От Doing Business 2019 к Doing Business 2020

Фото: CERR

Сопоставительные акценты в улучшении условий для бизнеса

В недавно опубликованном ежегодном рейтинге группы Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business 2020) среди 190 государств, Узбекистан занял 69-е место набрав 69,9 балла из 100 по итогам 2019 года. По сравнению с прошлогодним рейтингом наша страна поднялась с 76-го места на 7 позиций. В связи с этим представляет определенный интерес, какие же акценты в оценках прозвучали в прошлом году и в нынешнем. 

Доклад «Ведение бизнеса-2019» (Doing Business 2019) был обнародован 31 октября прошлого года. Год назад Узбекистан занял 76-е место среди 190 экономик мира, получив 67,4 балла, что было на 1,08 балла больше, чем годом ранее. Но, тем не менее в прошлом году были потеряны две позиции по сравнению с позапрошлым годом.

В прошлом году показатели улучшения условий ведения бизнеса отмечались почти по всем индикаторам за исключением получения кредитов и обеспечения исполнения контрактов. Однако, аналитики Всемирного банка отмечали, что наиболее заметные улучшения в прошлом году наблюдались в категориях международной торговли, защиты миноритарных инвесторов и в налогообложении.

Если говорить о результатах нынешнего года, то набор направлений в которых наиболее динамично происходили реформы примерно тот же самый -  защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, однако добавилась новая позиция -  обеспечение исполнения контрактов.

Какие же акценты были проставлены по наиболее динамично развивающимся направлениям реформ в прошлом и в текущем году?

В области защиты миноритарных инвесторов в прошлом году было отмечено, что Узбекистан законодательно прояснил вопросы собственности и контрольных структур компаний, акции которых торгуются на бирже. В оценке же этого года было указано на усиление защиты миноритарных инвесторов путем расширения прав и роли акционеров в принятии ключевых корпоративных решений, уточнения структур собственности и контроля, а также повышение корпоративной прозрачности. То есть, если ранее основной акцент ставился на совершенствование необходимой законодательно-нормативной базы в этом направлении, то в течение последнего года роль миноритарных инвесторов реально расширена, обеспечивается защита их прав и повысилась корпоративная прозрачность.

В отношении улучшения системы налогообложения в прошлом году экспертами особо отмечалось снижение налогов и введение новый классификационной системы предприятий, которая позволила малым предприятиям платить единый социальный платеж по фиксированной ставке за каждого работника.  В этом году в качестве важного шага в проведении налоговой реформы было указано упрощение налогообложения за счет объединения налога на развитие социальной инфраструктуры с налогом на прибыль. То есть, можно констатировать, что система налогообложения продолжает активно совершенствоваться.

В области международной торговли в прошлом году Всемирным банком была особо подчеркнута важность инициации мер, которые позволили ускорить ведение международной торговли, благодаря которым общее время оформления экспортных документов сократилось с 174 до 96 часов. В этом году в качестве наиболее положительных моментов в этом   направлении были названы -  упрощение международной торговли путем введения механизма таможенной проверки, основанной на риске, а также смягчения требований к документам на импорт, что также свидетельствует о продолжении и углублении реформы. 

Особо стоит также упомянуть индикатор обеспечения исполнения контрактов, по которому в прошлогоднем отчете улучшений не наблюдалось. В этом году «упрощение обеспечения исполнения контрактов путем принятия закона о добровольной медиации, а также создания финансовых стимулов, поощряющих стороны прибегать к урегулированию возникших споров посредством медиации» экспертами Всемирного банка было названо одной из ключевых реформ в области улучшения делового климата в Узбекистане.

Резюмируя можно констатировать, что наиболее динамично улучшение предпринимательского климата происходит в направлениях защиты миноритарных инвесторов, совершенствовании системы налогообложения, в области международной торговли, а начиная с этого года к этим направлениям присоединилось и такое направление, как обеспечение исполнения контрактов.

В завершение необходимо сказать, что успешная динамика показателей Узбекистана в «Ведение бизнеса 2020» была обеспечена благодаря последовательно принимаемым мерам в этом направлении. В частности, в июле 2018 года было принято Постановление Президента «О мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», а 5 февраля 2019 г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». В текущем году шла активная реализация принятого пакета мер, направленных на упрощения условий деятельности бизнеса по направлениям, непосредственно связанным с конкретными индикаторами индекса «Ведение бизнеса», что и обеспечило улучшение условий для ведения бизнеса и улучшение позиций в мировом рейтинге.  

Информационно – ресурсный центр ЦЭИР

 


Комментарии