Спад на авторынке Узбекистана: первичный рынок устойчивее вторичного – анализ ЦЭИР

Спад на авторынке Узбекистана: первичный рынок устойчивее вторичного – анализ ЦЭИР

Центр экономических исследований и реформ регулярно проводит анализ ситуации на автомобильном рынке Узбекистана.

Согласно результатам исследования за июнь, общие продажи автотранспортных средств по республике снизились на 13,6% почти до 87 тысяч единиц. В годовом исчислении активность сократилась в 1,4 раза.

При этом, первичный рынок новых легковых автомобилей показывает более устойчивую динамику по сравнению с вторичным. Особый интерес вызывает сегмент электромобилей, где, несмотря на снижение продаж на первичном рынке на 28%, вторичный демонстрирует рост на 2,4%.

Данная динамика может быть частично обусловлена сезонными факторами, поскольку летний период традиционно характеризуется более низкой деловой активностью.

Ситуация в сегменте легковых авто

После некоторого снижения в начале года, продажи легковых автомобилей демонстрировали восстановление в мае, когда наблюдался рост на 14% по сравнению с предыдущим месяцем. Однако в июне вновь произошло снижение объемов реализации на 13,3% до 77,6 тыс. единиц. Рынок легковых автомобилей в годовом измерении также сократился, здесь за год продажи снизились в 1,4 раза.

Динамика продаж легковых автомобилей в региональном разрезе показывает, что в июне наибольшее снижение отмечено в Сурхандарьинской и Андижанской областях, а также в Республике Каракалпакстан - в среднем на 22%.

В то же время, в некоторых регионах, был отмечен рост продаж. В частности, позитивная динамика за 6 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдалась в Хорезмской и Навоийской областях – в среднем на 7%.

По итогам первого полугодия 2024 года, продажи легковых автомобилей в Узбекистане составили 580 тыс. единиц, что на 19% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Это может объясняться не столько снижением спроса на подержанные машины, а в том числе усложнением процессов регистрации автомобилей и ростом стоимости оформления и переоформления автомобиля.

Так, на вторичном рынке легковых машин, на который приходится 97,3% от общего числа снижения продаж, ужесточение требований и удорожание процедур регистрации повлияло на число сделок купли-продажи, что в свою очередь, могло отразится на общих показателях продаж на авторынке.

Ситуация на первичном авторынке

На первичном рынке легковых автомобилей продажи в июне снизились на 9% по сравнению с предыдущим месяцем, превысив 26 тыс. единиц. В годовом выражении отмечается меньший спад активности - снижение на 5,3%.

Таким образом, первичный рынок новых легковых автомобилей демонстрирует более устойчивую динамику по сравнению с вторичным рынком.

В июне тенденция к сокращению темпов продаж новых машин отечественного производства продолжилась. В частности, продажи таких автомобилей снизились почти на 10% относительно мая месяца. В годовом выражении отмечается незначительный спад активности в этом сегменте - на 0,8%.

Данная тенденция прервала начавшийся в мае рост продаж новых автомобилей отечественного производства.

Сегмент легковых иномарок стагнирует

Рынок легковых иностранных автомобилей на рынке Узбекистана демонстрирует признаки стагнации. В июне продажи в этом сегменте увеличились лишь на 0,4% и составили около 2,4 тысячи единиц. Данный относительно небольшой рост активности не компенсирует снижение продаж в годовом выражении, которое составило порядка 34% по сравнению к прошлому году.

Вторичный рынок легковых автомобилей

Ситуация на вторичном рынке легковых автомобилей характеризуется снижением динамики продаж, сохраняя тренд годового снижения объемов реализации.

В частности, в июне активность на вторичном рынке легковых авто снизилась на 15,3% по сравнению с предыдущим месяцем, когда снижение составило 3,4%. За отчетный период в этом сегменте было продано около 51,5 тыс. автомобилей. В целом продажи за год сократились более чем в 1,6 раза.

Ситуация на рынке электромобилей

В июне сегмент легковых электромобилей продемонстрировал снижение продаж. Объем реализации достиг 3 тысяч единиц, что более чем на 800 машин меньше, чем в мае. Тем не менее, относительно уровня июня прошлого года, продажи электромобилей увеличились в 1,3 раза.

Если на первичном рынке электромобилей в Узбекистане за месяц продажи сократились существенно, на 28%, то вторичный рынок демонстрирует противоположную тенденцию. Здесь с марта месяца фиксируется рост активности, который в июне составил 2,4%.

Сектор по связям с общественностью ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости