Коронавирус, внезапно появившийся в декабре прошлого года, кардинально изменил ситуацию во всем мире и определил экономические тренды мировой экономики. Уже в марте месяце стало ясно, что пандемия коронавирусной инфекции это не кратковременный форс мажор, а будет иметь далеко идущие негативные экономические и социальные последствия, преодолевать которые придется не один год.
Сохранение жизней людей требует жестких карантинных мер. Карантинные меры резко ограничивают экономическую активность. Ограничение экономической активности ведет к значительному сокращению доходов и снижению жизненного уровня населения. Следствием этого является снижение спроса на продукцию отраслей экономики, а так как подобная ситуация наблюдается практически во всех странах мира, то сокращаются и возможности экспорта отечественной продукции.
Страны одна за другой принимали и продолжают принимать защитные меры, ограничивавшие инфекцию, и многочисленные программы, направленные на социальную защиту населения и на поддержку экономики. Применяемые в различных странах инструменты решения этих проблем охватывают шесть направлений: налоговая политика, денежно-кредитная политика, политика финансового регулирования, социальная политика, отраслевая политика, торговая политика.
Узбекистан весьма динамично среагировал на этот опасный вызов. Превентивно были предприняты меры контроля, ограничивающие возможность попадания вируса в страну, которые освещены в предыдущем номере журнала. Благодаря этим мерам 15 марта в аэропорту при прибытии в страну был выявлен первый зараженный коронавирусом. А уже 19 марта уже 19 марта вышел Указ президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений». За этим указом последовал ряд постановлений правительства, а также принятый 3 апреля 2020 года Указ Президента «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».
В результате в сжатые сроки была сформирована комплексная политика по борьбе с коронавирусной инфекцией и минимизации ее негативных последствий для населения и экономики, ставящая целью не только решение текущих задач остановки распространения вируса и лечения больных, но и сохранение экономического потенциала страны в условиях карантина. Сравнивая предусмотренные меры с зарубежными практиками, необходимо констатировать, что принятые решения носят комплексный и системный характер, так как базируются на изученном в сжатые сроки зарубежным опытом в этом направлении, и охватывают вышеперечисленный набор инструментов, применяемых за рубежом, а также осуществляются последовательно. В первую очередь были ограничена возможность проникновения вируса из-за рубежа. За этим последовали жесткие карантинные меры, ограничивающие возможность распространения вируса внутри страны, сопровождаемые мерами, укрепляющими медицинский и санитарно –эпидемиологический потенциал страны. Параллельно были приняты решения о социальной поддержке населения, поддержке предпринимательства, обеспечению устойчивости платежной и банковской системы, поддержке отдельных отраслей и экспорта.
Организационно- финансовая база
В Узбекистане, впрочем, как и в других странах, не было институциональной базы для срочного и оперативного решения таких сложных проблем, как текущая вспышка коронавирусной инфекции, необходимость жесткого карантина населения при сохранении экономической деятельности в стране. Не было и заранее предусмотренных источников финансирования для осуществления столь масштабных мероприятий.
Именно поэтому первый пункт Указа президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» был посвящен формированию институциональной организационно – финансовой базы для решения всего комплекса проблем, связанных с коронавирусной инфекцией и ее экономическими последствиями.
Указом была образована Республиканская антикризисная комиссия и создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в объеме 10 трлн сумов. Источниками средств фонда определены средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и льготные кредиты международных финансовых институтов. Кабинету Министров Республики Узбекистан предписано принять меры по привлечению в 2020 году для поддержки бюджета внешних заимствований в объеме до 1 млрд долл. США за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и иных источников.
Основными направлениями использования средств Антикризисного фонда определены: финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции; поддержка предпринимательства и занятости населения; расширение социальной поддержки населения; обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.
Социальные меры
Карантинный режим влечет за собой снижение экономической активности и доходов населения. Поэтому важной частью принятых решений являются меры по поддержке населения, особенно его наиболее социально уязвимых категорий. С целью сдерживания цен на товары первой необходимости до конца текущего года не будут взиматься таможенный сбор и акцизный налог при импорте таких товаров, как мука, растительное масло, мясная и молочная продукция, сахар, средства гигиены.
В период карантина одинокие престарелые и лица с инвалидностью бесплатно обеспечиваются основными продуктами питания 18 видов и гигиеническими товарами. Обеспечена выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из бюджета и приостановивших свою деятельность.
Родителям, помещенным в карантин, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы. Запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора с такими лицами. В период приостановления деятельности образовательных учреждений родителям воспитанников дошкольных учреждений и учащихся начальных классов школ предоставляется ежегодный отпуск, независимо от графика его использования.
С 1 апреля 2020 года на 10 процентов повышено количество получателей пособий – семей с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи. Выплата пособий таким семьям, срок которых истекает в марте-июне, автоматически продлевается с 6 месяцев на 1 год. Благодаря этому более чем на 120 тысяч возрос охват малообеспеченных семей.
В период действия карантинных мер работодатели могут переводить работников с их согласия на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или на работу на дому. При этом расширяется поддержка тех видам деятельности, которые осуществляются на дому, в частности, ремесленничества. К примеру, в стране действуют свыше 28 тысяч ремесленников. В прошлом году ремесленникам было выделено 50 миллионов долларов, в этом году будет выделено еще 50 миллионов долларов.
Физическим лицам продлевается предоставление декларации о совокупном годовом доходе за 2019 год до 1 августа 2020 года, а срок уплаты налога на имущество и земельного налога продлевается до 15 октября 2020 года. С 1 апреля 2020 года освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.
Поддержка бизнеса
Из-за карантинных мероприятий особенно сильно страдает малый и средний бизнес, частное предпринимательство, особенно в сфере услуг. Для поддержки этого сектора экономики принятыми решениями капитализация Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности увеличена до 500 млрд сумов. Предпринимателям дополнительно выделяется более 400 миллиардов сумов на покрытие процентов по кредитам на сумму 3 триллиона сумов. Также отменено ограничение на предоставление поручительства только одному проекту одного предпринимателя.
Если ранее фонд компенсировал 8 процентов расходов по кредитам, процентная ставка которых не превышает 24 процентов, то сейчас будет компенсировать 12 процентов расходов по кредитам с процентной ставкой до 28 процентов. Предпринимателям с положительной кредитной историей предоставление поручительства увеличено с 50 до 75 процентов от суммы кредита. Верхняя граница суммы поручительства увеличена с нынешних 8 миллиардов до 10 миллиардов сумов. Продлены также сроки выполнения кредитных обязательств населения и бизнеса, оказавшихся в сложной ситуации, по кредитам на 12 триллионов сумов.
Одним из важных инструментов поддержки бизнеса в сложных ситуациях падения доходов являются меры налоговой политики, снижающие обязательные расходы бизнеса. В этом направлении последними решениями были приняты беспрецедентные меры.
С 1 апреля до 1 октября 2020 года для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога снижается до 50 процентов. С 1 апреля до 1 июля 2020 года приостанавливается начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора. Ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, снижены в 2020 году на 50 процентов.
Субъектам малого бизнеса, выручка которых сократилась на 50 процентов по сравнению с прошлым месяцем, предоставляется право отсрочки уплаты налогов с оборота, земельного налога, налога на имущество, социального и водного налогов до 1 октября текущего года.
Дополнительным пакетом мер, принятых 3 апреля, приостанавливается начисление фиксированной суммы налога на доходы физических лиц и социального налога для индивидуальных предпринимателей, вынужденно приостановивших свою деятельность на период карантина. При этом проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства приостанавливается до 1 января 2021 года.
Предусмотрены и другие разноплановые меры поддержки бизнеса, позволяющие ему в сложных условиях оставаться «на плаву». С 1 апреля 2020 года снижено обязательное требование о внесении юридическими лицами предоплаты по газу и электроэнергии со 100 до 30 процентов. До 1 октября 2020 года введен мораторий на инициирование процедур банкротства и объявления банкротом предприятий, столкнувшихся с финансовыми затруднениями. Приостанавливается начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества субъектами предпринимательства, вынужденно приостановившими свою деятельность на период действия карантинных мероприятий.
В целях поддержки экспорта субъектам предпринимательства разрешено осуществлять экспорт товаров без обеспечения гарантийного платежа при имеющейся просроченной дебиторской задолженности, не превышающей 10 процентов от общего экспорта товаров за отчетный год. На срок до 1 октября 2020 года приостанавливается применение штрафных санкций за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям.
Осуществляются и секторальные меры по поддержке отдельных, наиболее пострадавших и имеющих важное значение секторов. В период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги, АО «Uzbekistan Airways» и его структурные подразделения, АО «Uzbekistan Airports» и ГУП «Центр «Узаэронавигация» освобождаются от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц, а также уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1 процента. Вышло также отдельное постановление по финансовой поддержке хлопково-текстильных кластеров, имеющих важное значение для реформирования сельского хозяйства, согласно которого срок возврата кредитов, полученных ими в 2019 году на заготовку хлопка, продлевается до 1 октября.
Купировать новые риски
Комплекс мер, принятый в Узбекистане в связи с пандемией коронавирусной инфекции по своему охвату возникающих проблем и набору инструментов, применяемых для их решения, впечатляет. Как впечатляет и оперативность реакции власти на продолжающееся распространение инфекции и возникающие в связи с этим проблемы. Большинство возникающих проблем оперативно купируется принимаемыми решениями, в существенной степени сглаживающими их остроту.
Однако, риски ухудшения ситуации, особенно в экономической сфере, продолжают сохранятся, что связано с уже значительной вовлеченностью узбекской экономики в мировую, перспективы которой далеко не благоприятны несмотря на то, что в ряде стран – Китае, Японии, Корее, Малайзии эпидемия коронавируса уже пошла на убыль и положение стабилизируется.
Дело в том, что в настоящий момент страны, на которые приходится более двух третей объема производства и доходов планеты, проводят политику эпидемиологического «сдерживания», что приводит к негативным экономическим последствиям из-за того, что в течение существенного промежутка времени 50% или более людей не смогут работать. В результате, по многочисленным предположениям, показатели ВВП могут снизиться на 6,5-10% по сравнению с предыдущим годом. Эксперты отмечают, что жесткая политика сдерживания эпидемии может привести в некоторых странах к финансовому кризису (из-за проблем в ликвидности в банковской системе), кризису задолженности (из-за роста дополнительных долгов) или кризису с иностранной валютой (из-за спада во внешней торговле).
Оценки перспектив роста мировой экономики весьма тревожны. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева оценивает ситуацию следующим образом: «Мы никогда в истории МВФ не видели, чтобы мировая экономика остановилась. Мы в рецессии, она намного хуже, чем глобальный экономический кризис». По ее словам, уже более 90 стран находятся в процессе подачи запросов о срочной помощи в МВФ». По мнению экспертов Bank of America, для мировой экономики 2020 год станет худшим со времени окончания последнего глобального экономического кризиса в 2009 году. Прогнозы, опубликованные Бюджетной службой Конгресса, говорят, что ВВП США сократится на более чем 7% во втором квартале на фоне усиления пандемии коронавируса. А по мнению экспертов Morgan Stanley в 2020 году экономика США сократится на 5,5%.
Столь резкий спад мировой экономики приведет к значительному снижению спроса, а соответственно и цен на сырьевые ресурсы, которые в узбекском экспорте хотя и сократились в последние годы, но продолжают играть достаточно важную роль. Экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью также может существенно сократиться из-за общего снижения цен в мировой экономики ввиду глобального спада спроса. Карантинные запреты во многих странах ведут к возвращению наших трудовых мигрантов на родину с сокращением поступлений от них и необходимостью их трудоустройства и социальной поддержки. В тоже время во время действия карантина и остановки многих предприятий снижаются доходы населения и падает внутренний спрос.
Подобное неблагоприятное развитие ситуации в мировой экономике и ее негативные последствия для узбекской экономики могут существенно усложнить уже осуществляемые решения имеющихся сложных проблем. Однако, необходимо отметить, что согласно принятым решениям осуществляется детальный мониторинг развития ситуации по всем чувствительным для населения и экономики направлениям, который позволяет отслеживать неблагоприятные изменения для своевременного реагирования на ухудшение обстановки и появление новых рисков. Это позволяет вовремя принимать новые решения, позволяющие купировать риски и направленные на улучшение ситуации. Поэтому можно уверенно предполагать, что по мере усиления негативных тенденций, в том числе и со стороны мировой экономики, будут приниматься новые пакеты социальных и экономических мер поддержки населения и бизнеса.
Оставить комментарий