В связи с принятием новой редакции Налогового кодекса в сфере налогообложения в текущем году произошли большие изменения. В связи с этим редакция «ЭО» обратилась в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан с просьбой проинформировать наших читателей о том, какие нововведения в налогообложение вводятся в 2020 году и какие меры по совершенствованию налоговой политики планируется принять в течение предстоящего года.
Нововведения в налогообложение в 2020 году
В рамках проводимой широкомасштабной работы по реформированию налоговой системы в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. за №ЗРУ-599 принят Налоговый кодекс в новой редакции. Кодексом предусмотрены максимальное упрощение налогового законодательства (в частности, оптимизация видов и количества налогов и сборов), устранение противоречий и коллизий (то есть ограничение отсылочных норм и подзаконных актов), усиление защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков, а также совершенствование механизмов налогового контроля.
Основные отличия нового Налогового кодекса от прежнего заключаются в следующих моментах.
- Пересмотрены правила предоставления налоговых льгот, согласно которым льготы в виде полного освобождения предоставляется только Налоговым кодексом. При этом Президентом Республики Узбекистан налоговые льготы (за исключением НДС, акцизного налога при производстве товаров (услуг) и налога за пользование недрами) могут предоставляться только в виде снижения установленной ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
- Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
- Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, перенесены из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
- Отменены специальные налоговые режимы для:
- рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов;
- физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц;
- сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.
- Отменена мера принудительного взыскания налоговой задолженности в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.
- Индивидуальным предпринимателям предоставлено право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации либо продолжать уплачивать налог в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25 процентов.
- Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания (уплаты) этих сумм.
- Установлены новые формы обеспечения исполнения налоговых обязательств в виде залога имущества, банковской гарантии и поручительства.
- Предусмотрен новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.
- Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.
- Установлен ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней для отдельных категорий налогоплательщиков (крупные налогоплательщики, экспортеры, налогоплательщики, представившие действующую банковскую гарантию или оформившие договор залога с налоговыми органами).
- Предусмотрена схема возврата НДС иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, взамен действующего порядка реализации со стороны хозяйствующих субъектов им по нулевой ставке.
- Для иностранных туристов введен возврат НДС по принципу «тax free».
- Внедрен единовременный зачет по долгосрочным активам. Хозяйствующие субъекты смогут в полном объеме зачитывать НДС по долгосрочным активам при их приобретении без разбивки на 12- и 36-месячные периоды, ограничивающие бизнес в оборотных средствах.
- Учтены особенности налогообложения участников специальных экономических зон и отдельных категорий налогоплательщиков, где подробно отражены условия налогообложения, а также порядок применения налоговых льгот.
- Введены нормы налогообложения при трансфертном ценообразовании и контролируемых иностранных компаний (вводимые в действие с 1 января 2022 года), а также консолидированной группы налогоплательщиков.
- Предусмотрен порядок налогообложения иностранных юридических лиц, оказывающих услуги в электронной форме.
В целях реализации норм Налогового кодекса в новой редакции, а также приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ним предусмотрена разработка 56 инструкций и порядков, направленных на обеспечение правильного применения принятого документа.
Планируемые меры налоговой политики
В рамках осуществления комплексных мер по совершенствованию налоговой политики, последовательному снижению налогового бремени и упрощению налоговой системы реализуются меры по исполнению пунктов Стратегии совершенствования налогового администрирования (ПП-4389 от 10.07.2019 г.), предусматривающей следующие направления:
- совершенствование налоговой политики и сокращение «теневого» оборота в экономике,
- развитие сервисноориентированного налогового обслуживания,
- создание современной системы оценки и мониторинга налоговых рисков,
- дальнейшее совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы и др.
В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования с 1 января 2020 года предусмотрены следующие моменты.
- Все хозяйствующие субъекты перейдут на обязательное оформление электронных счетов-фактур (82000 пользователей). В соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.
- Утвержден и реализуется порядок поэтапного внедрения системы «онлайн» контрольно-кассовых машин, в соответствии с которым:
- хозяйствующие субъекты, реализующие некоторые виды подакцизной продукции (14 244), переходят на онлайн ККМ – с 01.01.2020 года;
- хозяйствующие субъекты, годовой оборот которых по итогам предыдущего года превышает 5 млрд. сум. (345) – с 01.08.2020 года;
- хозяйствующие субъекты, годовой оборот которых по итогам предыдущего года превышает 100 млн. сум. (16 815) – с 01.01.2021 года;
- прочие хозяйствующие субъекты (155 555) – с 01.01.2022 года.
- Реализуется проект по внедрению системы цифровой маркировки и отслеживаемости отдельных видов товаров в Узбекистане, осуществление которого предусмотрено в 2 этапа.
1-й этап (с 01.12.2019 г.) касается табачной и алкогольной продукции;
2-й этап касается лекарственных препаратов и медицинского оборудования.
В целях создания более благоприятных условий для субъектов предпринимательства с учетом концентрации усилий на зонах максимального риска и минимизации административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков реализованы меры по внедрению системы «риск-анализа». Основными задачами внедрения данной системы являются:
- предотвращение необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;
- обеспечение комфортных условий для исполнения налоговых обязательств;
- совершенствование беспроводных методов контроля.
В рамках реализации мер, направленных на сокращение уровня «теневой» экономики, предусмотрены:
- разработка Концепции налогообложения электронной коммерции;
- осуществление поэтапного перехода к налогообложению имущества и земельных участков на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости;
- внедрение электронной системы учета товаров «Е-склад» в целях совершенствования системы мониторинга импортных операций.
Экономическое обозрение №1 (241) 2020
Оставить комментарий