В Послании Президента Олий Мажлису 2020-й объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики и на ближайшие пять лет одним из приоритетов в реформировании страны определен активный переход к цифровой экономике.
Проведенное Президентом 11 мая текущего года совещание было посвящено вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства. В ходе него прозвучало главное: если не реализовать в ближайшие 2-3 года утвержденные проекты по развитию цифровой экономики, то каждый год промедления будет стоить нашей стране 10 лет прогресса. При этом подчеркнуто, что цифровые технологии стали еще более востребованными в период пандемии коронавируса, так как многие госуслуги, образование, торговля, сервис и другие сферы экономики и управления перешли в режим удаленного обслуживания и работы.
На совещании отмечено, что только 30 процентов более чем из 700 информационных систем в государственных органах подключены к «Электронному правительству» и из 80 ведомств, оказывающих госуслуги, лишь 27 интегрированы с Агентством государственных услуг. Учитывая влияние пандемии, подчеркнута важность ускоренного перехода наиболее востребованных государственных услуг в электронную форму.
В связи с этим поручено:
- ввести порядок повышения размера премиальных выплат руководителям министерств и ведомств или его снижения исходя из уровня внедрения в них информационных технологий;
- в Ташкенте до конца текущего года внедрить электронные медицинские карты, систему электронной больницы и неотложной медицинской помощи, ввести Единый реестр социальной защиты для ведения учета социальных пособий;
- перевести объекты торговли и обслуживания на работу с онлайн-кассовыми аппаратами, внедрить маркировку алкогольной и табачной продукции и электронные счета-фактуры;
- внедрить автоматизированные системы оплаты за перевозку грузов железнодорожным транспортом и за услуги общественного транспорта в Ташкенте, ускорить введение единого электронного билета на все виды транспорта;
- увеличить охват оптико-волоконной связью в системе дошкольного образования с 41 до 100, народного образования - с 40 до 70, в здравоохранении - с 38 до 100 процентов, благодаря чему многие села получат доступ к интернету;
- обеспечить социальные объекты высокоскоростным доступом к интернету и довести до конца года охват высокоскоростного мобильного интернета до 90 процентов;
- увеличить количество центров обработки информации, построить дата-центр стоимостью в 30 млн долларов с привлечением иностранных кредитов, учитывая, что для реализации более 300 проектов в сфере ИКТ потребуется в 10 раз больше серверных мощностей;
- разработать электронные системы учета земли и воды, полностью оцифровать процессы от размещения сельскохозяйственных культур до их реализации;
- охватить 47 тысяч учащихся проектом «Один миллион программистов» в следующем учебном году, наладить обучение основам программирования в школах начиная с 7-го класса;
- особое внимание уделить поддержке специалистов, учитывая, что в отечественной IT-сфере заняты всего 60 тысяч человек, а также к проектам, реализуемым государственными организациями, привлекать резидентов отечественных IT-парков.
На совещании отмечено следующее:
- интернет-технологии позволяют сохранять и создавать новые рабочие места, и, по мнению экспертов, благодаря цифровизации экономики в ближайшие три года 22 процента рабочих мест в мире будут созданы с использованием интернет-технологий;
- широкое внедрение ИТ на промышленных предприятиях в течение следующих пяти лет поможет снизить себестоимость выпускаемой продукции на 13-15 процентов;
- согласно отчету Всемирного банка расширение сетей широкополосного доступа к интернету на десять процентов может увеличить ВВП как минимум на один процент;
- информационные технологии будут очень полезны в сельском хозяйстве, земельном учете и мониторинге, в частности, космическое зондирование почвы может использоваться для изучения посевных площадей, вегетационного процесса, мелиоративного состояния почвы и степени минерализации, что позволит повысить урожайность на 25-30 процентов за счет четкого определения агротехнических мероприятий.
Ранее постановлением Президента от 28 апреля текущего года «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Мининфоком) определено в качестве уполномоченного органа в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства, а также организации и управления IT-парками. В постановлении, в частности, конкретизированы финансовые источники новых проектов: всего намечено реализовать 104 проекта на 1,3 трлн сумов в рамках электронного правительства, 87 - на 5,3 трлн в реальном секторе экономики, 35 - на 15,1 трлн в сфере телекоммуникаций, 18 - по IT-паркам и 24 проекта в аграрном секторе.
Обзор процессов
Особое внимание вопросам развития цифровой экономики и инновационного развития стало уделяться в Узбекистане в последние три года. В частности, в ноябре 2017-го образовано Министерство инновационного развития, в феврале 2018-го в структуре Мининфокома были созданы управления развития цифровой экономики и электронного правительства. В мае 2018 года принято постановление Президента «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции», которым утверждена Программа развития электронной коммерции на 2018-2021 годы, в июле - постановление «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», в ноябре - постановление «О мерах по дальнейшей модернизации цифровой инфраструктуры в целях развития цифровой экономики», которым образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие». В декабре принят Указ лидера страны «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства, а также информационных систем в государственном управлении Республики Узбекистан».
В 2019 году также вышел ряд указов и постановлений Президента, направленных на развитие цифровой экономики и электронного правительства. На сайте regulation.gov.uz для обсуждения размещались концепции развития системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан на 2019-2025 годы, а также Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».
В своем Послании парламенту страны Президент подчеркнул, что, освоив цифровые знания и информационные технологии, можно получить возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса.
В связи с этим поставлена задача в 2020 году совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики, полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивного дела, критически пересмотреть систему «Электронное правительство» и реализуемые в ее рамках программы и проекты, завершить разработку программы «Цифровой Узбекистан-2030».
Получит дальнейшее развитие процесс создания в стране парков высоких технологий. Первый IT-парк с современной инфраструктурой уже функционирует в Ташкенте. Подобные будут созданы также в Нукусе, Бухаре, Намангане, Самарканде, Гулистане и Ургенче. Сближая науку с производством, IT-парки будут способствовать социально-экономическому и инновационному развитию регионов и страны в целом, а также станут центрами генерации инноваций и создания перспективных стартап-проектов.
В целях подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий запущен проект «Один миллион программистов».
В Узбекистане открыты филиалы ведущих индийских университетов: Амити - в Ташкенте и Шарда - в Андижане, которые специализируются также на подготовке специалистов в IT-сфере. В соответствии с постановлением правительства от 8 мая 2020 года в Ташкенте откроется Британский университет менеджмента, где будут готовиться специалисты, в том числе по направлениям «Международная электронная торговля» и «Цифровая экономика».
Поставленные в Послании цели и задачи конкретизированы в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики, которая утверждена Указом Президента от 2 марта 2020-го.
В Указе, в частности, предусматривается принятие практических мер по своевременной и полной реализации проекта «Цифровая маркировка и онлайн-касса», а также разработка и внедрение электронной системы учета товаров «Э-омбор». В целях дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры планируется создать в 2020 году не менее 800 тысяч широкополосных интернет-портов и проложить 12 тысяч километров оптико-волоконных линий связи.
При этом Мининфокому при разработке проекта программы «Цифровой Узбекистан-2030» поручено предусмотреть дополнительные меры в сфере развития системы «Электронное правительство», повышения потенциала отечественного рынка IT-технологий и создания системы управления государственными данными.
В «дорожной карте», утвержденной Указом, предусматривается внедрение цифровых технологий во многие отрасли экономики, в частности создание единой интеграционной платформы «Цифровое сельское хозяйство», платформы «Цифровой транспорт» и других инновационных решений.
В постановлении Президента, принятом 28 апреля 2020 года, поставлены новые цели и задачи по дальнейшему развитию цифровой экономики и электронного правительства, которые предусматривают:
- ускоренное формирование цифровой экономики и увеличение к 2023 году ее доли в ВВП страны в два раза;
- обеспечение наиболее полной модернизации цифровой инфраструктуры страны и доступности современных телекоммуникационных услуг в регионах, предусмотрев подключение в 2020-2021 годах всех учреждений здравоохранения, школ, организаций дошкольного образования, сел и махаллей к высокоскоростной сети интернет и повышение качества услуг связи;
- развитие системы электронного правительства, предусмотрев к 2022 году доведение доли электронных государственных услуг до 60 процентов;
- развитие цифрового предпринимательства путем производства программных продуктов и создания технологических площадок, увеличение к 2023 году объема услуг в данной сфере в три раза с доведением их экспорта до 100 млн долларов;
- открытие до 2022 года во всех регионах республики центров обучения цифровым знаниям в рамках реализации проекта «Пять инициатив».
Мининфоком, как указывалось выше, - уполномоченный орган в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства. Ранее данную функцию выполняло Национальное агентство проектного управления при Президенте Узбекистана (НАПУ), за которым сохранены полномочия по внедрению криптоактивов и технологии блокчейн.
Образованные при Мининфокоме Центр управления проектами электронного правительства и Центр исследований цифровой экономики призваны обеспечивать единый технологический подход к развитию электронного правительства и проведение оценки воздействия процессов цифровизации на производство и отрасли экономики, а также формировать концептуальные и методические основы для внедрения в них «умных» и иных перспективных технологий.
Кроме того, создано Управление развития цифровых технологий в аграрной сфере и Управление развития геоинформационных технологий.
В структуру Мининфокома введена должность первого заместителя по вопросам цифровой экономики и электронного правительства, за которым закреплены соответственно управления по развитию электронного правительства и цифровой экономики.
Министерству также переданы государственные доли в уставном капитале ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем Uzinfocom» (Единый интегратор), а также информационные системы Центра управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при НАПУ.
Утверждены также перечни приоритетных проектов по:
- дальнейшему развитию электронного правительства в 2020-2022 годах;
- широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в отрасли реального сектора экономики в 2020-2022 годах;
- развитию информационных технологий и телекоммуникаций в 2020-2022 годах.
Кроме того, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию деятельности Технологического парка программных продуктов и информационных технологий, а также внедрению цифровых технологий в сельское и водное хозяйство в 2020-2021 годах.
В целях обеспечения заказами резидентов Технопарка установлено, что госорганы и организации вправе проводить конкурсы исключительно среди резидентов Технопарка в рамках одного договора на разработку, внедрение, интеграцию и техническую поддержку информационных систем и программных продуктов общей стоимостью до миллиарда сумов. Кроме того, до 1 октября 2020 года будет разработано предложение по порядку публичного финансирования (краудфандинга) и заключения опционных договоров резидентами Технопарка.
Межведомственное электронное взаимодействие всех информационных систем и ресурсов, используемых государственными органами и организациями в процессе оказания государственных услуг, будет осуществляться исключительно через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство».
При этом Центр управления проектами электронного правительства совместно с Единым интегратором до 1 октября 2020 года разработает Систему информирования и уведомления об услугах электронного правительства, интегрированную с информационными системами государственных органов и организаций, предоставляющих информационные услуги населению и субъектам предпринимательства, в том числе сведения уведомительного характера.
Владение и управление Единой электронной информационной системой внешнеторговых операций (ее ведение) от НАПУ передается Министерству инвестиций и внешней торговли, что создаст дополнительные удобства для отечественных субъектов предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Мининфоком до 1 августа 2020 года внедрит Единую национальную систему доставки (c подтверждением) физическим и юридическим лицам корреспонденции, уведомлений, повесток и иных юридических документов, которые государственные органы и организации будут обязаны направлять исключительно через сеть объектов почтовой связи.
Таким образом, в стране создаются необходимая правовая база и условия для развития цифровой экономики. И Узбекистану необходимо, как подчеркнуто Президентом на совещании 11 мая, не отставать от мировых процессов технологического развития, в том числе связанных с развитием электронной коммерции и внедрением цифровых технологий во все сферы экономики и госуправления. Скорейшее внедрение в бизнес-процессы новейших разработок и достижений в области цифровой экономики даст возможность для нелинейного (скачкообразного) рывка в росте производительности труда, снижения издержек, а также создания конкурентоспособной продукции во многих сферах экономики.
Юрий Кутбитдинов
Главный научный сотрудник
Центра экономических исследований и реформ
при Администрации Президента Республики Узбекистан
"Правда Востока" №103 от 16 мая 2020 года
Оставить комментарий