Индустриальный туризм

Индустриальный туризм

Индустриальный туризм как инструмент маркетинга и расширения возможностей привлечения иностранных инвестиций

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. По оценкам экспертов, эта отрасль составляет 10% мирового ВВП, 6% мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Каждое 11-е рабочее место в мире сегодня создается именно в туристической индустрии. Кроме того, туризм выполняет важную социальную функцию – он обеспечивает занятость, прежде всего, молодежи и женщин в городах, а благодаря развитию сельского, горного и экологического туризма – и в сельской местности.

Согласно данным исследования Euromonitor International, за 2017 г. мировой туристический поток вырос на 3,7%, денежные поступления от международного туризма увеличились на 4,1%, по сравнению с 2016 г., и составили 5,3 трлн. долларов. Острая конкуренция в туристической отрасли стимулирует страны к тому, чтобы выходить за рамки традиционных форм туристической деятельности и диверсифицировать предложение для привлечения туристов из более разнообразного спектра целевых групп. Одним из таких направлений, зачастую стимулирующим повторное посещение страны, является индустриальный туризм.

Растущая популярность индустрии

Индустриальный туризм связан с организацией экскурсий и регулярных туров на передовые действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия страны. В числе основных потребителей объектов индустриального туризма могут выступать не только простые туристы, но и школьники, студенты, предприниматели, журналисты, каждый из которых будет преследовать свою цель при посещении того или иного производства.

Данный вид туризма наиболее развит в странах Европы. В частности, в 2002 г. Великобритания, Нидерланды и Германия совместно запустили проект «Европейский маршрут промышленного наследия». Основная цель – создание международной сети, которая может способствовать развитию индустриального туризма.

Во Франции примерно 1700 различных компаний ежегодно принимают около 20 млн. туристов на площадках своих предприятий. Так, приливная электростанция в г. Ранс ежегодно принимает около 300 тысяч туристов. В Англии шоколадную фабрику в г. Кэдберри за 2017 г. посетили 400 тысяч посетителей. Завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге посещают около 400 тыс. туристов в год.

По подсчетам экономистов, доход от посещений туристами этих предприятий варьируется от 5 до 10 млн. долл. в год. Кроме того, в Испании особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах – цветочные, а во Франции – сырные. Организация таких экскурсий служит рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции.

Инвестиционная привлекательность

По мнению экспертов, высокий интерес к индустриальному туризму обусловлен тем, что туристов интересует отдых, который совмещен с познавательными целями. Особой популярностью такой вид туризма пользуется у путешественников, которые совершают туры вместе с детьми.

Наряду с этим, по оценкам специалистов, у данного вида туризма имеется ряд преимуществ.

Во-первых, маркетинговый ход. Принимая гостей на территории предприятия, владелец имеет возможность продемонстрировать его мощь, потенциал, качество и преимущества перед конкурентами.

Во-вторых, повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Проведение экскурсий для широкого круга туристов предоставляет возможность найти потенциальных инвесторов.

В-третьих, увеличение доходности предприятия и местного бюджета. Кроме оплаты за экскурсию, предприятия могут получить доход от продажи своей продукции. К примеру, опросы показывают, что оборот магазинов по продаже продукции на 30% выше в точках, находящихся на производственных территориях по сравнению с такими же магазинами с аналогичным товаром в других местах.

Вместе с тем на предприятиях, принимающих туристов, улучшается производительность, а также повышается внимание к работникам данной сферы. В первую очередь внимание обращается на чистоту в цехах, презентабельный вид технологического оборудования, на профессионализм работников и др.

Особое внимание туризму

В настоящее время в Узбекистане особое внимание уделяется развитию туризма по всем направлениям. В частности, в феврале 2018 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан
«О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристического потенциала Республики Узбекистан», во исполнения которого также принято постановление главы Узбекистана, направленное на ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма в стране. В целях развития внутреннего туризма запланировано формирование перечня объектов для организации индустриального туризма, способствующих воспитанию у молодежи чувства гордости и патриотизма и рекомендуемых к посещению в рамках Программы развития внутреннего туризма «Ўзбекистон бўйлаб саёҳат қил!».

Одним из самых последних документов в данной сфере является проект Концепции развития сферы туризма в Узбекистане на период до 2025 г., разработанный Государственным комитетом по развитию туризма и размещенный 13 ноября 2018 г. на портале regulation.gov.uz для общественного обсуждения.

В данной Концепции предусмотрены совершенствование нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры, диверсификация туристического продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристического рынка, продвижение турпродукта Республики Узбекистан на международном и внутреннем туристических рынках, а также совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации для туротрасли. Несомненно, все предпринимаемые меры дадут мощный стимул развитию туристической отрасли Узбекистана.

Слабо проработанный индустриальный

В этой связи стоит отметить, что Узбекистан также имеет огромный потенциал для развития индустриального туризма. В частности, на территории страны имеются крупные промышленные предприятия (АГМК, НГМК, Узметкомбинат и др.), автомобильные заводы (GM Uzbekistan, MAN Auto и SamAuto), предприятия по производству бытовой техники и смартфонов (Artel, Samsung, White Machine Technology и др.), свободные экономические зоны и ряд других, которые могли бы вызвать соответствующий интерес у туристов.

Однако, говоря о текущем состоянии индустриального туризма в Узбекистане, необходимо подчеркнуть, что вопросы развития индустриального туризма в Узбекистане находятся в слабой степени проработанности, отсутствует какое-либо четкое взаимодействие между промышленными предприятиями, государством, образовательными организациями и торгово-промышленными палатами в части координации совместных усилий по его внедрению. Наряду с этим отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов, дефицит качественных рекламно-информационных материалов, а также отсутствие специализированных туроператоров, квалифицированных гидов и экскурсоводов препятствуют развитию индустриального туризма в стране.

Потенциал маркетинга и инвестиций

В целом, с учетом имеющейся производственной базы на территории любого региона данное направление может эффективно функционировать, а за счет своей специфики – дать импульс развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, индустриальный туризм может послужить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ по продвижению их интересов с целью привлечения инвесторов.

Решение вышеуказанных проблем создаст условия для развития индустриального туризма в Узбекистане, что повысит потенциал развития туристической отрасли в целом. Развитие индустриального туризма в Узбекистане может внести значительный вклад в развитие экономики страны за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, а также расширит возможности привлечения иностранных инвестиций ведущими предприятиями Узбекистана.

Амир Салямов

Экономическое образование №12 (228) 2018

Поделиться постом

Похожие новости