Транспортные коммуникации в задачах региональной интеграции

Транспортные коммуникации в задачах региональной интеграции

Для мировой экономики регион Центральной Азии (ЦА) остается привлекательным, прежде всего, в качестве источника сырья. Тем не менее, экономики стран ЦА, находясь в центре евразийского континента, имеют ряд сравнительных преимуществ, обеспечивающих потенциал для развития промышленности, выпуска наукоемких товаров с высокой добавленной стоимостью. Учитывая, что регион становится транзитным коридором для потока товаров и капитала между странами Азии и Европы, осуществление интеграционных проектов имеет реальные основания.

За последние пять лет в Узбекистане и странах ЦА сформировались более благоприятные условия для развития регионального сотрудничества. Проводится последовательная работа по снятию барьеров во внешней торговле, восстанавливаются ключевые транспортные коридоры, обеспечивается свобода передвижения капитала, товаров и граждан, развивается приграничное сотрудничество.

Проводимый Президентом Республики Узбекистан прагматичный и активный курс на сближение с государствами ЦА, установление с ними доверительных и дружественных отношений, снятие искусственных барьеров создают надежную основу для региональной экономической интеграции и кооперации.

Перспективные направления региональной интеграции

Важное значение для экономик стран ЦА имеет выход товаров с высокой добавленной стоимостью на емкие экспортные рынки Европы, России и Китая. Это предполагает получение льготных условий (снятие нетарифных барьеров и ограничений для продукции стран ЦА) на рынках этих стран, в частности, для текстильных и трикотажных изделий, кожевенно-обувной продукции, пищевых и переработанных сельскохозяйственных продуктов, кабельно-проводниковой продукции, строительных материалов, что должно быть одним из принципиальных моментов участия стран ЦА в реализации совместных проектов. В данном контексте эффективное взаимодействие по гармонизации таможенных процедур и тарифной политики всех заинтересованных сторон, внедрение современных технических средств таможенного контроля (введение в эксплуатацию мобильных инспекционно-досмотровых комплексов для сканирования грузов) имеют важное значение для достижения данной цели.

Особенно важное значение для развития экономик стран ЦА имеет реализация совместных проектов в сфере высоких технологий, что предполагает создание интегрированных промышленных технопарков, научно-инновационных кластеров и свободных экономических зон. С учетом спроса и предложения на рынках стран ЦА наиболее целесообразным представляется начало работ по выпуску мобильных телефонов, швейных машин, строительных материалов, солнечных коллекторов и другой конкурентоспособной продукции.

Кроме этого, учитывая актуальность развития аграрного сектора на основе внедрения последних достижений науки, представляется целесообразным направлять инвестиционные вложения для создания современных посадочных баз семеноводческой отрасли, развития экопарков и центров по переработке сельскохозяйственной продукции, что имеет весьма продуктивный потенциал и резервы для сотрудничества в области высоких технологий.

Сотрудничество в области информационно-коммуникационных технологий. Установление тесного партнерства в обеспечении информационной безопасности, развитие электронной коммерции путем расширения сотрудничества способствовали бы продвижению товаров и увеличению экспорта стран-партнеров на цифровом рынке. Также важными являются сотрудничество в подготовке высококвалифицированных ИТ-кадров, организация тренингов и образовательных программ для специалистов из стран ЦА по направлениям телекоммуникаций, «Безопасного города», технопарков и прочего.

Активное использование туристического потенциала. Имеющиеся сравнительные преимущества стран ЦА в туристической сфере по маршрутам Великого Шелкового пути, вдоль которого расположены города с тысячелетней историей и богатейшей культурой, пока еще недостаточно освоены. Следует отметить, что совместно с Министерством коммерции КНР в настоящее время осуществляется реставрация исторических памятников Хорезмской области Республики Узбекистан (восстановление медресе Амир Темура и мечети Хасан-Мурад Кушбеги, находящихся в комплексе Ичан-Кала). Однако такие примеры единичны.

Активная роль государств ЦА, Китая, Индии, Пакистана и ряда других стран в осуществлении экономических преобразований в Афганистане могла бы способствовать и реализации региональных проектов по развитию туризма и в этой соседней стране, восстановлению исторического и культурного наследия и освоению материально-сырьевых ресурсов на территории Афганистана, а также проектов по созданию новых туристических маршрутов, проходящих по территории этой страны.

Транспортные проекты — в фокусе особого внимания

Но особенно важное значение для всех стран Центральной Азии на настоящем этапе имеет реализация транспортных региональных и межрегиональных проектов. Это объясняется необходимостью интеграции государств ЦА в единую транспортно-логистическую сеть и обеспечения доступа на мировые рынки, поскольку все страны ЦА региона имеют общую проблему географической изолированности от выхода к морским транспортным портам. Другой мотивацией является создание дополнительных условий для транзита и предоставления сопутствующих логистических услуг. Ожидается, что за счет интенсивности транзитных перевозок грузов между европейскими и азиатскими странами увеличатся доходы стран ЦА, а также укрепится промышленная кооперация между странами региона и соседствующими государствами.

Учитывая относительно развитый транзитный потенциал Казахстана, республика ставит своей приоритетной задачей наращивание грузопотока по направлению «Китай—Европа». Для достижения этой цели в 2016 г. был подписан план сотрудничества о сопряжении китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) с казахстанской национальной программой «Нурлы Жол». Этот акт председатель КНР Си Цзиньпин назвал одним из наиболее значимых политических результатов проекта «Один пояс — один путь».

Растущее значение для казахстанской экономики имеют также капиталовложения из КНР. В 2005-2017 гг. объем накопленных прямых инвестиций Пекина в экономику РК составил 13,9 млрд. долл. При этом общий объем инвестиций Китая в экономику РК сегодня превысил 42,8 млрд. долл., объем кредитования — более 50 млрд. долл. Более того, в рамках ОПОП стороны договорились о переносе 51 китайского предприятия в Казахстан на общую сумму свыше 26,2 млрд. долл. Наряду с этим, за счет средств китайских инвесторов в стране ведутся разработка месторождений полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородов), строительство инфраструктуры и промышленных предприятий.

Основной целью участия Кыргызстана в проекте ЭПШП является стремление к развитию собственной инфраструктуры за счет китайских инвестиций. В рамках создания ЭПШП планируются строительство кольцевой автодороги вокруг озера Иссык-Куль, перенос избыточных производственных мощностей из Китая в Кыргызстан и строительство железнодорожной магистрали «Китай—Кыргызстан—Узбекистан». В настоящее время по данному проекту протяженностью 430 км и стоимостью строительства около 6 млрд. долл. ведутся переговоры. Необходимо отметить также условие, которое предусматривает, что создание железнодорожного соединения с Узбекистаном через Кыргызстан будет осуществляться исключительно китайскими компаниями и магистраль перейдет на баланс Кыргызстана только после возмещения расходов КНР. Данный проект является прямым конкурентом транспортных коридоров, проходящих через Казахстан и Россию.

Ввиду неудобного географического положения Таджикистану для устойчивого экономического развития остро необходимо повысить свою транспортную доступность. В этом плане реализация инициативы ОПОП является важным шансом для экономического развития страны. Ведутся также переговоры о возможном строительстве железной дороги, которая соединит Китай и Таджикистан. Для Душанбе реализация данного проекта весьма важна, поскольку с крупными торговыми партнерами страну связывает пока лишь один железнодорожный путь, идущий через Узбекистан. Однако с позиции транзитного потенциала возможности Душанбе существенно ниже, чем у Казахстана. Развитию международных маршрутов через Таджикистан препятствуют слабая инфраструктура, низкий уровень экономического развития, а также неблагоприятные географические условия на приграничных с Китаем территориях.

Для Туркменистана развитие транспортных коммуникаций является очень значимым для экономического роста, в силу выгодного географического положения страны на важном перекрестке международных путей сообщения. В этой связи Ашхабад позитивно воспринял идею создания ЭПШП. Более того, имеется опыт двустороннего взаимодействия с Китаем в транспортной сфере. К примеру, за последние годы железнодорожный пассажирский парк Туркменистана практически полностью укомплектован тепловозами и вагонами китайского производства.

Солидным потенциалом для взаимодействия в транспортном секторе можно назвать введенную в строй в конце 2014 г. перспективную железнодорожную магистраль «Казахстан—Туркменистан—Иран». Эта железная дорога представляет интерес для китайских компаний в плане торговли со странами Персидского залива. В данном контексте открытие в 2018 г. международного морского порта в г. Туркменбаши имеет большие перспективы. С реализацией данного проекта появилась возможность через международный порт Туркменбаши направлять грузы, поступающие из Китая, Японии, Южной Кореи, а также из стран Центральной Азии в иранский порт Бандар-Аббас и в азербайджанский Баку, оттуда в грузинский порт Поти.

В начале 2018 г. завершилось строительство первой очереди железной дороги «Туркменистан—Афганистан—Таджикистан». На всем 88-километровом туркменском отрезке пути до населенного пункта Акина на территории Афганистана осуществляется доведение ее до необходимых параметров. Полная реализация данного проекта и возможное продолжение маршрута до Кыргызстана и Казахстана, а также потенциальное включение данных коридоров в направления, предусмотренные инициативой ОПОП, приводят к появлению коридора в обход Республики Узбекистан.

Еще одним значимым региональным транспортным коридором, включающим Туркменистан, является проект «Узбекистан—Туркменистан—Иран—Оман». Данный транспортно-транзитный коридор призван соединить Центральную Азию с иранскими портами в Персидском и Оманском заливах. В 2016 г. по железной дороге «Казахстан—Туркменистан—Иран» запущен первый тестовый рейс из китайского города Иу до Тегерана. Протяженность маршрута — 10,339 тыс. км. Эту дистанцию тестовый поезд прошел за две недели. Маршрут является самым коротким и быстрым логистическим решением в доставке грузов из Восточного Китая на рынки Персидского залива.

Принимая во внимание масштабы задач, стоящих перед Узбекистаном для предотвращения транспортной изоляции с реальной оценкой материально-технических и финансовых затрат, в рамках инициативы ОПОП следует обратить внимание на следующие аспекты.

Первое. Среди возможных и наиболее перспективных маршрутов ЭПШП особый интерес для Узбекистана будут представлять коридоры, ведущие к иранским и пакистанским портам, которые могут обеспечить выход узбекских внешнеторговых грузов на развивающиеся рынки Южной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Второе. В 2016 г. завершилась прокладка электрифицированной железной дороги «Ангрен—Пап», соединяющей Ферганскую долину с основной частью Узбекистана. Строительство данной линии позволило сократить расстояние до Китая на 270 км. В случае реализации запланированного в рамках ЭПШП ж/д коридора «Китай—Кыргызстан—Узбекистан», данный участок станет его узловым элементом, обеспечивающим включение Узбекистана в глобальную сеть логистических маршрутов. В результате Узбекистан получит прямой выход не только в Китай, но и на Средний Восток. Кроме того, функционирование данного маршрута сократит время перевозки грузов на 5-6 суток. Транспортный проект «Китай—Кыргызстан—Узбекистан» обсуждается в переговорах с заинтересованными странами. В настоящее время актуальными остаются технические вопросы проекта, а также порядок финансирования. Кроме того, ведется работа по электрификации участка «Пап—Наманган—Андижан», что позволит повысить эффективность использования пропускной способности данной линии.

Третье. За последние годы наблюдается рост перевозок внешнеторговых грузов Узбекистана ж/д транспортом на китайском направлении, существенно выросли перевозки импортных грузов. Кроме того, зафиксировано увеличение объема транзитных перевозок по обоим направлениям.

Четвертое. Организация пилотного автопробега по маршруту «Узбекистан—Таджикистан—Китай» в целях диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов, в первую очередь, из южных регионов Узбекистана, а также создание альтернативного коридора, соединяющего Узбекистан с Китаем, через территорию Таджикистана играют немаловажную роль для успешного участия Республики Узбекистан в китайском проекте.

Заключение

Последовательному осуществлению вышеперечисленных перспективных направлений регионального сотрудничества будет способствовать реализация следующих задач.

  1. Укрепление взаимосвязанности, совместное продвижение строительства международных магистральных коридоров и формирование инфраструктурной сети, соединяющей регионы Азии, Европы и Африки.
  2. Координация проводимой странами региона социально-экономической политики, подразумевающей укрепление взаимного политического доверия, поиск общих точек соприкосновения в области экономического развития, разработку планов и мер для регионального сотрудничества, выстраивание конструктивного диалога для решения актуальных вопросов, оказание политической поддержки в реализации крупных проектов.
  3. Продвижение торговли и инвестиций путем открытия зон свободной торговли, снижения барьеров и упрощения таможенных процедур. На сегодняшний день между странами ЦА такие проекты, несмотря на наличие всех необходимых предпосылок и условий, практически не реализуются.
  4. Приоритетным направлением инвестиционного партнерства обозначена сфера энергетики (разведка и разработка угля, нефти, газа, гидроэнергетика и возобновляемые источники энергии). Однако процесс привлечения иностранных инвестиций (из таких стран, как Китай, Россия и др.) должен быть четко скоординирован с приоритетами развития топливно-энергетического сектора и при обязательном соблюдении параметров выгодности для стран ЦА.
  5. Реализация инвестиционных проектов по организации производства востребованной готовой продукции и ее экспорта является важным направлением привлечения иностранных инвестиций в электротехническую отрасль, цифровые технологии, телекоммуникации, производство медицинской техники и оборудования, новых строительных материалов.
  6. Реализация проектов в области финансовой интеграции, предусматривающих открытие регионального рынка ценных бумаг, продвижение проектов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС, а также создание финансового механизма ШОС.

В целом, активное продвижение интеграционных проектов в Центральной Азии создает благоприятные условия для обеспечения региональной безопасности и устойчивого развития региона. Позитивными результатами их реализации будут сокращение транспортных расходов, развитие логистики, усиление диффузии инноваций, что способствует повышению конкурентоспособности товаров и услуг, а экономический эффект можно будет направить на повышение уровня жизни и экономическую модернизацию.

Ситорабону Назарова, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека

Международная проблематика/Региональное сотрудничество

Журнал «Экономическое обозрение» №10 (262) 2021

Поделиться постом

Похожие новости