Помочь выработать видение и направления развития взаимосвязанности двух регионов призвана международная конференция: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которую по инициативе главы Узбекистана намечено провести 15-16 июля в Ташкенте. Об этом пишут эксперты Центра экономических исследований и реформ для ведущего европейского издания Eureporter.co.
К участию в конференции приглашены руководители государств, правительств и внешнеполитических ведомств стран Центральной и Южной Азии, представители других стран, в том числе России, США и Китая, а также международных организаций, что даст возможность обсудить на высоком уровне конкретные предложения по практической реализации потенциала взаимного сотрудничества стран двух регионов в таких ключевых областях как транспортно-логистическая, энергетическая, торговая, инвестиционная и культурно-гуманитарная.
Региональный приоритет Узбекистана
Новый внешнеполитический курс Узбекистана в отношении стран-соседей, был обозначен Президентом Узбекистана сразу после его избрания и страны Центральной Азии (ЦА) заняли в нем приоритетное значение. Первые официальные зарубежные визиты глава государства также начал со стран ЦА и впоследствии по его инициативе был создан формат регулярных консультативных встреч лидеров стран региона.
В результате расширения многопланового сотрудничества Узбекистана со странами ЦА за последние 4 года товарооборот с ними вырос более чем в 2 раза с $2,5 млрд. до $5,2 млрд., в том числе с Казахстаном в 1,8 раза, Кыргызстаном в 5 раз, Туркменистаном в 2,7 раза и Таджикистаном в 2,4 раза, а доля стран ЦА во внешней торговле Узбекистана с 10,2% до 12,4%.
Выросли также показатели экспорта, почти в 2 раза, с $1,3 млрд. до $2,5 млрд., а доля стран ЦА в общем экспорте Узбекистана выросла с 10,8% до 14,5%. По итогам пяти месяцев 2021 года объем экспорта в страны ЦА показал рост на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля стран ЦА в общем экспорте (без учета золота) увеличилась до одной пятой.
С ростом торговли расширяется инвестиционное сотрудничество, в странах региона с участием узбекского капитала открыты совместные предприятие по производству бытовой техники, автомобилей, текстиля, на узбекско-казахской границе начато строительство Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», подписаны соглашения о создании «Узбекско-кыргызского инвестиционного фонда» и «Узбекско-таджикской инвестиционной компании».
Перспективы сотрудничества между регионами
Регион ЦА представляет собой рынок с населением 75,3 млн. человек и суммарным ВВП порядка $300 млрд. При этом темпы роста ВВП в странах ЦА в последние годы имели высокие показатели – в среднем 5-7%.
В 2020 году суммарный внешнеторговый оборот стран ЦА составил $142,6 млрд., из их них $12,7 млрд. или 8,9% - доля внутрирегиональной торговли, которая будет значительно больше, если не учитывать объемы экспорта сырьевых товаров, которые страны региона поставляют в основном в третьи страны.
Учитывая, что основные торговые маршруты стран ЦА проложены в северном направлении, в целях диверсификации внешней торговли, перспективным направлением является развитие экономического сотрудничества со странами Южной Азии.
Страны Южной Азии образуют общий рынок с населением около 1,9 млрд. человек (25% мирового), суммарным ВВП более $3,3 трлн. (3,9% мирового) и внешнеторговым оборотом более $1,4 трлн.
В настоящее время товарооборот стран ЦА со странами Южной Азии имеет небольшие объемы, в 2020 году - $4,43 млрд., что составляет всего 3,2% от их общего внешнеторгового оборота. При этом во внешнеторговом обороте Казахстана это – 2,3%, Узбекистана – 3,8%, Туркменистана 3,4%, Таджикистана – 4,0% и Кыргызстана – 1,0%.
В то же время, проведенные расчеты показывают наличие нереализованного потенциал торговли между странами Центральной и Южной Азии в 1,6 млрд. долл., из них из Центральной в Южную Азию – около 0,5 млрд. долл.
Несмотря на небольшие объемы товарооборота страны ЦА заинтересованы в реализации крупных инвестиционных проектов с участием стран Южной Азии. Например, Кыргызстан и Таджикистаном в реализации международного проекта «CASA-1000», предусматривающего строительство ЛЭП для поставов электроэнергии в объеме 5 млрд. кВт/ч в Афганистан и Пакистан; Туркменистан в прокладке газопровода «Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (ТАПИ), мощностью 33 млрд. куб.м газа в год; Казахстан в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг», с использованием иранского порта «Чабахар» для наращивания торговли с Индией и другими странами Южной Азии.
Узбекистан прокладывает транспортный маршрут на юг
Расширение сотрудничества со странами Южной Азии и прежде всего Афганистаном открывает для Узбекистана новые перспективные рынки и транспортные маршруты.
В 2020 г. экспорт в Афганистан составил 774,6 млн., Индию 19,7 млн. и Пакистан 98,3 млн. Наибольшие объемы экспорта приходятся на Афганистан, в связи с географической близостью и соседством, а также большой зависимостью его внутреннего рынка от импорта продовольственных и промышленных товаров, а также энергоносителей. В связи с этим, Узбекистан планирует довести годовой объем взаимной торговли с Афганистаном к 2023 году до 2 млрд.долл.
На территории Афганистана намечена реализация инвестиционного проекта «Строительства линии электропередачи 500 кВт «Сурхан – Пули-Хумри», которая позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии.
Ведется сотрудничество по реализации проекта строительства ж/д линии «Мазари-Шариф – Герат», которая станет продолжением ж/д «Хайратон – Мазари-Шариф» и сформирует новый трансафганский транспортный коридор.
Предусмотрена разработка проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», который уже обсуждался на заседании трёхсторонней рабочей группы с участием правительственных делегаций Узбекистана, Пакистана и Афганистана в феврале текущего года в Ташкенте.
Строительство данной железной дороги позволит существенно сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию.
В заключении следует отметить, что наращивание объемов торговли стран ЦА с странами Южной, а также Юго-Восточной Азии во многом зависит от создания надежных транспортных маршрутов по доставке грузов.
В связи с этим, проект по строительству железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» имеет важное значение для стран регионов, так как позволит им значительно снизить транспортные расходы по доставке грузов на внешние рынки.
Следует отметить, что реализация указанных совместных экономических проектов предусматривает активное участие Афганистана, который играет роль своеобразного моста между двумя регионами.
В то же время, последние события в Афганистане, вносят неопределенность в перспективы реализации международных экономических проектов на его территории.
В связи с этим, предстоящая международная конференция по теме сотрудничества Центральной и Южной Азии, на которую в числе других приглашены президент Афганистана Ашраф Гани и премьер-министр Пакистана Имран Хан, в случае участия в ней также представителей движения «Талибан», может сыграть значительную роль в определении дальнейших перспектив сотрудничества между странами двух регионов.
Оставить комментарий