Узбекистан внедряет «зеленое» бюджетирование и бюджетирование на основе ЦУР

Узбекистан внедряет «зеленое» бюджетирование и бюджетирование на основе ЦУР

Что такое бюджетирование на основе ЦУР и «зеленое» бюджетирование?

Для реализации принятых обязательств правительству необходимо привлекать и распределять ресурсы в поддержку национальных ЦУР, а также стратегий и программ в области смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему. Национальные ЦУР должны быть интегрированы в процессы стратегического планирования, а также в составление и исполнение бюджета. Одним из инструментов интеграции ЦУР и экологических вопросов в бюджетный процесс является маркировка бюджета на основе ЦУР и «зеленая» маркировка.

С помощью этого инструмента правительство идентифицирует, измеряет и ведет мониторинг государственных расходов на достижение ЦУР и проекты в области экологии, что позволяет принимать соответствующие бюджетные решения и мобилизовать дополнительные ресурсы. Вместе с этим, этот инструмент повышает эффективность расходов бюджета благодаря сопоставлению ассигнований с показателями ЦУР.

Немаловажно, что маркировка бюджета на основе ЦУР и «зеленая» маркировка способствуют повышению транспарентности и подотчетности правительства за расходы, выделенные на ЦУР и «зеленые» проекты, а также проведению их обсуждения как среди экспертов, так и общества в целом.

Как эти инструменты работают в мире?

Несмотря на то, что маркировка бюджета по ЦУР и климатическая маркировка достаточно новый инструмент, в мировой практике накапливается все больше опыта по его внедрению и применению. Маркировка бюджета по ЦУР уже внедрена в Мексике, Непале. «Зеленая» маркировка и составление «зеленого» бюджета осуществляется во Франции, Колумбии, Армении, Ирландии и других странах.

Интересен опыт Франции, которая стала первой страной, представившей «зеленый» бюджет. Государственные расходы и доходы в бюджете Франции оцениваются как благоприятные, неблагоприятные и смешанные, исходя из их воздействия в отношении шести экологических целей: смягчение последствий изменения климата, адаптация к изменению климата, управление водными ресурсами, циркулярная экономика и управление отходами, борьба с загрязнением окружающей среды, а также биоразнообразие и устойчивое землепользование.

Например, расходы на строительство новых железнодорожных линий оцениваются как «смешанные». В среднесрочной перспективе эти расходы позволят снизить углеродный след транспортных средств, но процесс их производства и строительства станет причиной загрязнения окружающей среды и повлияет на биоразнообразие. Таким образом оценивается каждая статья бюджета и в итоге формируется картина того, сколько в бюджете «зеленых» расходов, «смешанных» и «коричневых» («brown») расходов, наносящих вред окружающей среде. Подобная классификация позволяет оценить как бюджет Франции способствует выполнению обязательств по исполнению Парижского соглашения (2015 год).

Ситуация в Узбекистане

В Узбекистане в 2019 году сделаны первые шаги по маркировке бюджета по ЦУР. Применен подход, основанный на экспертной оценке расходов, направленных на реализацию 16-ти национальных ЦУР. Результаты оценки ежегодно публикуются в «Бюджете для граждан» и доступны широкой общественности. Учитывая, что данная маркировка представляется не на системной основе, она имеет ограниченное применение и нуждается в совершенствовании, чтобы стать действенным инструментом на пути к достижению ЦУР и переходу к «зеленой» экономике.

В этой связи, ПРООН и Французское агентство развития (ФАР) оказывают поддержку правительству Узбекистана в совершенствовании методологии маркировки бюджета по ЦУР и разработке методологии формирования «зеленого» бюджета. В рамках данного партнерства в эти дни состоялся двухдневный вводный семинар для специалистов Министерства финансов и отраслевых министерств, вовлеченных в процесс внедрения «зеленого» бюджетирования и бюджетирования на основе ЦУР в Узбекистане.

В своем выступлении Заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров отметил, что в контексте проводимых реформ данная тема очень важна для Узбекистана. Маркировка бюджета по ЦУР и составление зелёного бюджета позволят увидеть распределение бюджетных средств на ЦУР и борьбу с изменением климата и другие экологические цели, обеспечить более эффективное планирование и усилить мониторинг.

Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Матильда Димовска добавила: «бюджетирование на основе ЦУР и «зелёное» бюджетирование — это две важные инициативы по реформированию бюджета, которые потребуют изменений в процессах, системах, институциональных структурах, а также нормативно-правовой базе, чтобы эти реформы были внедрены и поддерживались правительством Узбекистана. Мы рады быть частью этих реформ и поддерживать правительство Узбекистана в интеграции ЦУР, а также экологических и зеленых аспектов в бюджетный процесс».

Винсент Копен, Глава Центрально-азиатского офиса Французского агентства развития, отметил: «Несмотря на то, что мы сейчас переживаем санитарный и геополитический кризисы, мы не должны забывать, что экологический кризис всегда актуален. Чтобы справиться с этим кризисом и воспользоваться открывшимися возможностями, нам необходимы инструменты. Одним из них является регулирование. Но фискальная политика также может быть действенным инструментом». Чтобы подчеркнуть важность темы семинара для будущего поколения, он завершил свое выступление, цитируя пословицу индейцев: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей».

Спикеры, участвующие в разработке Руководства по маркировке бюджета на основе ЦУР и внедрении «зеленого» бюджетирования, представили основные методологические подходы и поделились практическим опытом реализации данной реформы в Армении, Колумбии, Франции и других странах.

В завершении семинара участники обсудили последовательность и согласованность предлагаемых инициатив с текущими реформами в системе управления государственными финансами в Узбекистане.

В этой связи Айнура Бакайбаева, главный экономист Департамента Государственного бюджета Министерства финансов, отметила: «В настоящее время назрела потребность в применении более передовых моделей составления бюджета по ЦУР, которые будут институционально закреплены и в будущем обеспечат тесную связь с программным составлением бюджета. Полученный в ходе семинара международный опыт, несомненно, поможет нам в работе по согласованию обсуждаемых инициатив с текущими реформами в Узбекистане».


Поделиться постом

Похожие новости