Узбекистан в центральноазиатской динамике

Узбекистан в центральноазиатской динамике

Узбекистан на протяжении последних четырех лет живет в условиях кардинальных перемен. В рамках стартовавшей в 2017 году Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям запущены реформы во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Стратегия завершается в следующем году, однако уже сейчас можно начинать подводить промежуточные итоги. При этом целесообразно провести сопоставление изменения социально-экономических показателей Узбекистана со странами, схожими с ним по политическим, социальным, географическим условиям, то есть с соседями по региону.

Динамика ВВП

В ходе реформ последних лет в Узбекистане динамично изменялись правовые условия и правила ведения бизнеса, что обычно требует времени для перестройки сформировавшейся модели развития. Это и обусловило некоторое замедление темпов роста экономики до 4,5% в 2017 г. Однако адаптация экономических субъектов к новым условиям произошла достаточно быстро, что позволило вернуться к наращиванию производства до 5,4% в 2018 г. и 5,6% в 2019 г., а также сохранить свои позиции по этому показателю в регионе. В долгосрочном плане ВВП Узбекистана в постоянных ценах по итогам 2019 г. увеличился к 2010 г. в 1,7 раза, тогда как ВВП Казахстана –в 1,4 раза, Кыргызстана –в 1,5 раза.

Пищу для размышлений представляет соотношение ВВП Узбекистана к ВВП стран ЦА, пересчитанное по ППС. По сути, это отражает изменение объема экономики Узбекистана к объему экономик соседних стран. Так, относительно Казахстана и Кыргызстана наблюдается увеличение показателя от года к году. ВВП Узбекистана относительно ВВП Казахстана увеличилось с 47,1% в 2017 г. до 48,2%, Кыргызстана – с 6,6 до 6,9 раза. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Узбекистане за рассматриваемый период в среднем в год увеличивался на 3,6%, что также опережает динамику показателя в Кыргызстане и Казахстане.

Структурные изменения

Также необходимо обратить внимание на изменение структуры ВВП по отраслям экономики. На момент обретения независимости во всех экономиках стран Центральной Азии преобладал сельскохозяйственный сектор. Правительства стремились задать курс на переход от аграрно-индустриального уклада к индустриально-аграрному. В значительной степени удалось изменить структуру экономики Казахстану, но в данном процессе наблюдалось увеличение добывающего сектора промышленности.

В структуре ВВП Узбекистана в последние годы происходят серьезные изменения. Сектор услуг остается преобладающим, но снизился относительно 2016 г. на 3,6 п.п. Сельскохозяйственный сектор, на который в 2016 г. приходились 30,8%, снизился в 2019 г. до 25,5%. В то же время в Узбекистане существенно увеличилась доля промышленности, что привело к ее преобладанию над агросектором. Доля промышленности выросла с 18,7 до 27,3%. Фактически речь идет о форсированной индустриализации экономики. При этом необходимо заметить, что основное увеличение приходится на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВВП выросла с 11,5% в 2016 г. до 19,6%.

В структуре экономики Казахстана за рассматриваемый период значительных изменений не наблюдалось. В долгосрочном плане отмечается снижение доли сектора услуг после пикового значения в 2015 г. на уровне 59,4% до 55,5% в 2018-2019 гг. В противовес увеличивается доля секторов по выпуску товаров. Несмотря на постоянно декларируемую необходимость снижения зависимости от сырьевого производства, роль добывающей промышленности в последние годы вновь усиливается.

В структуре ВВП Кыргызстана также не наблюдается каких-либо серьезных изменений. В качестве продолжения долгосрочных трендов необходимо отметить поступательное увеличение доли строительного сектора с 8,4% в 2016 г. до 9,7% в 2019 г. Также постепенно сокращается и доля сельского хозяйства. Промышленность и сектор услуг неопределенно колеблются от года к году.

Привлечение инвестиций

Одним из главных направлений экономической политики правительства Узбекистана является форсированное увеличение объемов привлекаемых инвестиций в экономику, как внешних, так и внутренних. В странах Центральной Азии стимулированию инвестиционной активности также придается важное значение. Однако результаты этой деятельности остаются разными. Если в Узбекистане инвестиции динамично росли, причем высокая динамика сохранялась на протяжении 2017-2019 г., то в других странах ЦА столь выдающихся результатов не отмечается. В Таджикистане и вовсе, после удачного на инвестиции 2018 года, уже на следующий год инвестиционный поток ушел в минус.

Примечательна и инвестиционная динамика последних лет относительно объемов 2000 года. По данным Статистического комитета СНГ, в 2019 году инвестиции относительно 2000 года увеличились в Кыргызстане в 4,1 раза, Казахстане – в 7,6 раза, а в Узбекистане – в 10,4 раза.

Еще одним немаловажным индикатором результативности предпринимаемых мер в области привлечения дополнительных ресурсов в экономику и наращивания капитальных вложений является отношение объема инвестиций к ВВП. Беспрецедентная инвестиционная активность последних лет в Узбекистане привела к увеличению этого показателя с 21,1% в 2016 г. до 38,3% в 2019 году. Для сравнения: среди других стран Центральной Азии уровень инвестиций к ВВП оставался относительно высоким только в Кыргызстане.

Таким образом, инвестиционная политика Узбекистана последних лет дала весьма положительные результаты. Сокращение налоговой нагрузки на предприятия, обеспечение гарантий и усиление защиты прав инвесторов, совершенствование политики в области прозрачности и предсказуемости экономических условий для благоприятного ведения бизнеса в стране позволили кратно нарастить приток инвестиционных ресурсов, в особенности иностранных.

Сельское хозяйство

Агросектор Узбекистана в последние годы претерпевает кардинальные, а по некоторым направлениям революционные метаморфозы. Зарегулированные ранее отношения сельхозпроизводителей, арендаторов и государства в ходе реформ постепенно освобождаются от чрезмерного контроля. В настоящее время сельскохозяйственный сектор Узбекистана по объему выпуска продукции является крупнейшим в ЦА. Так, объем выпуска сельского, лесного и рыбного хозяйства в Узбекистане в 2019 г. составил 25,4 млрд. долл., тогда как в Казахстане – 13,5 млрд. долл., Кыргызстане – 3,2 млрд. долл. и Таджикистане – 2,9 млрд. долл. В 2019 г. объем выпуска сельскохозяйственной продукции относительно 2000 года увеличился в Узбекистане в 2,7 раза, Казахстане в 1,9 раза, Кыргызстане в 1,6 раза.

Промышленность

Объемы промышленного производства в странах Центральной Азии сильно различаются. Однако все страны традиционно уделяют наращиванию промышленного производства повышенное внимание.

Промышленность в Кыргызстане и Таджикистане не сопоставима с размерами промышленного производства в Узбекистане и Казахстане, поэтому в качестве сравнительного индикатора для Узбекистана целесообразно использовать динамику развития казахской промышленности, относительно которой промышленное производство в Узбекистане в последние годы развивалось опережающими темпами. По данным Статистического комитета СНГ, промышленность Узбекистана в 2019 г. относительно 2000 года выросла в 2,7 раза, Казахстана – в 2,5 раза. В последние годы в Узбекистане среднегодовые темпы роста промышленности составили 8,9%, Кыргызстане – 7,2%, Казахстане – 3,7%.

Как уже говорилось выше, все страны ЦА стремятся к индустриализации собственной экономики. Приоритетом является уход от сырьевого уклада и наращивания выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. В особенности это актуально для Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Но к настоящему времени Казахстан и Туркменистан все еще имеют экономику, в значительной степени зависимую от производства и экспорта сырьевых ресурсов, особенно углеводородов, что делает их крайне восприимчивыми к шокам мирового рынка сырьевых товаров. Для Узбекистана это также остается актуальной проблемой, хоть и несколько в меньшей степени.

В последние годы структура промышленного производства в странах ЦА изменялась по-разному. В Казахстане вновь увеличивалась доля добывающей промышленности. Если к 2016 г. доля горнодобывающего сектора снизилась до 49,4%, то к 2019 г. выросла до 54,4%.

Обрабатывающая промышленность преобладает в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. В Кыргызстане доля обрабатывающей промышленности в 2016-2019 гг. увеличилась с 77,8 до 79,1%, однако в отдельные предыдущие годы на обрабатывающую промышленность приходились 82-83%. В Таджикистане доля обрабатывающей промышленности снизилась с 62,2% в 2016 г. до 57,7%, что во многом связано с увеличением доли электроэнергетики за счет строительства и ввода крупных гидроэнергетических проектов. В Узбекистане в рассматриваемый период доля обрабатывающей промышленности оставалась на уровне 79-80%. Однако в предыдущий период данный показатель был меньше. К примеру, в 2010 г. на долю обрабатывающего сектора приходились 73,8%.

Услуги

Сектор услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Узбекистана. За 2016-2019 гг. сектор в среднем в год увеличивался на 12%. Крупнейшими сферами являются транспортные услуги, услуги торговли и финансовые услуги. В сфере предоставления финансовых услуг в последние годы отмечаются кардинальные изменения. Так, если в 2016 г. на финансовые услуги приходилось лишь 10,2%, то в 2019 г. – уже 17,6%. Сфера финансовых услуг в настоящее время является наиболее быстро развивающейся областью в секторе услуг и за последние 4 года в среднем увеличивалась на 31% в год. Также двузначными темпами росли услуги в области здравоохранения, архитектуры, связи и информатизации, образования, проживания и питания.

В целом, сектор услуг успешно развивается во всех странах Центральной Азии. В сфере розничного оборота наибольшие среднегодовые темпы роста за 2016-2019 гг. отмечаются в Узбекистане – ежегодный прирост в среднем на 8% в год. За ним следуют Таджикистан – 7,3%, Кыргызстан – 5,8%, Казахстан – 4,3%. При сопоставлении наращивания оборота относительно 2000 г. Узбекистан также лидирует – объем розничной торговли увеличился в 7,3 раза, в Таджикистане – в 7,1 раза, Казахстане – в 5 раз и Кыргызстане – в 4,5 раза.

Внешнеэкономическая деятельность

Узбекистан стремится реализовать экспортоориентированную модель развития. За последние годы в этом направлении были приложены значительные усилия со стороны правительства. В частности, существенно снижен уровень барьеров при прохождении таможни, отменено регулирование экспортных цен на плодоовощную продукцию, предоставлены субсидии на транспортировку экспортируемой продукции всеми видами транспорта и многое другое. Принятые меры позволили Узбекистану за рассматриваемые четыре года существенно нарастить экспорт более чем в 1,4 раза, с 12,1 млрд. долл. в 2016 г. до 17,5 млрд. долл. в 2019 г. В то же время проводимые реформы в отраслях экономики, модернизация и перевооружение производств привели к значительному увеличению импорта, который за рассматриваемый период увеличился в 2 раза, с 12,1 до 24,3 млрд. долл.

В целом, объем внешнеторгового оборота Узбекистана за это время вырос на 72,3%, тогда как в Казахстане – на 57,4%, Кыргызстане – на 25,1%, Таджикистане – на 15,1%.

Интересно рассмотреть, как в странах Центральной Азии в последние годы изменялась торговля внутри региона. К примеру, Узбекистан провозгласил приоритетом во внешней политике создание вокруг себя «пояса безопасности» и развитие всестороннего сотрудничества с соседними странами. За 2016-2019 гг. объем внешней торговли Узбекистана со странами Центральной Азии увеличился в 2,1 раза, с 2,5 до 5,2 млрд. долл. В разрезе стран торговля выросла с Кыргызстаном в 5 раз, Таджикистаном – в 2,5 раза, Туркменистаном – в 2,6 раза, Казахстаном – в 1,7 раза. Доля стран ЦА в объеме внешней торговли Узбекистана увеличилась с 10,2 до 12,5%, в экспорте – с 11 до 14,9%, импорте – с 9,6 до 10,9%.

Аналогичные тенденции на увеличение торговли со странами-соседями отмечаются и в других государствах Центральной Азии. Так, объем внешней торговли Казахстана со странами ЦА увеличился в 1,7 раза, а доля стран ЦА в общем объеме торговли РК увеличилась с 4,9 до 5,4%. Кыргызстан нарастил торговлю со странами ЦА на 51,3%, а доля стран ЦА в общем объеме внешнеторгового оборота Кыргызстана возросла с 16,7% в 2016 г. до 20,2% в 2019 г. Таким образом, страны Центральной Азии в последние годы активно наращивают взаимную торговлю. Необходимо отметить, что во многом экономики стран ЦА являются взаимодополняющими. По мере реализации своего экономического потенциала, в частности, налаживания производства конкурентоспособной продукции, аналогичной ранее завозимой из дальнего зарубежья, все более растет и торговля между государствами региона.

Либерализация экономики в оценках международных рейтингов

Изменение позиции страны в тех или иных экономических международных рейтингах также является одним из важных индикаторов, дающих представление о развитии экономических процессов в формате глобальных и региональных сопоставлений. Такие рейтинги, как, к примеру, «Ведение бизнеса» Всемирного банка и «Индекс экономической свободы» Heritage Foundation имеют высокую степень доверия и служат ориентиром для иностранных инвесторов в вопросах вложения средств в те или иные страны.

Во всех государствах Центральной Азии правительства прилагают усилия по созданию благоприятной деловой среды, формированию привлекательных условий для привлечения инвестиций. В Узбекистане в данном направлении за последние годы было сделано немало. Упрощаются бюрократические процедуры регистрации и ведения бизнеса, снижено налоговое бремя, облегчено проведение экспортных операций, запущены комплексные программы льготного кредитования и субсидирования бизнеса и многое другое. В рейтинге «Ведение бизнеса» Узбекистан за последние 4 года улучшил свою позицию с 87-го до 69-го места, а общий балл увеличился с 63 до 69,9, или на 6,9 балла. Для сравнения: позиция Казахстана улучшилась с 35-го до 25-го места, а общий балл увеличился на 4,5. Таджикистан улучшил позицию со 128-го до 106-го места, а общий показатель увеличился на 6 баллов. Кыргызстан, несмотря на увеличение баллов на 2,6, ухудшил свою позицию в рейтинге с 75-го до 80-го места.

В рейтинге «Индекс экономической свободы» Узбекистан также за последние годы добился заметных результатов. В общем рейтинге позиция Узбекистана улучшилась со 152-го места в отчете 2018 г. до 114-го в 2020 году. Позиция Казахстана в эти же годы изменилась с 41-го до 39-го места, а Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан ухудшили свои позиции.

Таким образом, международные рейтинги также фиксируют существенный сдвиг в области дебюрократизации и либерализации экономики, появления больших свобод для отечественных предпринимателей и иностранных инвесторов.

Заключение

В данной статье рассматривались лишь основные показатели развития реального сектора экономик стран Центральной Азии в период активных реформ в Узбекистане. Учитывая исторически сложившуюся социальную ориентированность центральноазиатских стран, традиционно повышенное внимание правительствами уделяется развитию социальной сферы, что в данном материале не рассматривалось. В частности, Узбекистан за последние годы прикладывал значительные усилия по улучшению условий жизни и росту доходов населения, повышению качества образования и здравоохранения, сокращению бедности. Другие страны Центральной Азии также проводили аналогичную политику в этих направлениях.

Что касается развития реального сектора экономики Узбекистана на фоне развития экономик центральноазиатских стран, необходимо отметить, что, судя по показателям, реформы в целом протекают успешно, особенно это касается инвестиций, привлечение которых, по сути, стало краеугольным камнем в форсировании экономического развития. Естественно, что масштабный приток инвестиций не сразу дает эффект, который проявится в последующие годы. Об этом свидетельствуют и многочисленные прогнозы международных финансовых институтов, которые предрекают в долгосрочном периоде рост экономики Узбекистана не менее 5,5-6,0% ежегодно.

Между тем, разразившаяся пандемия коронавируса негативно сказалась на экономике Узбекистана и стран Центральной Азии. Экономики Казахстана и Кыргызстана находятся в состоянии рецессии, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сохраняют положительные темпы роста по итогам 9 месяцев. Международные финансовые институты дают достаточно неблагоприятные прогнозы по годовым показателям. В частности, МВФ прогнозирует, что экономика Казахстана сократится по итогам года на 2,7%, Кыргызстана – на 12%. Сохранят положительную динамику экономики Таджикистан, чей ВВП, как ожидается, увеличится на 1%, Туркменистан – 1,8%, Узбекистан – 0,7%. Пандемия коронавируса серьезно подорвала всю систему мировой экономики и в частности стран Центральной Азии. Однако созданный запас устойчивости, как ожидается, позволит уже в 2021 г. государствам Центральной Азии выйти на положительную динамику. Прогнозируется восстановление экономики и увеличение ВВП Казахстана на 3%, Кыргызстана на 9%. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан нарастят темпы роста до 6%, 4,6% и 5,5%, соответственно.

Внешний вектор/Региональные сопоставления

Экономическое обозрение №1 (251) 2021


Поделиться постом

Похожие новости