Как известно, Узбекистан прорабатывает вопросы возможности расширения внешнеэкономического сотрудничества со странами ЕАЭС. Страны ЕАЭС являются традиционными торговыми партнерами, на которые приходится четверть внешнеторгового оборота республики.
ЕАЭС является крупным потребителем текстильных и швейных товаров. Собственное производство стран ЕАЭС не способно покрыть спрос 184-милионного населения, что объясняет достаточно значительные объемы импорта рассматриваемой продукции. По итогам 2019 г. страны ЕАЭС импортировали текстиля и одежды из третьих стран на 13 млрд. долл., импорт за 3 последних года увеличился на 38%.
За последние годы между Узбекистаном и ЕАЭС отмечается ускоренная динамика развития сотрудничества в текстильной и швейной отраслях. Так, экспорт отечественной текстильной промышленности в страны ЕАЭС увеличился за 3 года на 44%. В частности, в Россию на 35%, в Кыргызстан – в 2 раза, в Беларусь – на 80%. Отмечается и рост инвестиций из стран ЕАЭС в текстильную и швейную отрасли Узбекистана. Если в 2017 г. было привлечено инвестиций в общем счете 1,4 млн. долл., то в 2019 г. уже 65,2 млн. долл.
Развитие сотрудничества между Узбекистаном и ЕАЭС в 2020 году проходит в условиях влияния пандемии коронавируса. Как известно, было прекращено пассажирское транспортное сообщение, отмечались задержки в поставках товаров, приостанавливалось производство.
Производство
По данным ЕЭК, за январь-июль 2020 г. в странах ЕАЭС производство текстильных изделий выросло на 3,7% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на пандемию, сохранился рост в основных странах производителях – России, Беларуси и Казахстане.
Между тем, в производстве одежды отмечается продолжение спада. Так, за январь-июль производство одежды сократилось на 4,4%. Снижение производства отмечается во всех странах.
В Узбекистане, несмотря на негативное влияние пандемии, по производству одежды удалось сохранить положительную динамику, а в производстве текстиля и вовсе выйти на двузначный рост – 13,1%, тогда как за январь-июль 2019 года увеличение было лишь на 2,1%.
Импорт
Пандемия коронавируса привела к снижению импорта в страны ЕАЭС одежды и текстиля. По итогам полугодия импорт ЕАЭС текстиля и одежды (группы ТН ВЭД 50-63) составил 5,8 млрд. долл. и сократился на 6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Достаточно серьезный спад отмечается в импорте трикотажной одежды – на 27%.
По основным странам-поставщикам текстиля и одежды на рынок ЕАЭС снижение отмечается в импорте из Турции – на 27,7% в сравнении с первым полугодием 2019 г., Бангладеш – на 19,4%, Италии – на 30%. Из Китая, основного экспортера на рынок ЕАЭС, напротив, импорт увеличился на 17,4%.
Влияние пандемии на узбекский экспорт текстиля
Экспорт текстиля и одежды Узбекистана во все страны по итогам января-августа 2020 г. продолжает сохранять положительную динамику. Экспорт текстильной и швейной продукции (группы ТН ВЭД 50-63 за исключением хлопка-сырца) составил 1,2 млрд. долл. и увеличился на 12%.
Экспорт текстильной и швейной продукции Узбекистана в ЕАЭС за январь-август 2020 г. составил 666,2 млн. долл., что составляет фактически половину от всего объема экспорта текстиля и одежды. Несмотря на влияние пандемии, отмечается существенная динамика роста экспорта на данный рынок. Увеличение относительно объемов за январь-август 2019 г. на 27%, на фоне сокращение экспорта в другие страны на 17%. Столь значительный прирост обусловлен в первую очередь увеличением экспорта трикотажной одежды почти на 85 млн. долл. или на 41,1%. Также существенно увеличился экспорт трикотажных полотен на 47%. На 60% наращен экспорт постельного, столового туалетного, кухонного белья.
В ЕАЭС основными странами – импортерами отечественной текстильной продукции в текущем году являются Россия и Кыргызстан, экспорт в который, по итогам семи месяцев увеличился в 2,7 раза.
Немаловажным для отечественной текстильной и швейной отраслей является последовательное увеличение доли готовой продукции в объеме экспорта. Так, к примеру, доля экспорта только одежды в ЕАЭС достигла 47,1%, тогда как в 2017 году составляла 37,1%. Таким образом, невзирая на трудности, вызванные пандемией, Узбекистан наращивает экспорт в страны ЕАЭС.
Проблемные вопросы
Несмотря на достигнутые результаты последних лет, необходимо сказать и о сохраняющихся проблемах узбекского экспорта текстиля и одежды, как на рынке стран ЕАЭС, так и в целом.
Доля Узбекистана в импорте текстиля и одежды ЕАЭС остается незначительной несмотря на имеющийся потенциал, и за последние годы фактически не изменилась. За последние 3 года в пятерке лидеров стран-экспортеров текстиля и одежды на рынок ЕАЭС (Китай, Турция, Бангладеш, Италия, Узбекистан) Узбекистан имел наименьшие показатели стоимостного роста.
Узбекистан стремится диверсифицировать экспорт текстиля и одежды, как по товарной номенклатуре, так и по географии поставок. Необходимость диверсификации по товарной номенклатуре в значительной степени связана с достижением в настоящее время, некоторых пределов по основным экспортным товарным позициям на традиционных рынках – таких как ЕАЭС.
Кроме того, большая часть экспорта готовой продукции (по большинству позиций товарной номенклатуры – более 80%) приходится на рынок ЕАЭС, и в частности, России, что говорит о крайнем уровне зависимости от данного рынка. В данном направлении правительство Узбекистана прилагает усилия по открытию в первую очередь емкого рынка стран ЕС. Для этого, во-первых, ведется работа по отмене бойкота узбекской текстильной продукции со стороны мировых брендов, а во-вторых, по получению статуса GSP+ со стороны ЕС, что позволит существенно снизить тарифные барьеры для экспортируемой отечественной продукции на территорию ЕС.
Таким образом, в своей внешнеторговой политике в текстильной сфере Узбекистан намерен расширять товарное предложение на традиционных рынках, а также выходить на новые рынки.
Заключение
В Узбекистане в сентябре прошлого года были утверждены целевые показатели развития экспорта текстильной и швейной продукции с ориентиром 7 млрд. долл. к 2025 году. Для достижения данного показателя потребуется как активное наращивание производства, так и активное расширение позиций на внешних рынках, что предполагает приложение значительных усилий по повышению качества выпускаемой продукции и упрощению выхода отечественной продукции на внешние рынки. В данном ракурсе, рынок ЕАЭС для Узбекистана является в настоящее время наиболее доступным.
По этому поводу также необходимо отметить, что статус наблюдателя Узбекистана в ЕАЭС позволит, среди прочего, изучить механизмы участия в госзакупках продукции легкой промышленности стран ЕАЭС, создаваемых возможностях по промышленной кооперации, технологических платформах. Все это позволит в перспективе, независимо от того, вступит Узбекистан или нет в ЕАЭС в качестве полноправного партнера, упрочить свои позиции на рынке текстиля и одежды ЕАЭС, проработать возможности расширения кооперации в сфере легкой промышленности. В конечном счете это будет способствовать укреплению позиций Узбекистана на мировом рынке текстиля и одежды.
Руслан Абатуров, ЦЭИР
Полную версию статьи читайте в №10 номере журнала "Экономическое обозрение"
Оставить комментарий