В современном мире происходят бурные изменения на глобальном уровне, формируется новый расклад сил на международной арене. Вместе с этим перед мировым сообществом появляются новые вызовы, заставляющие государства искать адекватные пути решения возникающих проблем, обновлять свою политическую и экономическую стратегию.
Современная система международного сотрудничества, основанная на универсальных принципах и нормах, начинает давать значительные сбои. Одна из основных причин тому - глубокий кризис доверия на глобальном уровне, который, в свою очередь, провоцирует геополитическое противостояние и риски возрождения стереотипов блокового мышления. Этот процесс взаимного отчуждения осложняет возвращение мировой экономики в прежнее русло развития и восстановление глобальных цепочек поставок.
Международное сотрудничество, отвечающее интересам всех и каждого, невозможно без многосторонних институтов. Несмотря на определенные недостатки, они продолжают служить важнейшими проводниками межгосударственного взаимодействия – на региональном и глобальном уровнях. Международные и региональные организации помогают странам преодолевать разногласия и укреплять взаимопонимание, развивать политическое и экономическое сотрудничество, расширять торговлю и стимулировать культурно-гуманитарные обмены.
Именно эти цели и задачи преследует один из самых молодых многосторонних институтов – Шанхайская организация сотрудничества. По сути, она является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития. За короткий по историческим меркам период ШОС прошла большой путь, став неотъемлемым элементом современного глобального политического и экономического мироустройства.
Древний город Самарканд – жемчужина Великого Шелкового пути – готов встретить лидеров четырнадцати стран мира с новыми прорывными предложениями и инициативами, призванными служить во благо и процветание ШОС и каждого её участника.
Исторически сложилось так, что мир из Самарканда видится единым и неделимым, а не разобщенным. В этом и заключается суть уникального феномена – «Самаркандского духа», на основе которого может быть выстроен принципиально новый формат международного взаимодействия, в том числе и в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
В мире с новыми вызовами и возможностями у ШОС имеются отличные перспективы для трансформации и роста, не только за счет количественного пополнения, но и через открытие новых стратегических векторов. Это – транспорт и взаимосвязанность, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и зеленая экономика.
Цифровая трансформация - один из главных трендов в развитии современных государств, меняющий облик практически всех сфер экономики и социальной сферы.
Государство внедряет цифровизацию во все свои вертикали. В частности, система анализа данных эффективно используется в исполнительной власти. Одна из главных заслуг внедрения информационно-коммуникационных технологий является снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении документов.
Цифровые рабочие места создаются посредством применения информационных и коммуникационных технологий к новой или существующей деятельности или процессу. Цифровые рабочие места обычно включают в себя выполнение задач, основанных на информации, которые повышают способность человека к будущей работе.
Цифровая трансформация, представленная в монографии «Трансформация национальных экономик постсоветских государств»[1] известным ученым – экономистом, лауреатом Орденом «Дустлик» Республики Узбекистан Наби Зиядуллаевым, рассматривая процессы преобразований на территории Содружества независимых государств, начиная с оценки экономики последнего периода СССР, его распада, затем образования и функционирования новых суверенных государств является своевременным и весьма актуальным научным трудом.
В работе анализируются методологические и прикладные проблемы трансформации переходных экономик в Содружестве независимых государств. Раскрыты интеграционные и дезинтеграционные тенденции на различных этапах становления и развития Содружества независимых государств, Евразийского экономического союза и стран Центральной Азии. Подробно анализируется трансформационные экономические процессы в Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.
Книга Зиядуллаева Наби Саидкаримовича, как раз посвящена произошедшим проблемам трансформации переходных экономик этих государств. Здесь очень подробно характеризуется развитие национальных хозяйств союзных республик СССР, теория и практика экономико-математического моделирования региональных экономических систем, оптимизации планирования и управления в отраслях АПК.
В монографии, под трансформацией национальных экономик понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.
Несомненно, трансформация переходных экономик постсоветских государств, как говорится в книге - это одно из новых, совершенно не изученных направлений современной экономической теории, которое характеризует собой переход к рыночным отношениям, что явилось, для многих независимых государств, этапом нового развития национальных хозяйств.
В монографии подчеркивается, что основные направления структурных изменений экономики в странах СНГ должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивать преодоление существующих в экономике диспропорций: сокращение разрыва между сферой производства и сферой услуг, уменьшение доли военного производства, преодоление значительной неравномерности в технической и технологической оснащенности предприятий различных отраслей и секторов экономики.
Критериями оптимальной структуры экономики являются общая эффективность, конкурентоспособность, устойчивость к циклическим колебаниям. В работе рассматриваются процессы преобразований на территории Содружества независимых государств, начиная с оценки экономики последнего периода СССР, его распада, затем образования стран СНГ и его функционирования с ярко выраженной страновой спецификой формирования рыночных экономик и завершается анализом стратегий развития национальных хозяйств, тесно связанных с многообразными проявлениями внешних факторов политико-экономического характера.
В работе отмечено, что самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи, о чем автор подробно пишет в своей работе.
В монографии Зиядуллаев Н.С., на наш взгляд, весьма обосновано даёт оценку интеграционным и дезинтеграционным тенденциям становления и развития СНГ, анализируются возможные сценарии развития постсоветского пространства. Особое внимание в работе уделено евразийской интеграции и опыту функционирования в условиях внешнеполитических напряжений ЕАЭС, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан и в качестве государства-наблюдателя Узбекистан.
Особенно выделено трансформация национальных экономик государств Центральной Азии, их взаимодействию между собой, Россией, Китаем, США, другими мировыми и региональными державами. Одна из главных задач учебника - это анализ дестабилизирующих факторов, выявление условий их минимизации, а также какова должна быть степень допустимого ограничения экономического суверенитета интегрирующихся стран в пользу национальных экономических структур.
Важное внимание уделено Республике Узбекистан, где Зиядуллаев Н.С. получил образование и высокое признание как ученый, автор монографии подробно исследовал, как происходит развитие национальной экономики в условиях глобальной конкурентной среды, несбалансированной и зависимой от конъюнктуры мировых рынков, где процесс опережающей цифровизации является необходимым условием устойчивого развития и высоких темпов экономического роста.
На этапе перехода от модели индустриального развития к формированию постиндустриальных, корпоративных экономических систем, Узбекистану необходимо определить свои социально ориентированные национальные приоритеты для обеспечения адаптации, сложившихся в республике экономических отношений к глобальной экономике, с сохранением национальной идентичности в элитной когорте наиболее успешных и конкурентных стран мира.
Подробно и очень точно на наш взгляд, сделан анализ трансформационных процессов в цифровизации экономики и мирохозяйственных связей Узбекистана, методов и механизмов защиты её национальных интересов при взаимодействии с международными финансовыми организациями. Большое внимание в монографии уделяется геостратегическим и геополитическим факторам взаимодействия в глобальном мире, выявлению основных трендов и разработке концептуальных направлений партнёрства и углубления сотрудничества Нового Узбекистана с Российской Федерацией, ЕАЭС, ШОС и другими интеграционными объединениями, а также вступления в ВТО.
Проведён детальный SWOT анализ экономического роста в условиях глобальных вызовов современной эпохи. В этой связи особую актуальность приобретает выявление особенностей и закономерностей транзитного состояния экономики Узбекистана, оценка социально-экономических последствий и макроэкономических результатов их действия в контексте мировых и региональных тенденций.
В настоящее время, около 90,0% высоких темпов экономического роста в Узбекистане было достигнуто за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. И поэтому в структуре ВВП в основном преобладают промышленность, торгово-посреднические услуги и операции с недвижимостью, не несущие мотиваций к инновационным технологическим изменениям.
Доля же услуг в структуре ВВП относительно невелика, причем транспорт и связь имеют отрицательную динамику, а гипертрофированный финансовый сектор не играет сколько-нибудь заметной роли в конечных макроэкономических результатах. Автор заключает, что такое положение остро актуализировало необходимость комплексного изучения этапов и стадий реформ, альтернативных сценариев и многовариантных моделей развития национальной цифровой и инновационной экономики.
Особо следует отметить, что автор приводит в своей работе различные аспекты ранее осуществленных институциональных и структурных цифровых трансформаций, предлагаемые монетаристские и кейнсианские модели экономических реформ, которые носят явно выраженный политизированный прагматический характер. На логику данной работы повлияло отсутствие системной теории переходного периода, уже негативно сказавшееся на различных этапах экономических реформ, с фатальной неизбежностью ведущих к значительным издержкам при вхождении в стадию устойчивого экономического роста многих новых независимых государств.
В этих условиях методологическая эклектика (избранный) в оценках трансформации постсоветских экономик обрекает на неудачи в создании единого экономического пространства, отражая объективные процессы евразийской интеграции. Узбекистан переживает решающий, исторический этап развития. В республике осуществляется невиданная ранее масштабная инновационная программа глубоких социально-экономических и общественно- политических реформ, которые будут способствовать вхождению Узбекистана к 2035 году в число 50 экономически развитых государств мира.
В связи с этим, в республике предпринимаются значительные меры для поддержки молодежи, ее воспитания и просвещения, а также для расширения доступа к образованию и получению квалификации на всех уровнях, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для Нового Узбекистана.
Особо хочется отметить, как автор точно отмечает, что происходит в период рыночных трансформаций в национальной экономике России при переходе от административно-командной к рыночной системе управления, где рассматриваются различные аспекты технологической модернизации, предлагаются механизмы сочетания интересов государства, населения и бизнеса, управленческие методы инвестиционного и инновационного вектора развития, обеспечения экономической безопасности в реальном секторе региональной экономики и финансово-банковской системе.
На основе эконометрического анализа российской экономики дается среднесрочный прогноз макроэкономической динамики на перспективу при различных сценариях цифровизации экономики.
В заключении хочется отметить, что продолжающиеся в разных точках мира вооруженные конфликты, дестабилизируют торговые и инвестиционные потоки, усугубляют проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности.
Наряду с этим, глобальные климатические потрясения, растущий дефицит природных и водных ресурсов, сокращение биоразнообразия, распространение опасных инфекционных заболеваний выявили уязвимость наших обществ, как никогда раньше. Они приводят к разрушению экзистенциальных общих благ, угрожая основам жизнедеятельности людей и сокращая источники доходов.
Выход из опасной спирали проблем во взаимосвязанном мире, в котором мы сегодня живём, только один – через конструктивный диалог и многостороннее сотрудничество, основанное на учёте и уважении интересов каждого. Именно в моменты кризиса страны – большие, средние и малые – должны преодолеть свои узкие интересы и сосредоточиться на таком взаимодействии, объединить и приумножить общие усилия и возможности для противодействия угрозам и вызовам мира, безопасности и устойчивого развития касающихся каждого из нас.
Каландар Абдурахманов,
Академик Академии наук Республики Узбекистан,
Доктор экономических наук, профессор
[1] Зиядуллаев Н.С. Трансформация национальных экономик постсоветских государств. – М.: Экономическое образование, 2021. – 554 с.
Оставить комментарий