Смягчение экономического кризиса в следствии распространения COVID19: действовать быстро и cделать все возможное

Смягчение экономического кризиса в следствии распространения COVID19: действовать быстро и cделать все возможное

В своей новой рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» будет публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В своей новой книге, которая содержит статьи, собранные и отредактированные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро. Большинство экспертов единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

______________________________________________________________________________________________________________

В статье П.О.Горинча, профессора университета Беркли говорится, что, сегодня центром пандемии является Европа. Однако, учитывая огромное население и отсутствие национального лидерства, следующим центром могут стать США. Вместе с тем, страны, на которые приходится более двух третей объема производства и доходов планеты, проводят политику «сдерживания» в целях выравнивания эпидемиологической кривой, чтобы избежать проблемы нехватки коек и аппаратов искусственной вентиляции легких для больных в инфекционных больницах. Они принимают опыт и решительные меры, таких стран как Тайвань, Сингапур или китайские регионы за пределами Хубэя, где в настоящее время наблюдается снижение случаев заболевания.

Политика сдерживания (снижение уровня инфицирования путем, снижения общего контакта между людьми за счет закрытия офисов и школ, запретов на поездки, изолирования зараженных людей) оказала серьезное влияние на замедление заболевания. Это ясно показывается пониженной траекторией роста заболевания в Японии, Сингапуре, Тайване и др. стран.

Вместе с тем, политика сдерживания неотделима от экономических последствий. Это неизбежно приводит к экономическим трудностям (социальная изоляция сдерживает рост, экономические ожидания людей отрицательны, что неблагоприятно влияет на состояние инвестиций и потребления) и принятию антикризисных мер со стороны многих стран (ЕС, США и многих других). Коронавирус создает ситуацию, когда - в течение короткого промежутка времени (месяц или два) - 50% или более людей могут быть не в состоянии работать. В результате, показатели ВВП могут снизится на 6,5-10% по сравнению с предыдущим годом.

В результате, фондовые рынки колеблются от 5 до 10% в день, иногда вверх, но в основном стремятся вниз. По некоторым оценкам, в течение следующего года будут сложности с возвращением в нормальную жизнь.

Без интервенции в решение экономических проблем в связи с распространением коронавируса этот экономический кризис для некоторых стран может превратится в финансовый кризис (из-за проблем в ликвидности в банковской системе), кризис задолженности (из-за роста дополнительных долгов) или кризис иностранной валюты (из-за спада во внешней торговле). Именно поэтому, чтобы временные решения не создавали долговременные проблемы необходимо предпринять соответствующие меры.

Вместе с тем, часть авторов считает, что сопровождающийся экономический спад будет благоприятно влиять на ситуацию. Так, рассматривая случай без интервенции и различные комбинации политик сдерживания, некоторые эпидемиологи пришли к выводу, что больницы все равно будут перегружены, как следствие 8-кратного увеличения спроса на койки интенсивной терапии. Без интервенции при исходном уровне смертности в 2% в перегруженных системах здравоохранения и 50% зараженного населения мира 1% населения мира может умрет (76 миллионов человек). В этом случает, отстранение рабочих от работы и потребителей от «социального» потребления снижает экономическую активность и риск распространения вируса.

С этой точки зрения, рецессия рассматривается как необходимость, но правительства могут и должны попытаться сгладить эту кривую экономического спада. Медицинский шок может быть временный, но экономический ущерб может длится на долго, так как без необходимых мер рабочих мест может больше не быть, многие фирмы и банки могут обанкротится и национальные балансы могут быть нарушены. Вместе с тем, из-за возникновения проблемы «морал-хазард» (риск недобросовестного поведения), эти меры могут обойтись дорого для госбюджетов.

Беспорядочная трата больших сумм денег - будь то «метод вертолета» или снижение налогов на рабочую силу - не является эффективным способом экономической политики (Wyplosz).

Ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы уменьшить количество ненужных частных и корпоративных банкротств, обеспечить людям возможность продолжать тратить деньги, даже если они не работают и стимулировать спрос. Вместе с тем, правительства могут заявлять, что никто не потеряет свою работу из-за вируса, а если кто-то потеряет, им будет гарантирован доход, пока они не найдут новую работу. Это повлияет на ожидания людей и скорректирует поведения в плане инвестиций и потребления.

В целом, меры могут быть сгруппированы в шесть направлений:

  • фискальная политика (целевая фискальная поддержка для домашних хозяйств и фирм, включая субсидии на доход для работников, отсрочки налогообложения, отсрочки или субсидии по социальному обеспечению, выходные для погашения задолженности, а также государственные займы или кредитные гарантии для компаний);
  • денежно-кредитная политика (применение метода вертолета, гарантирующие ликвидность финансовой системы, а не рынка акций);
  • политика финансового регулирования (обеспечение ликвидности банковского сектора);
  • социальное страхование (покрытие расходов с лечением, бесплатная госпитализация и др.);
  • отраслевая политика (поддержка новых отраслей экономики, не затроненных последствиями распространения вируса);
  • торговая политика (поддержка экспорта товаров и импорта необходимых средств в борьбе с болезнью).

МВФ подчеркивает следующие моменты в составлении перечня мер:

- увеличение продолжительности страхования по безработице, увеличение размера пособий или ослабление права на получение пособия. Так как оплачиваемый отпуск по болезни не входит в число стандартных пособий, правительствам следует рассмотреть вопрос о его финансировании, чтобы позволить нездоровым работникам или лицам, обеспечивающим уход за больными, оставаться дома, не опасаясь потери работы во время эпидемии.

- Центральные банки должны быть готовы предоставить достаточную ликвидность банкам и небанковским финансовым компаниям, особенно тем, которые кредитуют малые и средние предприятия (МСП). Правительства могут предложить временные и целевые кредитные гарантии для краткосрочных потребностей этих фирм в ликвидности.

- Фискальный пакет на широкой основе в соответствии с доступным фискальным пространством может помочь поднять совокупный спрос, но, скорее всего, будет более эффективным, когда бизнес-операции начнут нормализоваться.

Есть мнения, что правильная политика зависит от фазы распространения вируса.

- На первом этапе (вспышка заболевания в Китае) когда возможности для политического вмешательства на совокупном уровне ограничены, ряд целевых отраслевых мер могут включать субсидирование рабочего времени.

- На втором этапе (отраслевые шоки в других странах) необходимо внедрить системы обеспечения ликвидности, начиная с автоматических задержек с выплатами налогов и социальных взносов, и схем частичной безработицы.

- На третьей фазе (экономические шоки) требуется более обобщенные меры экстренной поддержки. Во-первых, необходимо значительно увеличить расходы на здравоохранение (временные помещения, оборудование, наем, сверхурочные для медицинского персонала). Во-вторых, некоторые сферы услуг будут нести постоянные потери дохода, а не только дефицит ликвидности. В частности, МСП нуждаются в существенной финансовой поддержке на этом этапе в форме налоговых льгот и льготных кредитных линий, и грантов в дополнение к предыдущим мерам, чтобы предотвратить банкротства. Необходимо активизировать временную поддержку по безработице, поскольку она помогает смягчить шок и избежать увольнений, а это именно то, что необходимо, когда происходит падение экономической активности на макроуровне. Также может потребоваться прямая поддержка домохозяйств путем облегчения денежных выплат (таких как налоговые каникулы или освобождение от оплаты счетов за электроэнергию, как объявлено в Италии) или выдачи наличных (как уже объявлено в Гонконге и Сингапуре), а также прямых переводов независимым работникам.

- Четвертая фаза (восстановление) потребует значительной поддержки фискального спроса. Масштаб усилий будет зависеть от продолжительности и серьезности рецессии Фазы 3. Приоритет на этом этапе может быть сосредоточен на совокупном спросе, а не на стороне предложения или секторальных мерах.

Другие авторы считают, что финансовое регулирование не должно усугубить процикличность.

В условиях рецессии регулирование может еще больше усугубить процикличность, требуя заблаговременной классификации и резервирования ссуд, а также путем принудительного увеличения весов риска и, следовательно, капитала.

Шаги, предпринятые надзорными органами по всей Европе:

  • снизить антициклические буферы;
  • снизить требования к капиталу, позволяя банкам временно работать ниже уровня капитала;
  • разрешить банкам работать ниже 100% коэффициента покрытия ликвидности (LCR).

Кроме того, представляется целесообразным отложить сроки для дальнейшего увеличения капитала в рамках реформ Базеля III, а также отложить стресс-тесты Европейского банковского управления 2020 года.

Одной из важнейших задач для политиков является обеспечение максимальной степени уверенности и доверия. Коммуникация имеет решающее значение в этих условиях. В таких ситуациях крайне важно быть готовым в качестве кредитора и маркет-мейкера последней инстанции давать четкие сигналы о том, что центральные банки будут готовы избежать любых скачков цен и замораживания рынка.

Практический опыт других стан также говорит о предпринятых аналогичных мерах. Например, Италия продлила крайние сроки налогообложения для компаний в пострадавших районах и расширила фонд заработной платы, чтобы обеспечить поддержку дохода уволенным работникам. Ю.Корея ввела субсидии на заработную плату мелким торговцам и увеличила пособия по уходу на дому и безработным. Она также расширила кредитование бизнес-операций и гарантии по кредитам для затронутых МСП. Регуляторы и надзор за финансовым рынком могут также поощрять на временной основе продление сроков погашения займов. Более широкие денежно-кредитные стимулы, такие как снижение ставок или приобретение активов, могут поднять доверие и поддержать финансовые рынки, если существует заметный риск значительного ужесточения финансовых условий (действия крупных центральных банков также создают благоприятные побочные эффекты для уязвимых стран). Китай временно отказался от взносов в систему социального обеспечения для предприятий.

Опыт Китая для Узбекистана заключается в следующем:

- Время имеет решающее значение. В первую очередь остановить вспышку и предотвратить ее распространение в регионах, используя любые чрезвычайные меры общественного здравоохранения, включая политику изоляции, социального дистанцирования и строгие меры карантина;

-Информационная прозрачность. Правительство Ухани потеряло три недели, которые могло быть потрачено на предотвращение вспышки. Использование цифровой технологии, возможность облачных вычислений (cloud computing) и больших данных, могут быть очень полезны в предоставлении точной информации в реальном времени;

-Фундаментальное значение имеет макроэкономическая политика. Для предотвращения потенциального экономического кризиса после коллапса общественного здравоохранения, правительство Китая оказало фискальную поддержку, проводя соответствующую денежно-кредитную и финансовую политику.

Из обзора мирового опыта вытекают ряд закономерностей. В частности, необходимо:

- ускорить подготовку перед началом вспышки;

- обеспечить импорт из других стран (если внутренний запас товаров для здоровья ограничен);

-иметь план действий для чрезвычайных ситуаций, для обеспечения больных достаточным количеством коек;

-проинформировать общество заранее и ясно, концентрируясь на пути минимизации распространения вируса;

- принять скорейшие и решительные меры для обеспечения социального дистанцирования;

- оказать чрезвычайную помощь работникам и фирмам;

- внедрить максимальное использование цифровых технологий;

- превратить временное увеличение использования Интернета в более постоянное улучшение долгосрочного потенциала экономического роста;

- действовать скоординированно с другими странами для эффективного снижения глобального рецессионного давления;

-снизить тарифные и нетарифные барьеры для борьбы с рецессией.

Поделиться постом

Похожие новости