Внешнеторговый оборот Узбекистана за семь месяцев составил $19,5 млрд

Внешнеторговый оборот Узбекистана за семь месяцев составил $19,5 млрд
ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА (январь-июль, млн. долл. США)

По итогам января-июля 2020 года внешнеторговый оборот (ВТО) республики достиг $19,5 млрд, который, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на $4,6 млрд.

Из общего объема ВТО экспорт составил $8,2 млрд (к январю-июлю 2019 года отмечено снижение на 21,3 %), а импорт – $11,2 млрд (снижение на 17,7 %). В результате сальдо внешнеторгового оборота составило пассивный баланс на сумму $2,9 млрд.

Главным экспортным товаром остается золото, его продали за рубеж на $3,3 млрд. Это 39,8% всех реализованных товаров, а главным торговым партнером Узбекистана является Китай. Товарооборот с КНР составил $3,4 млрд, далее следует Россия с объемом $3,1 млрд, а на третьем месте Казахстан – $1,5 млрд.

Среди 20 крупных стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности также отмечается активный внешнеторговый баланс с пятью странами, в частности с такими, как Афганистан ($396 млн), Кыргызстан ($329млн), Таджикистан ($173 млн), ОАЭ ($7,9 млн) и Франция ($3,2 млн), сообщил Госкомстат республики.

ТОП ДЕСЯТИ СТРАН, ИМЕЮЩИХ НАИБОЛЬШИЙ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ С РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН

(за январь-июль 2020 г., млн. долл. США)

С остальными 15-ю странами сохраняется пассивный баланс внешнеторгового оборота.

Одна треть объема ВТО приходится на страны СНГ и, за последние годы, данный показатель изменился незначительно.

Несмотря на принимаемые меры по укреплению сотрудничества со странами СНГ и всесторонней поддержке внешней торговли, доля внешнеторгового оборота стран СНГ, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снизилась на 0,7 %. За этот же период 2018 года снижение было отмечено на 5,9 % и их доля во внешнеторговом обороте, по итогам января-июля 2020 года, составила 32,6%.

Объем внешнеторгового оборота других государств за январь-июль 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018-2019 годов (61,5 % и 66,7 % соответственно), увеличился и составил 67,4% от общего объема внешнеторгового оборота.

В январе-июле текущего года общее количество субъектов- экспортеров составило 4 873 ед. и это обеспечило доведение объема экспорта без учета спецэкспорта до 4 985,1 млн. долл. США (снижение, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составило 29,5 %).

В структуре экспорта 85,7 % занимают товары, которые, в основном, приходятся на промышленные изделия (17,5 %), пищевые продукты и живые животные (8,0 %), химические вещества и аналогичную продукцию (5,6 %).

Наблюдается отличие в направлении экспорта товаров и услуг между странами СНГ и другими зарубежными государствами. Так, 22,4 % экспорта в страны СНГ в первую очередь занимает экспорт услуг, далее, по объему, идут промышленные товары и пищевые продукты, а также живые животные, различные готовые изделия.

За отчетный период наиболее быстрыми темпами возрос экспорт напитков, табака, сырья непродовольственного (кроме топлива), машин и транспортного оборудования, различных готовых изделий, а также животного и растительного масла в страны СНГ, снижение, в первую очередь, отмечено в экспорте минерального топлива, пищевых продуктов и химических веществ.

Анализ структуры экспортируемых товаров и услуг в январе-июле 2020 года, направленных в другие страны, показал, что, по сравнению с январем- июлем 2019 года, объем экспорта, минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов, сырья непродовольственного, пищевых продуктов и живых животных, химических веществ и аналалогичных продуктов, а также услуг снизился.

За последние три года объем экспорта в страны СНГ сократился и их доля в общем его объеме снизилась с 36,7 % до 27,5 %. Соответственно доля в общем объеме экспорта других зарубежных стран увеличилась с 63,3 % до 72,5 %.

По сравнению с январем-июлем 2018-2019 годов, основными нашими партнерами по экспорту товаров и услуг во ВТО в январе-июле 2020 года явились такие страны, как КНР (12,2 % от общего объема экспорта), Российская Федерация (9,8 %), Турция (5,8 %), Казахстан (5,7 %), Кыргызстан (4,8 %), Афганистан (4,8 %) и Таджикистан (2,7 %). Их доля в общем объеме экспорта достигла 45,9 %.

В январе-июле 2020 года среди семи крупных стран-партнеров по экспорту товаров и услуг, как и в предыдущем году, КНР удерживает свое лидирующее положение. Следующую позицию занимает Российская Федерация. Казахстан, немного уступив в объѐме Турции, опустился с третьей позиции на четвертую. География стран-партнеров по экспорту товаров и услуг, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, снизилась со 151 до 143 стран.

Наибольший объем в составе экспортируемых товаров среди крупных стран-партнеров составляют минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы, промышленные товары, а также сырье непродовольственное, кроме топлива.

Объем экспорта услуг по итогам января-июля 2020 года составил $1 181,1 млн, или 14,3% от общего объема торгового экспорта и сократился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 37,7 %.

В связи с введенным карантином COVID-19 в Узбекистане с марта месяца текущего года наблюдается снижение темпов услуг туризма на 71,5%, транспортных на 18,8% и финансовых услуг на 36,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В составе экспорта услуг львиную долю занимают транспортные услуги (67,7 %), поездки (туризм) (17,2 %), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (8,0 %).

В то же время на прочие услуги (7,0 %) наибольшая доля соответственно приходится на деловые (2,9%), строительные (2,1 %) и финансовые услуги (0,9 %).

Плодоовощная сфера в Узбекистане является важным сегментом в обеспечении продовольственной безопасности страны и регионов. Поэтому в данной сфере предпринимаются всевозможные меры по ускоренному развитию производства плодоовощной продукции, которые дают свои результаты. Так, объем экспорта плодоовощной продукции составил 831,2 тыс. т и, в стоимостном выражении, превысил $499,0 млн (темпы снижения, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 1,1 % и 35,9 %). Из них было экспортировано 545,9 тыс. т овощей на сумму $221,2 млн, а также 224,0 тыс. т плодов и ягод на сумму $218,2 млн (темпы снижения в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 34,8 % и 20,8 %).

Основные рынки экспорта плодоовощной продукции приходятся на Казахстан, Российскую Федерацию, Кыргызстан и Афганистан.

Ускоренными темпами развивались такие отрасли сельского хозяйства, как плодоовощеводство, садоводство и виноградарство. Так, в январе-июле 2020 года доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 6,0 %.

Потенциал сектора производства, переработки и экспорта плодоовощной продукции в Узбекистане сегодня довольно высок, и это связано не только с наличием благоприятных природно-климатических условий, но и с накоплением местными производителями опыта. В связи с этим, правительство уделяет значительное внимание углублению промышленной переработки сельскохозяйственного сырья и развитию инфраструктуры хранения выращенного продукта.

Наибольший объем в стоимостном выражении экспорта плодоовощной продукции приходится на Казахстан (29,9 % от всего объема плодоовощной продукции), что превышает объем экспорта в Российскую Федерацию в 1,1 раза.

В структуре экспорта текстильной продукции основную долю занимают пряжа х/б (48,5 %), а также готовые трикотажные и швейные изделия (28,6%). В январе-июле 2020 года более 409 видов текстильной продукции было экспортировано в 57 стран мира.

В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности республики и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал нашей страны возрастает.

Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию ( $379,5 млн – 37,6 %), КНР ( $198,1 млн – 19,6 %) и Кыргызстан ( $140,0 млн – 13,9%).

За отчетный период общий объем импорта составил $11 260,7 млн (снижение темпов роста, по сравнению с январем-июлем 2019 года, составило 17,7 %).

Основную долю в структуре импорта занимают машины и транспортное оборудование (38,1 %), промышленные товары (16,9 %), а также химические вещества и аналогичная продукция (13,5 %).

Анализ динамики импорта товаров и услуг также показал, что в январе-июле 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, объем импорта товаров сократился на $1 811,1 млн и составил $10 546,3 млн, а импорт услуг достиг $714,3 млн.

Анализ структуры импортируемых товаров и услуг в январе-июле 2020 года также показал, что, по сравнению с январем-июлем 2019 года, доля импорта промышленных товаров увеличилась с 16,7 % до 16,9 %, химических веществ и аналогичной продукции – с 11,0 % до 13,5%, пищевых продуктов и живых животных – с 6,6 % до 8,1%, различных готовых изделий – с 5,8 % до 5,9%, машин и транспортного оборудования снизилась с 40,5 % до 38,1 %, услуг – с 9,6 % до 6,3%, сырья непродовольственного – с 4,4 % до 4,2 % соответственно.

Анализ импорта услуг также показал, что в январе-июле 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, доля в общем объѐме импорта снизилась от 9,6 % до 6,3 %.

Снижение объема импорта пищевых продуктов и живых животных происходит за счет сахара, изделий из сахара и меда (на 9,8 %).

Также наблюдается снижение объема импорта на промышленные товары, продукцию из нерудных ископаемых (на 33,1 %), изделия из пробок и дерева (кроме мебели) (на 25,9 %).

За последние месяцы в динамике отмечается стабилизация доли импорта со странами СНГ и другими зарубежными государствами, что, в пределах, составляет соотношение 36,3:63,7.

Следует отметить, что такие страны, как Чешская Республика, Нидерланды, Франция и ОАЭ, вошли в первую двадцатку по экспорту Республики Узбекистан.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, топ шести стран- партнеров по импорту не изменился.

В целом по итогам января-июля 2020 года в Республику Узбекистан было импортировано товаров и услуг из 134-х стран. Треть части импорта ( $8 223,3 млн) приходится на такие крупные страны-партнеры, как КНР (удельный вес в общем объеме импорта 21,7 %), Российская Федерация (20,4 %), Республика Корея (11,5 %), Казахстан (9,4 %), Турция (4,9 %), Германия (3,2 %) и Литва (1,9 %).

По мере улучшения инвестиционного климата в стране и в результате реформ, реализуемых в этой сфере, естественным является рост импорта машин и транспортного оборудования. Так, с учетом больших объемов инвестиций со стороны КНР, Кореи, России, Германии и Турции, сохраняется высокая доля этих стран в объеме импорта указанной продукции.

Объем импорта услуг за январь-июль 2020 года составил $714,3 млн, или 6,3 % от общего его объема и сократился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 45,8 %. В составе импорта услуг основную долю занимают поездки (туризм - 43,6 %) и транспортные услуги (14,3 %). Кроме того, на долю прочих услуг пришлись 28,1 % от общего импорта услуг, в том числе высокая доля в телекоммуникационных, компьютерных и информационных услугах (9,8 %), сборы за использование интеллектуальной собственности (7,4 %), строительные услуги ( 4,9 %) и др.

По итогам января-июля 2020 года объем импорта строительных материалов в общем его объеме составил 5,3 % и достиг $592,2 млн. В его структуре основную долю занимают дерево и изделия из него (47,9 %), цемент (8,2 %), стекло и изделия из него (5,6 %), а также асбест (2,7 %).

В целом объем импорта стройматериалов по итогам января-июля 2020 года, по сравнению с 2019 годом, сократился (снижение составило 20,9 %).

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что рост импорта строительных материалов, по сравнению с предыдущими годами, непосредственно связан с масштабными реформами в сфере благоустройства, в частности строительства жилья, работ по реконструкции и благоустройству населенных пунктов.

Наиболее крупные объемы импорта строительных материалов зафиксированы по дереву и изделиям из него. Так, за январь-июль 2020 года импорт по этим товарным позициям составил $283,9 млн (снижение на 16,7 %).

Самое заметное снижение отмечено по цементу, поставки которого сократились более, чем 2,2 раза, — с $105,7 млн за январь-июль 2019 года до $48,4 млн за отчѐтный период текущего года.

Поделиться постом

Похожие новости