Публикация подготовлена в рамках деятельности тюркской сети официальных исследовательских центров экономической политики (ERCNET) и посвящена укреплению транспортной и энергетической связанности в регионе.
В докладе участвуют более 35 ведущих экспертов и исследовательских центров из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Венгрии. Страны-участницы представили национальные обзоры макроэкономического развития, инвестиционных тенденций и секторальных приоритетов. Документ содержит сравнительный анализ, дополняемый статистикой по экономике, транспорту и энергетике.
Отдельный вклад в подготовку издания внёс Центр экономических исследований и реформ Узбекистан (ЦЭИР). В рамках исследования эксперты подготовили аналитический раздел, посвящённый экономической динамике и структуре роста Узбекистана, включая макроэкономические показатели, инвестиционные тренды и институциональные реформы. Работа отражает возрастающую роль Узбекистана как одного из драйверов устойчивого развития в пространстве ОТГ.
Узбекистан как драйвер устойчивого роста ОТГ
Особое внимание в издании уделено Узбекистану, чей вклад в совокупный ВВП стран ОТГ в 2024 году достиг 5,5%, увеличившись с $49,8 млрд в 2010 году до $115 млрд. Структура ВВП остаётся диверсифицированной, при этом сельское хозяйство сохраняет заметную роль, формируя около 18,3% экономики.
Аналитики подчёркивают наличие устойчивой траектории роста, связанной с ростом частного потребления, инвестиций, денежных переводов и активности в строительстве, розничной торговле и горнодобывающем секторе.
В 2024 году Узбекистан продемонстрировал снижение инфляции до 9,8%, поддерживал стабильный уровень занятости и усилил кредитование экономики. Дефицит бюджета составил -3,3% ВВП, что сопоставимо с уровнем других стран ОТГ.
Прямые иностранные инвестиции в Узбекистан в 2024 году составили $11,9 млрд. При этом, $2,3 млрд. из этой суммы пришлось на долю из стран ОТГ.
Транспортная инфраструктура и логистика
Узбекистан обладает самой высокой долей национальных дорог в ОТГ (96%) и 98% дорог с асфальтовым покрытием, что обеспечивает ключевые транспортные артерии. Однако плотность дорог остаётся не высокой (1,3 тыс. км на 1 млн человек), что ограничивает доступность для сельских районов и увеличивает логистические издержки.
Железнодорожная сеть демонстрирует рост протяжённости (на 2,9% в 2018-2022 гг.), но плотность остаётся умеренной. Уровень пассажирских перевозок в 2022 году на 19% ниже допандемийного уровня. В Индексе логистической эффективности LPI-2023 Узбекистан занимает 88-е место. В Индексе воздушной связанности (IATA) в 2022 году страна занимает 78-е место, демонстрируя потребность в развитии авиационного сектора.
Энергетика и устойчивость
Потребление энергии в Узбекистане в 2023 году составило 47,6 млн тонн нефтяного эквивалента. Страна остаётся энергетически независимой благодаря запасам природного газа (1,8 трлн куб. м). Доля ВИЭ в генерации составила 9%. Тем не менее, в стране сохраняются низкие цены на электроэнергию (2,5 цента/кВтч).
Отмечается перспективное развитие регионального энергетического сотрудничества, включая сезонный обмен электроэнергией с Кыргызстаном, транзит через Узбекистан и совместные проекты по строительству ГЭС и солнечных электростанций.
Координация и стратегическое значение
Доклад подчёркивает важность развития Срединного коридора, усилия по цифровизации транспортных процессов (внедрение e-Permit), а также соглашения в области таможенного сотрудничества. ОТГ становится всё более активной платформой для институционального сближения, согласования стратегий и формирования региональной инфраструктуры.
Публикация служит ориентиром для правительств, исследователей и международных партнёров, интересующихся устойчивым развитием тюркского региона и готовых инвестировать в долгосрочные проекты, направленные на укрепление экономической взаимосвязанности и диверсификацию роста.
Сектор по связям с общественностью ЦЭИР
Оставить комментарий