«Стратегия Нового Узбекистана» продолжает Стратегию действий

«Стратегия Нового Узбекистана» продолжает Стратегию действий

9 сентября на X съезде Либерально-демократической партии Шавкат Мирзиёев представил свою новую предвыборную программу, получившую название «Стратегия Нового Узбекистана».

Говоря о новой предвыборной программе, следует напомнить, что в 2016 году Шавкат Мирзиёев, также выступая кандидатом от Либерально-демократической партии Узбекистана, победил на досрочных президентских выборах с результатом в 88,61%. При этом аналитики назвали выборы 2016 года самыми открытыми в истории современного Узбекистана. СМИ публиковали программы всех кандидатов в президенты. На выборах впервые присутствовала полноценная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, были аккредитованы наблюдатели от международных организаций, таких как СНГ, ШОС, ОИС и ВАИО.

В ракурсе оценки новой предвыборной программы необходимо обратиться к предвыборной программе, с которой Шавкат Мирзиёев шел на выборы в 2016 году и в соответствии с которой проводил реформы, будучи Президентом Узбекистана. Основными целями той программы являлись углубление демократических реформ, обеспечение мира, стабильности и спокойствия, укрепление экономической мощи, создание достойных условий жизни. Программой были определены пять приоритетных направлений, охватывающих все сферы жизни страны.

В области политических реформ в течение последних пяти лет реализовывалась концепция «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу», в основе реформы судебно-правовой системы лежал принцип «Сила — в справедливости!». Экономические реформы осуществлялись, исходя из принципа «политическая независимость не может быть обеспечена без достижения экономической независимости», а развитие социальной сферы исходило из принципа «реформы не ради реформ, а во имя блага людей». Приоритетом же политики в области обеспечения безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия, международных отношений стал принцип «народу Узбекистана нужны мир и спокойствие».

В рамках реализации этой предвыборной программы за последние пять было принято около 300 законов, свыше 4000 указов и постановлений президента. Представляя на съезде свою новую предвыборную программу «Стратегия Нового Узбекистана», Шавкат Мирзиёев отметил, что «за короткое время в нашей стране не осталось ни одной сферы и отрасли, города и района, села и махалли, куда не пришло бы дыхание обновления».

В своей новой предвыборной программе «Стратегия Нового Узбекистана» Шавкат Мирзиёев также четко обозначил цели и задачи, которые он намерен решить в ближайшие пять лет при его избрании на пост Президента Узбекистана. В связи с этим представляется актуальным проанализировать проведенные социально-экономические реформы, направления которых были обозначены на выборах 2016 года, в ракурсе целей и задач, озвученных в предвыборной программе 2021 года «Стратегия Нового Узбекистана».

Обеспечение динамичного роста экономики

В предвыборной программе 2016 года в качестве «центральной и важной» задачи была обозначена «реализация целевых программ по увеличению до 2030 года объема валового внутреннего продукта более чем в два раза, доведению доли промышленности в экономике до 40 процентов». Достигнутые за последние пять лет показатели свидетельствуют о том, что экономика Узбекистана уверенно движется в направлении поставленной цели.

За последние пять лет экономика страны выросла на 24%. За годы реформ значительно улучшилась отраслевая структура экономики в сторону производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Промышленность выросла на 34%. Среднегодовые темпы роста промышленности составили 8,9% (для сравнения: в Кыргызстане — 7,2%, Казахстане — 3,7%). Доля промышленности в экономике Узбекистана выросла с 18,7 до 27,3%. При этом доля более высокотехнологичной обрабатывающей промышленности выросла в ВВП с 11,5% в 2016 г. до 19,6%. Динамично развивался и сектор услуг, который ежегодно увеличивался в среднем на 12% в год, но доля сельскохозяйственного сектора, на который в 2016 г. приходились 30,8%, снизилась в 2019 г. до 25,5%.

Реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, обеспечили динамичный рост инвестиций. За последние пять иностранные инвестиции выросли в 3 раза. Если в 2016 году Узбекистан привлек 1,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, то в 2019-м — уже 4,2 млрд. долларов. Если рассматривать более длительный период, то, по данным статистического комитета СНГ, в 2019 году инвестиции относительно 2000 г. увеличились в Кыргызстане в 4,1 раза, Казахстане — в 7,6 раза, а в Узбекистане — в 10,4 раза. Несмотря на спад инвестиций из-за пандемии в прошлом году, в первом полугодии этого года инвестиции в основной капитал выросли на 5,9%. Улучшается и структура инвестиций. В первом полугодии доля централизованных инвестиций снизилась до 8,9%, приток инвестиций из нецентрализованных источников увеличился на 14,9%.

Поставленные цели. В новой предвыборной программе эта задача также остается центральной. Валовый внутренний продукт на душу населения в следующие пять лет должен увеличиться в 1,6 раза. «Таким образом, к 2030 году мы увеличим доход на душу населения до более 4000 долларов и создадим прочный фундамент для вхождения в список стран с доходом выше среднего», — заявил Шавкат Мирзиёев.

Для достижения этой цели планируется провести кардинальные изменения в повышении эффективности труда за счет внедрения новых технологий и выстраивания цепочек добавленной стоимости на основе знаний и инноваций. В результате этого в следующие пять лет объем промышленной продукции должен быть увеличен в 1,4 раза, а производительность труда — в 2 раза. Это планируется реализовать, в первую очередь, в тех отраслях, которые являются драйверами экономики, путем развития системы промышленных кластеров.

В частности, за счет организации кластера медной промышленности за пять лет объем производства меди и другой продукции намечено увеличить в 2 раза, что создаст основу для выпуска продукции на 8 млрд. долларов. Аналогично возрастет выпуск продукции Навоийского, Алмалыкского и Бекабадского комбинатов за счет реализации ряда крупных проектов.

Будут созданы пять химических кластеров в Каракалпакстане, Бухарской, Кашкадарьинской, Ферганской и Ташкентской областях, где планируется реализация более 40 перспективных проектов общей стоимостью почти 7 млрд. долларов. За счет увеличения уровня переработки газа с 8% до 20% в химической промышленности намечено выпустить продукции на 2 млрд. долларов. Для обеспечения промышленности ресурсной базой будет значительно увеличен объем геологоразведочных работ. В эту сферу будут привлечены частные инвесторы и передовые зарубежные компании.

Для реализации всех этих планов необходимо привлекать крупные объемы инвестиций. Поэтому активная инвестиционная политика будет продолжаться. Как сказал Шавкат Мирзиёев в своем выступлении, в течение следующих пяти лет будет привлечено в экономику 120 млрд. долл., в том числе не менее 70 млрд. долл. иностранных инвестиций. Если за последние пять лет узбекский экспорт вырос в 1,5 раза, то благодаря предлагаемым в «Стратегии Нового Узбекистана» мерам экспортный потенциал нашей страны увеличится в 1,7 раза и достигнет 30 млрд. долл. в 2026 году. Доля сырья в экспорте снизится с нынешних 46% до 23%, а объем готовой продукции увеличится в 2,5 раза.

Макроэкономическая стабильность

В проводимых реформах большое внимание уделялось обеспечению макроэкономической стабильности. О достигнутой макроэкономической стабильности свидетельствуют оценки рейтингового агентства Moody’s, которое указало, что структурные реформы, проводимые с 2016 года, устранили многие недостатки в экономике. В частности, отменены контроль над ценами, ограничения на покупку иностранной валюты, проведены сельскохозяйственная и земельная реформы, а достигнутая гибкость обменного курса позволит национальной валюте адаптироваться в соответствии с фундаментальными экономическими показателями.

Ярким свидетельством макроэкономической стабильности является и то, что самый сложный год пандемии Узбекистан сумел преодолеть довольно успешно. Экономический рост в прошлом году составил 1,6%, а за первые шесть месяцев текущего года ВВП увеличился на 6,2%. Продолжает замедлятся инфляция: цены выросли на 4,4% к декабрю прошлого года, тогда как в 2020 г. за аналогичный период — на 4,6%. При этом совокупный спрос в экономике поддерживает рост доходов населения и объемов инвестиций, что делает ее менее подверженной внешним шокам.

По оценкам Всемирного банка, впервые за более чем 10 лет в последние полтора года росло государственное и частное потребление, которое стало основным драйвером роста экономики Узбекистана со стороны спроса. В частности, в текущем году наблюдается динамичный рост спроса на недвижимость и автомобили. Только в августе сделок по продаже недвижимости было на 20,6% больше, чем в июле, а рост к соответствующему периоду 2020 года составил 39,5%. Спрос на автомобили в августе вырос на 21,4%, по сравнению с июлем.

Поставленные цели. Обеспечение макроэкономической стабильности будет оставаться в числе основных задач и в «Стратегия Нового Узбекистана». «Для поддержания высоких темпов роста экономики будет обеспечена макроэкономическая стабильность», — сказал Шавкат Мирзиёев. К концу 2023 года уровень инфляции снизится до 5%, а дефицит государственного бюджета не превысит 2,5% ВВП. Соблюдение этих показателей позволит, исходя из потребностей населения, ежегодно направлять 1,5-2 трлн. сумов на решение наиболее острых проблем на местах. Но при этом будут серьезно ограничиваться внешние заимствования. Ежегодный объем вновь привлекаемого внешнего долга не превысит 5 млрд. долл., а общий государственный долг — 50-60% ВВП.

Снижение роли государства

В предыдущие годы была проведена подготовка к реформе государственных предприятий, включая создание необходимых институтов. В 2019 году было создано Агентство по управлению государственными активами, проводятся структурные преобразования в различных секторах. На Министерство финансов была возложена задача по организации реализации всех полномочий акционера от имени государства. Указом Президента было определено, какими сферами деятельности будет заниматься государство, а какими — частный сектор.

Активная приватизация государственной собственности началась. Указом Президента был утвержден перечень государственных активов, полностью выставляемых на торги, а также 18 предприятий, государственные доли акций которых должны быть реализованы в текущем году. Среди них такие как Ферганский нефтеперерабатывающий завод, «Кварц», «Трест-12», Кокандский механический завод, «Узбекхиммаш», «Жиззак Пластмасса», Самаркандский винкомбинат имени Ховренко и другие.

Вместе с тем до настоящего времени сохраняется высокая доля присутствия государства в экономике. Около 50% ВВП страны и пятая часть объемов внешней торговли создаются государственными предприятиями, которые обеспечивают более половины доходов Государственного бюджета и работу 10% занятого населения. Более 80% активов коммерческих банков, а также все крупные страховые компании также принадлежат государству.

Поставленные цели. В «Стратегии Нового Узбекистана» реформы в снижении роли государства в экономике, ее демонополизации и развитии частного сектора выходят на первый план. Будет отменена монополия на 25 видов деятельности, такие как строительство дорог, теплоснабжение, услуги по благоустройству.

Процесс трансформации и приватизации госпредприятий будет ускоряться. В то же время 23 крупных предприятия в машиностроении, химической, нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, транспортной сферах должны будут самостоятельно выходить на финансовые рынки и получать финансирование для инвестиционных проектов путем получения международных кредитных рейтингов. В результате дальнейшей трансформации банковской системы доля частных банков должна достигнуть 60% общих банковских активов.

Кроме того, будет либерализован энергетический рынок и в этот сектор будут привлечены частные инвестиции. В следующем году начнется процесс внедрения рыночного ценообразования на рынке природного газа. При этом наряду с либерализацией рынков электроэнергии и природного газа будут введены социальные нормы потребления для защиты нуждающегося населения.

Поддержка частного бизнеса

За годы проведенных реформ было принято около 2 тысяч законов, указов и постановлений, направленных на поддержку развития частного бизнеса. Особое внимание уделялось устранению многочисленных административных барьеров для бизнеса. Были отменены 114 лицензий и разрешений по 33 видам деятельности, упрощены процедуры получения разрешений и в среднем в 2 раза сокращены сроки их выдачи. Отменены лишние проверки, сняты ограничения, связанные с оборотом наличных денег, валюты и сырья.

В связи с улучшением положения дел в этой сфере Всемирный банк систематически повышал позиции Узбекистана в своем рейтинге, а в отчете Doing Business 2020 рейтинг Узбекистана улучшился на 7 позиций, обеспечив 69-е место, что позволило стране войти в список 20 лучших стран-реформаторов. То же самое касается и Индекса экономической свободы, выпускаемого Heritage Foundation совместно с The Wall Street, согласно которому Узбекистан за последние годы поднялся с 152-го в 2018 году на 108-е место в 2021-м. За четыре года рост составил 44 позиции.

Даже несмотря на сложности в период пандемии, малый бизнес и частное предпринимательство демонстрируют впечатляющие темпы развития. Так, если в 2016 году число зарегистрированных малых предприятий составляло 278 тысяч, то в 2021 году — 503 тысячи. Если из них в 2016 году активно действовали 258 тысяч, то в 2021 году — 475 тысяч. Если в 2016 году число вновь созданных предприятий составляло около 28 тысяч, то в 2021-м — 95 тысяч. В целом, число предпринимателей за последние пять лет почти утроилось и в настоящий момент составляет 1,5 млн. человек, на предприятиях которых работает около 5 млн. человек.

Поставленные цели. В предвыборной программе реформ «Стратегия Нового Узбекистана» также важное место уделяется развитию малого бизнеса, частного предпринимательства. Продолжится работа по сокращению административных барьеров, облегчению условий кредитования бизнеса. Будут внедрены механизмы кредитования предпринимателей в сумах, независимо от валюты, в которой банки привлекают ресурсы. Сохранятся налоговые льготы за предпринимателями, зарегистрированными в экономических зонах, будет продлено действие налоговых льгот для предприятий сферы услуг. Налоговая нагрузка на бизнес будет продолжать максимально снижаться, что более детально рассмотрено в следующем разделе. Кроме того, будет создан Совет предпринимателей на базе нескольких существующих структур, поддерживающих предпринимательство в районах и городах.

Налоги, стимулирующие бизнес

Начиная с 2018 года, проводилась налоговая реформа, направленная на поэтапную отмену налоговых льгот и преференций. С введением с 2020 года Налогового кодекса в новой редакции большинство налоговых льгот было отменено, но в борьбе с пандемией их применение было расширено для поддержки населения и экономики. Благодаря проведенной реформе за период 2017-2020 гг. поступления в Госбюджет в целом возросли в 2,7 раза: поступления по прямым налогам увеличились в 3,9 раза, косвенным — в 1,8 раза, ресурсным налогам и налогу на имущество — в 3,1 раза. Основой роста бюджетных поступлений явилось увеличение числа налогоплательщиков.

Поставленные цели. В предвыборной программе 2021 года также ставится задача снижения налогового бремени для бизнеса. «Мы будем последовательно продолжать системную работу по расширению бизнес-возможностей, снижению видов налогов и их бремени», — сказал Шавкат Мирзиёев.

«В 2020 году мы снизили ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 15%. Теперь, когда все подготовлено, мы снизим эту ставку налога с 15 до 12% с 2023 года», — подчеркнул Президент.

Ставки корпоративного подоходного налога в таких сферах бизнеса, как банковское дело, финансы, телекоммуникации будут снижены с нынешних 20% до 15% и будут одинаковыми для всех предпринимателей. В 2022 году ставка налога на имущество организаций будет снижена с 2% до 1,5%. С 2023 года будет введен единый налог на недвижимость, объединяющий имущественный и земельный налоги юридических лиц. Налог на использование природных ресурсов для нерудных ископаемых будет снижен в 2 раза, природного газа — в 3 раза, нефти — в 2 раза.

Повышение уровня жизни

Благодаря принимаемым мерам по социальной поддержке населения, даже несмотря на некоторое снижение доходов в прошлом году в результате пандемии, за последние пять лет среднемесячная заработная плата увеличилась в 2,2 раза. В связи с этим Президент в своем предвыборном выступлении на съезде отметил, что таких широкомасштабных изменений в социальной сфере, какие осуществлены за последние пять лет, в истории страны никогда не было. «На каждые 100 семей приходятся 162 телевизора, 107 холодильников, 287 мобильных телефонов, 49 легковых автомобилей. Говоря другими словами, почти половина семей в стране имеет личный автомобиль. Или, скажем, за последние годы по программам ипотеки было создано более 140 тысяч домов. Если сравнить эту цифру с предыдущими годами, то это больше в 11 раз».

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, в настоящее время более 400 тысяч семей в Узбекистане нуждаются в улучшении условий жизни. Доля неформального сектора на рынке труда составляет 40-50%. При этом только 23% уязвимых домохозяйств получают социальные пособия. Во время пандемии усилилась необходимость ускорения реформы институтов, оказывающих социальную поддержку и материальную помощь бедным и наиболее уязвимым слоям населения. Поэтому сейчас осуществляется переход от ранее сложившихся недостаточно адресных и неэффективных институтов распределения материальной помощи к системным решениям на основе цифровизации этой сферы, обеспечивающий необходимый контроль, прозрачность и адресность.

Поставленные цели. Поэтому решение проблемы бедности будет оставаться одной из главных задач на следующем этапе реформ.

«Узбекистан планирует принять меры по сокращению бедности не менее чем в 2 раза к концу 2026 года», — сказал Шавкат Мирзиёев.

Предусмотрены и другие меры социальной поддержки населения. В течение ближайших пяти лет будет легализовано трудоустройство 2,5 млн. человек, работающих неформально. Безработица среди женщин в течение следующих пяти лет будет сокращена вдвое, а в ближайшие три года более 10 тысяч нуждающихся в жилье женщин будут обеспечены жильем на льготных условиях. При исчислении базовой пенсии минимальный размер заработной платы будет увеличен с нынешних 10 до 12 раз, благодаря этому пенсии 2 млн. граждан вырастут как минимум на 20%. Будет реализована Национальная программа профессионального обучения и трудоустройства, предусматривающая трехкратное увеличение занятости людей с инвалидностью.

Заключение

В первую очередь, новая программа Президента показывает преемственность и последовательность проведенных и планируемых реформ. То есть будут продолжаться и углубляться начатые реформы, что вполне естественно и необходимо, так как поставленных ранее целей реформ за один пятилетний президентский срок достичь объективно невозможно. И именно продолжение реформ в тех же направлениях является гарантией достижения поставленных целей.

Далее следует сказать, что анализ результатов проведенных реформ показывает их высокую эффективность. Поставленные кратко- и среднесрочные задачи реформ последовательно выполнялись, достигались установленные критерии. Об этом также свидетельствует стремительное повышение позиций Узбекистана в многочисленных международных рейтингах.

И, наконец, надо сказать о том, что реформы осуществляются последовательно по мере того, как создаются для этого необходимые условия. Примером этого является подход к приватизации государственной собственности, осуществлять которую в условиях отсутствия благоприятных условий для деятельности частного бизнеса и его низкого инвестиционного потенциала было бы крайне опрометчиво. Однако в ходе первого этапа реформ условия для этого были созданы, и приватизация становится актуальным направлением реформ на втором этапе.

Учитывая все это, а также накопленный в стране опыт и компетенции в проведении реформ, можно считать, что представленные в обнародованной предвыборной программе реформы второго этапа будут осуществляться динамично и успешно.

Поставленные Президентом задачи вполне достижимы. Для этого созданы все предварительные условия в ходе уже проведенных реформ. Накоплены все необходимые для этого ресурсы — материальные, финансовые, человеческий капитал.

Акценты/Стратегические ориентиры

Обид Хакимов, директор Центра экономических исследований и реформ

Журнал «Экономическое обозрение» №10 (262) 2021

Поделиться постом

Похожие новости