Сфера услуг в направлениях совершенствования

Сфера услуг в направлениях совершенствования

Характерной особенностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. По данным Всемирного банка, в настоящее время доля сектора в валовом внутреннем продукте развитых стран составляет 74%, в общей численности занятых — 70-75% и в общем количестве предприятий — 90-95%. Уровень развития сферы услуг стал определяющим фактором обеспечения высокого качества жизни населения и ускорения темпов экономического роста.

Особо следует подчеркнуть ее абсорбирующие способности в отношении рабочей силы и значение сферы услуг в решении проблем обеспечения занятости и, следовательно, повышения доходов трудоспособного населения. Для Узбекистана, где давление демографических факторов на рынок труда очень высокое, сильно возрастает социальная значимость сферы услуг.

Развитие в Узбекистане

Стремительное развитие сферы услуг является одним из приоритетных направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. В результате успешной реализации Государственной программы развития сферы услуг на 2016-2020 годы ускорился количественный рост субъектов отрасли, улучшилась отраслевая структура сферы, расширились виды услуг, формируется современный и качественный рынок услуг.

В годы независимости сфера услуг в Узбекистане развивалась быстрыми темпами. Стоит отметить, что в структуре ВВП Узбекистана за 1990-2019 годы доля сферы услуг увеличилась с 33,8 до 35,5 процента, а также доля занятого населения в сфере услуг в общей численности занятого населения в экономике увеличилась с 35,6 до 50,5 процента.

Опережающими темпами развиваются информационно-коммуникационные, банковские, страховые, лизинговые, туристско-экскурсионные и другие виды услуг, свойственные современной высокотехнологичной и рыночной экономике. В частности, услуги связи и информатизации за 2010-2018 годы со среднегодовым темпом роста в 20-21 процент выросли в 4,9 раза. Развитие телекоммуникационных сетей, компьютеризация и информационные технологии привели к расширению предложения таких видов услуг, как мобильная связь, высокоскоростной интернет, кабельное телевидение, связь. Развитие современных видов услуг, таких как дистанционное банковское обслуживание, платежи по кредитным картам, интернет-торговля, привело к увеличению объема финансовых услуг в 2010-2018 годах в 9,2 раза. Следует также подчеркнуть, что появляются новые торговые центры, предприятия общественного питания, растет количество гостиниц, увеличиваются виды образовательных услуг, расширяется выбор в сфере отдыха и т.д.

Необходимость ускоренного развития

Результаты анализа, проведенного с целью определения уровня развития сферы услуг в республике, уровня обеспеченности населения различными видами услуг, показали наличие неиспользованных возможностей для ее развития в республике.

Во-первых, валовая добавочная стоимость в производстве товаров в настоящее время составляет 42%, а в секторе услуг — 63%. Из этого следует, что при том же объеме валового производства товаров и услуг в сфере услуг создается в 1,5 раза больше добавленной стоимости. Поэтому развитие сферы услуг ускоренными темпами способствует обеспечению стабильно высоких темпов роста валового внутреннего продукта.

Во-вторых, с точки зрения увеличения денежных доходов населения необходимо также развивать сферу услуг. Это связано с тем, что пока объем услуг на душу населения в республике невысок. Если в развитых странах этот показатель составляет 30-45 тысяч долларов США, то в нашей республике — чуть более 700 долларов. Особенно низок объем услуг на душу населения в сфере образования и здравохранения. Например, по статистическим данным на 2019 год, объем образовательных услуг в Узбекистане составил 7164,9 млрд. сумов, доля услуг в общем объеме — 3,6 процента.

В-третьих, доля услуг в валовом внутреннем продукте в Узбекистане (35,5 процента) значительно ниже показателей развитых стран (75-80 процентов). Согласно научным воззрениям настоящего времени (например, согласно теории постиндустриального общества У. Ростоу, Д. Белла, Р. Арона, Э. Тоффлера, Дж. Гельбрейта и др.), доля услуг в валовом внутреннем продукте страны должна доминировать. Для того, чтобы вывести этот показатель на уровень среднего показателя развитых стран, необходимо резко увеличить темпы его роста.

В-четвертых, наблюдается неравномерность развития сферы услуг в регионах республики. Наиболее развитыми регионами в 2019 году являются Ташкентская, Бухарская, Навоийская области и город Ташкент. Самый низкий уровень развития сферы услуг отмечен в Наманганской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. В дальнейшем должны быть приняты меры по приближению показателей к среднему уровню по республике на основе устранения недостатков и препятствий в организации услуг в этих регионах.

В-пятых, слабое развитие сферы услуг в сельской местности. В 2017 году только 21,7 процента от общего объема рыночных услуг приходились на сельское население, а доля бытовых услуг составляла 41,6 процента. Если учесть тот факт, что около половины населения республики (49,3 процента) проживает в сельской местности, то очевидно, что эта цифра очень низкая. В Стратегии действий поставлена задача устранения существующих расхождений между условиями жизни городского и сельского населения, а выполнение этой задачи делает необходимым ускоренное развитие сферы услуг в сельских местностях, по сравнению с городом.

В-шестых, в республике доля услуг в структуре потребительских расходов населения очень низкая. В 2017 году только 20 процентов потребительских расходов пришлись на услуги. Этот показатель значительно ниже соответствущего показателя развитых стран.

В-седьмых, среднемесячная заработная плата в отраслях данного сектора также значительно ниже, чем в развитых странах, где средняя заработная плата работников сферы услуг составляет 4500-4600 долларов, в то время как в Узбекистане этот показатель составляет 220 долларов.

Приоритетные направления развития

Большое влияние развития сферы услуг на повышение доходов населения и повышение качества его жизни делает необходимым выявление перспективных направлений развития этой сферы, рационализации отраслевой структуры сферы на основе их ускоренного развития и совершенствование деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в состав сферы.

В области совершенствования отраслевой структуры сферы услуг нужно указать на необходимость приоритетного развития ее наиболее перспективных сегментов, в числе которых можно указать транспортные, туристические, образовательные услуги, услуги здравоохранения, а также услуги в области компьютерных и информационных коммуникаций (ИКТ). Остановимся более подробно на образовательных, информационных и туристических.

Образовательные услуги.Доля образовательных услуг в общем объеме услуг в Узбекистане составляет всего 3,6%, а в развитых странах— 15-16%. Молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения в развитых странах составляют 1 процент от общей численности населения страны, у нас эта цифра составляет около 0,2 процента.

На наш взгляд, на современном этапе развитие образовательных услуг в Узбекистане связано с повышением уровня сложности образовательной системы и формированием сети негосударственных образовательных учреждений. С 2000-2001 учебного года по 2018-2019 учебный год количество вузов Узбекистана увеличилось с 60 до 98 (в том числе появилось 9 филиалов зарубежных образовательных учреждений), количество студентов — с 183,6 тысячи до 360,2 тысячи. За последние четыре года открыты 47 новых высших учебных заведений, в том числе филиалы иностранных университетов. Общее число вузов в стране сегодня составляет 125.

При этом увеличение числа вузов в Узбекистане происходило за счет государственных учебных заведений. В других странах СНГ более распространены негосударственные вузы. Например, негосударственные вузы в России составляют 35 процентов от общего числа учебных заведений, а в них обучается около 10 процентов от общего числа студентов. В Казахстане число студентов негосударственных вузов составляет 24 процента всех студентов, на Украине — 8 процентов, в Беларуси — 6 процентов, Азербайджане, Армении, Грузии и Молдове — от 22 до 35 процентов. 55% высших учебных заведений США и 70% вузов Японии являются негосударственными образовательными учреждениями, и в них обучаются от 22 до 80% студентов, соответственно.

Информационно-коммуникационные услуги. Исследования показали, что от 30 до 50 процентов роста ВВП могут быть обеспечены развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий. Если будут созданы соответствующие правовые, налоговые и финансовые условия, мы сможем занять значительное место в области создания программного обеспечения, несмотря на то, что мы несколько отстаем в области технического оснащения. В этом отношении пример Индии поучителен. Страна значительно отстает по уровню информатизации общества, но сейчас экспортирует программные продукты на сумму 3 миллиарда долларов в год.

Узбекистан обладает солидными резервами для развития ИКТ. В настоящее время количество общественных точек доступа к интернету составляет 228 единиц на каждые 10000 человек (в Исландии — 5200 человек, Норвегии — 4300, США — 4000, Канаде — 3600). Охват городов республики цифровыми телекоммуникационными сетями составляет 86%, районных центров — 33%, сельских населенных пунктов — 71,9%, в том числе цифровыми телекоммуникационными сетями — 0,5%.

Туристические услуги. Зарубежный опыт показывает, что туризм играет важную роль в экономическом развитии страны. Доля туризма в ВВП в Узбекистане составляет около 2,5 процента. В развитых странах с большим туристическим сектором этот показатель составляет до 10 процентов, в островных и развивающихся странах доля туризма составляет от 30 до 50 процентов. 8 процентов мирового экспорта товаров и услуг приходятся на туризм. В 83 государствах-членах ВТО туризм входит в пятерку ведущих экспортных секторов, в то время как в 38 процентах стран мира он является основным источником валютных поступлений. Кроме того, в государствах, где туризм считается важной частью дохода, он стал основной сферой занятости населения. Например, на Сейшельских островах 66,7 процента населения заняты в турбизнесе, в Гренаде – 52,2 процента, на Богамах — 48,2 процента, в Исландии — 33,3 процента, на Кипре — 22, в Таиланде — 15.

По данным ВТО, в третьем тысячелетии спрос на туристические продукты, которые обеспечивают наибольшее удовлетворение в течение минимального периода времени, будет высоким. Узбекистан располагает всеми необходимыми ресурсами для развития туризма: памятниками древней исторической архитектуры и устного творчества народа, заповедниками, прриродными ландшафтами и др. В концепции Стратегии развития Узбекистана до 2035 года ожидается увеличение доли туризма в ВВП с 1,4 до 28 процентов.

В области совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов необходимо обратить особое внимание на эффект масштаба и развитие частного предпринимательства в этой сфере.

Расширение масштабов производства дает возможность использования передовых технологий и качественного высокотехнологического оборудования. По мере увеличения масштабов производства появляется возможность воспользоваться преимуществами специализации в производстве и управлении, что ведет к повышению доходов в отрасли, созданию дополнительных рабочих мест и росту заработной платы работников отрасли.

Развитие предпринимательства в сфере услуг, появление на рынке большого количества малых предприятий, оказание ими различных видов услуг — всё это позволяет насыщать рынок услугами в условиях растущего спроса на них, координировать ценовую политику на услуги, создавать эффективно функционирующую конкурентную среду. В настоящее время в сфере услуг в республике действует более 16,5 тыс. юридических лиц (в том числе некоммерческие организации по оказанию рыночных услуг) и более 126 тыс. субъектов малого предпринимательства. В рамках реализации программы развития сферы услуг субъектам предпринимательства был предоставлен большой объем льготных кредитов на приобретение оборудования для технологического оснащения предприятия. В результате этого доля малого бизнеса в общем объеме рынка услуг увеличилась с 53,9 до 61,4 процента.

Перспективы сферы услуг

Для определения перспектив развития сферы услуг в повышении занятости и доходов населения, а значит, и в повышении уровня и качества жизни были рассчитаны перспективные показатели объема услуг, создаваемых в этой сфере, и средней заработной платы ее работников на 2021-2026 годы методом экстраполяции прогнозирования. По результатам расчетов прогнозируется, что в 2026 году будет создано услуг на 291614 млн. сумов. Этот показатель на 263334 млн. сумов больше, чем в 2010 году, или же объем услуг увеличится в 10,3 раза.

Наши расчеты показали, что в результате стремительного роста сферы услуг ее доля в ВВП в 2026 году может достичь 50-55 процентов. Это означает, что в будущем у этой отрасли увеличатся возможности для создания новых рабочих мест и, как следствие, увеличения доходов, повышения уровня и качества жизни занятого в ней населения.

Проведенное исследование также показало, что средняя заработная плата занятого в сфере услуг населения также вырастет, и в 2026 году она составит 3506 тысяч сумов. Этот показатель на 3096 тыс. сумов больше, или в 8,6 раза выше, по сравнению с 2010 годом.

Заключение

На современном этапе развитие сферы услуг в Узбекистане рассматривается как важное направление повышения благосостояния населения. Модернизация сферы услуг и ее наиболее важных отраслей будет продолжаться. На наш взгляд, в процессе ее дальнейшего развития важно обратить особое внимание на следующие моменты:

- развитие и расширение сферы услуг должно осуществляться на основе развития платных услуг;

- выравнивание уровня развития сферы услуг в регионах республики, в том числе в сельской местности;

- ускоренное развитие туристических, образовательных услуг, услуг в области компьютерных и информационных коммуникаций, аудита, маркетинга, финансов, консалтинга и информационных услуг;

- развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере услуг.

Учитывая важность развития рынка образовательных услуг в процессе перехода к инновационной экономике в Узбекистане, представляется необходимым уделять первоочередное внимание образовательным услугам.

В стране/Сфера услуг

Сарвара Исхакова, Самаркандский институт экономики и сервиса

Журнал «Экономическое обозрение» №8 (260) 2021

Поделиться постом

Похожие новости