Налоговые перспективы 2020

Налоговые перспективы 2020

В связи с принятием новой редакции Налогового кодекса в сфере налогообложения в текущем году произошли большие изменения. В связи с этим редакция «ЭО» обратилась в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан с просьбой проинформировать наших читателей о том, какие нововведения в налогообложение вводятся в 2020 году и какие меры по совершенствованию налоговой политики планируется принять в течение предстоящего года.

Нововведения в налогообложение в 2020 году

В рамках проводимой широкомасштабной работы по реформированию налоговой системы в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. за №ЗРУ-599 принят Налоговый кодекс в новой редакции. Кодексом предусмотрены максимальное упрощение налогового законодательства (в частности, оптимизация видов и количества налогов и сборов), устранение противоречий и коллизий (то есть ограничение отсылочных норм и подзаконных актов), усиление защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков, а также совершенствование механизмов налогового контроля.

Основные отличия нового Налогового кодекса от прежнего заключаются в следующих моментах.

  1. Пересмотрены правила предоставления налоговых льгот, согласно которым льготы в виде полного освобождения предоставляется только Налоговым кодексом. При этом Президентом Республики Узбекистан налоговые льготы (за исключением НДС, акцизного налога при производстве товаров (услуг) и налога за пользование недрами) могут предоставляться только в виде снижения установленной ставки, но не более чем на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
  2. Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
  3. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, перенесены из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
  4. Отменены специальные налоговые режимы для:

- рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов;

- физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц;

- сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

  1. Отменена мера принудительного взыскания налоговой задолженности в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.
  2. Индивидуальным предпринимателям предоставлено право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации либо продолжать уплачивать налог в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25 процентов.
  3. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания (уплаты) этих сумм.
  1. Установлены новые формы обеспечения исполнения налоговых обязательств в виде залога имущества, банковской гарантии и поручительства.
  2. Предусмотрен новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.
  3. Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.
  4. Установлен ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней для отдельных категорий налогоплательщиков (крупные налогоплательщики, экспортеры, налогоплательщики, представившие действующую банковскую гарантию или оформившие договор залога с налоговыми органами).
  5. Предусмотрена схема возврата НДС иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, взамен действующего порядка реализации со стороны хозяйствующих субъектов им по нулевой ставке.
  6. Для иностранных туристов введен возврат НДС по принципу «тax free».
  7. Внедрен единовременный зачет по долгосрочным активам. Хозяйствующие субъекты смогут в полном объеме зачитывать НДС по долгосрочным активам при их приобретении без разбивки на 12- и 36-месячные периоды, ограничивающие бизнес в оборотных средствах.
  8. Учтены особенности налогообложения участников специальных экономических зон и отдельных категорий налогоплательщиков, где подробно отражены условия налогообложения, а также порядок применения налоговых льгот.
  9. Введены нормы налогообложения при трансфертном ценообразовании и контролируемых иностранных компаний (вводимые в действие с 1 января 2022 года), а также консолидированной группы налогоплательщиков.
  10. Предусмотрен порядок налогообложения иностранных юридических лиц, оказывающих услуги в электронной форме.

В целях реализации норм Налогового кодекса в новой редакции, а также приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ним предусмотрена разработка 56 инструкций и порядков, направленных на обеспечение правильного применения принятого документа.

Планируемые меры налоговой политики

В рамках осуществления комплексных мер по совершенствованию налоговой политики, последовательному снижению налогового бремени и упрощению налоговой системы реализуются меры по исполнению пунктов Стратегии совершенствования налогового администрирования (ПП-4389 от 10.07.2019 г.), предусматривающей следующие направления:

- совершенствование налоговой политики и сокращение «теневого» оборота в экономике,

- развитие сервисноориентированного налогового обслуживания,

- создание современной системы оценки и мониторинга налоговых рисков,

- дальнейшее совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы и др.

В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования с 1 января 2020 года предусмотрены следующие моменты.

  1. Все хозяйствующие субъекты перейдут на обязательное оформление электронных счетов-фактур (82000 пользователей). В соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.
  2. Утвержден и реализуется порядок поэтапного внедрения системы «онлайн» контрольно-кассовых машин, в соответствии с которым:

- хозяйствующие субъекты, реализующие некоторые виды подакцизной продукции (14 244), переходят на онлайн ККМ – с 01.01.2020 года;

- хозяйствующие субъекты, годовой оборот которых по итогам предыдущего года превышает 5 млрд. сум. (345) – с 01.08.2020 года;

- хозяйствующие субъекты, годовой оборот которых по итогам предыдущего года превышает 100 млн. сум. (16 815) – с 01.01.2021 года;

- прочие хозяйствующие субъекты (155 555) – с 01.01.2022 года.

  1. Реализуется проект по внедрению системы цифровой маркировки и отслеживаемости отдельных видов товаров в Узбекистане, осуществление которого предусмотрено в 2 этапа.

1-й этап (с 01.12.2019 г.) касается табачной и алкогольной продукции;

2-й этап касается лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

В целях создания более благоприятных условий для субъектов предпринимательства с учетом концентрации усилий на зонах максимального риска и минимизации административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков реализованы меры по внедрению системы «риск-анализа». Основными задачами внедрения данной системы являются:

- предотвращение необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;

- обеспечение комфортных условий для исполнения налоговых обязательств;

- совершенствование беспроводных методов контроля.

В рамках реализации мер, направленных на сокращение уровня «теневой» экономики, предусмотрены:

- разработка Концепции налогообложения электронной коммерции;

- осуществление поэтапного перехода к налогообложению имущества и земельных участков на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости;

- внедрение электронной системы учета товаров «Е-склад» в целях совершенствования системы мониторинга импортных операций.

Экономическое обозрение №1 (241) 2020

Поделиться постом

Похожие новости