Предпринятые Правительством Республики Узбекистан карантинные меры оказали влияние как на экономику страны в целом, так и на отдельные предприятия. Несмотря на введенный пакет мер по поддержке бизнес-сообщества, компании продолжают испытывать значительное воздействие в связи с пандемией. В особенно уязвимом положении находится сфера малого и среднего бизнеса (МСБ).
В исследовании, инициированном ЦЭИР при поддержке ПРООН, проведены интервью с предпринимателями о том, какое воздействие оказало распространение COVID-19, и введенные Правительством профилактические меры, на сферу малого и среднего бизнеса.
Целью исследования стало изучение воздействия распространения COVID-19 и связанных с ним профилактических мер на предприятия, а также оценка потребностей предприятий во внешней поддержке в данный период, для оказания содействия в дальнейшей реализации деятельности.
В опросе приняли участие 887 руководителей предприятий из 14 регионов республики в возрасте от 18-ти до 79-ти лет, среди которых подавляющее большинство (79%) составили мужчины. Женщины-руководители организаций сферы малого и среднего бизнеса составили пятую часть от общего числа опрошенных (21%).
Анализ показал, что основная часть организаций не прекратила предпринимательскую деятельность на фоне пандемии COVID-19 и карантинных мер. Трудоустроенные сотрудники, в основном, продолжили работу. Увольнения практиковались редко.
Среди секторов экономики наиболее пострадавшей оказалась сфера предоставления услуг населению по проживанию (гостиничный бизнес) и сфера питания. В вопросах управления персоналом данная сфера характеризуется массовой приостановкой деятельности, невозможностью перевода работ в удалённый формат, частыми отправками в отпуск (особенно неоплачиваемый) и увольнениями, сокращением зарплат и дополнительных выплат для оставшихся в штате работников. Около половины компаний данного сектора считают себя неготовыми к продолжению карантина более 2-3 месяцев.
Наименее затронутым сектором выступает сельское, лесное и рыбное хозяйство. Здесь, в основном, наблюдается продолжение работ, сохранение или даже увеличение заработной платы. Спрос на сельскохозяйственные товары сохранился на прежнем уровне, выручка как правило не была снижена. Среди указанных проблем встречаются лишь умеренные трудности доступа к рынкам сбыта.
Результаты исследования
Влияния пандемии на деятельность предприятий
Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов (78%) указали, что их организация продолжает вести предпринимательскую деятельность в условиях введенных профилактических мер, связанных с пандемией.
Справочно: наиболее высока доля организаций, остановивших предпринимательскую деятельность на время карантина в Ташкенте (31%) и в Республике Каракалпакстан (31%).
Во всех отраслях, доля предпринимателей, сообщивших о продолжении деятельности на фоне пандемии, составляет не ниже 65%, за исключением сферы услуг проживания и питания (30%).
Наиболее популярным вариантом ответа среди предприятий на вопрос об изменениях уровня спроса на товары и услуги за последние 30 дней является сохранение спроса на прежнем уровне (35%), в то время как, лишь 24% респондентов заявили о снижениях спроса.
Справочно: самые высокие показатели касательно значительного уменьшения спроса, были отмечены в Наманганской области (38%), Республике Каракалпакстан (35%), городе Ташкенте (41%).
Наибольшее значительное падение спроса наблюдалось в секторе услуг проживания и питания (47%).
Действия предприятий в период распространения коронавирусной инфекции
По вопросу об изменениях организационной политики предприятий относительно поставщиков в период пандемии, значительное количество респондентов (55%) не отметили каких-либо изменений. Однако, со стороны 7-8% предприятий было указано на проведение поиска новых поставщиков и достижение договоренностей об уменьшении объема закупок.
Справочно: наибольшее значение ответа «не изменилось» наблюдалось в сфере транспортировки и хранения – 68%. В сфере услуг проживания и питания – 16% предприятий заявили о приостановке закупок.
В направлении снижения расходов организаций после введения мер, связанных с пандемией, 67% предприятий ответили, что отсутствуют какие-либо изменения. Только 1% респондентов остановили свою деятельность и подали запросы на получение субсидий от государственных ведомств.
Справочно: отсутствие каких либо-изменений на вопрос о снижении расходов, довольно часто, выбирался представителями малого и среднего бизнеса из отрасли сельского, лесного и рыбного хозяйства (85%) и сферы информации и связи (80%). Для сферы услуг проживания и питания показатель составил лишь 48%.
59% от общего числа респондентов указали на отсутствие каких-либо изменений на вопрос об изменениях деятельности организации в работе с рынками сбыта после введения мер, связанных с коронавирусом. Однако, 7-8% участников заявили о достижениях договоренностей с клиентами о задержках в сроках поставок и о снижениях цен на продукты и услуги.
Значительное количество представителей малого и среднего бизнеса (64%) не изменили планы касательно развития их бизнеса с момента начала пандемии. Только 5-6% предприятий начали освоение новых форм ведения бизнеса и ускорили разработки новых видов товаров и услуг.
Оценка правительственных мер по поддержке бизнеса
К группе достаточно эффективных мер относятся значительное снижение (на 20-50%) процентных ставок по краткосрочным кредитам (до 1 года), платы за аренду государственных активов за требуемый период, социальных отчислений и налогов на трудовые доходы за требуемый период, НДС и акцизов за требуемый период. Также список дополняют субсидии и гранты на поддержку бизнеса и единовременные выплаты социальной помощи (по 5 млн. сумов) наёмным работникам компаний.
Пакет сравнительно эффективных мер состоит из кредитных и налоговых каникул, продлений государственных гарантий (все – сроком на 1 год), защиты от импорта путём значительного повышения таможенных тарифов и налоговых каникул для наёмных работников.
Согласно восприятию некоторых представителей в секторе транспортировки и хранения для них кредитные и налоговые каникулы являются малоэффективными мерами.
Меры, необходимые для поддержки предприятий
На вопрос о поддержке, которая более всего нужна организациям в настоящий момент, предприниматели чаще всего отмечали налоговые вычеты (42%) и снижение процентных ставок по кредитам (38%). Далее расположились варианты отсрочки налогов и сборов (24%), платежей по кредитам (19%). Лишь 6,5% предпринимателей заявили, что их компания не нуждается в поддержке.
Респонденты продемонстрировали очень высокий уровень позитивного настроя касательно вопроса об уверенности в дальнейшем развитии организаций.
Служба по связям с общественностью ЦЭИР
Оставить комментарий