжится.
Возрождение промышленной политики является одним из факторов, которые в последние годы изменили глобальные цепочки поставок. Вторжение России в Украину также нанесло ущерб глобальным рынкам важнейших товаров, особенно продуктов питания и энергоносителей, что в ответ предприятиям пришлось перенастраивать свои цепочки поставок.
33% респондентов заявили, что ожидают существенных изменений в структуре глобальных цепочек поставок, в течение следующих трех лет, а остальные 66% ожидают ограниченных изменений.
В региональном разрезе регионы, которые, выиграют от изменений в цепочке поставок, по мнению экспертов — это Южная Азия (73%), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (63%), Латинская Америка и Карибский бассейн (60%) и США (52%).
Эксперты также указали на ряд бизнес-стратегий, которые повлияют на меняющуюся структуру глобальных цепочек поставок. В частности, предприятия изменят конфигурацию своих цепочек поставок в соответствии с геополитическими проблемами (94%), приоритетность предприятиями устойчивости над эффективностью (91%), диверсификация поставщиков (84%), вероятное влияние повышенного внимания к экологической устойчивости (77%), использование искусственный интеллект и других технологий для оптимизации цепочки поставок (74%).
Музаффар Абдусаматов, ЦЭИР
Оставить комментарий