Китайский опыт

Китайский опыт

Материал подготовлен при содействии Проекта ПРООН и Министерства водного хозяйства «Укрепление технического потенциала» Программы ЕС «Устойчивое управление водными ресурсами в сельских местностях в Узбекистане»

Цель 6 отвечает за «сохранение и рациональное использование водных ресурсов в интересах устойчивого развития, обеспечения их наличия и развития санитарии для всех». Учитывая тот факт, что более 90% водных ресурсов Узбекистана используется в сельском хозяйстве и наибольшие потери воды приходятся именно на это сектор, внедрение водосберегающих технологий в орошаемом земледелии является необходимым условием достижения поставленных задач в рамках реализации Цели 6 для устойчивого развития.

ПрограммарРазвития ООН оказывает содействие Правительству Узбекистана в повышении эффективности управления водными ресурсами. В рамках совместного проекта с Министерством водного хозяйства «Укрепление технического потенциала» Программы ЕС «Устойчивое управление водными ресурсами в сельских местностях в Узбекистане» реализуются программы повышения квалификации специалистов-водников, осуществляются работы по реконструкции и модернизации ирригационной инфраструктуры, улучшению доступа сельского населения к чистой питьевой воде и укреплению материально-технической базы водохозяйственных организаций, образовательных и научно-исследовательских институтов в области водного хозяйства.

В рамках этого проекта была организована учебно-ознакомительная поездка в Китайскую Народную Республику с целью изучения передового опыта КНР по управлению водным хозяйством, а также современного подхода в области укрепления технического потенциала. Делегация Узбекистана посетила 4 провинции КНР в рамках данной поездки, в том числе Синьцзян, Ганьсу, Тяньцзин и Пекин. Климатические и экологические условия в Синьцзяне очень схожи с Узбекистаном. Поэтому китайский опыт рационального использования водных ресурсов может быть весьма полезен для Узбекистана.

Как известно, Китай достиг впечатляющих успехов в производстве и внедрении водосберегающих технологий, в первую очередь, капельного орошения. «Вода является основой выживания, источником цивилизации и ключом к экологии» – говорится в Центральном документе № 1 от 2011 года, в котором Китай четко обозначил свою позицию в области управления водными ресурсами. Несмотря на то, что запасы пресной воды в Китае составляют 6% от мировых, что ставит страну на 6-е место в мире, водные ресурсы на душу населения в Китае составляют лишь 28% от среднемирового значения, что делает Китай одной из стран, испытывающих наибольшие проблемы с нехваткой воды. Используя лишь 6% мировых запасов пресной воды и 9% пахотных земель в мире, Китай обеспечивает 1/5 мирового населения, что является значительным вкладом в мировую продовольственную безопасность.

Это достижение не было бы возможно без огромного количества успешно осуществленных проектов по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, таких как строительство водохранилищ, совершенствование ирригационной инфраструктуры, а также проектов по переброске водных ресурсов. На данный момент Китай достиг значительных успехов в сохранении водных ресурсов, несмотря на обширную территорию, разнообразный рельеф, сложные климатические условия и частые стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи. Страна смогла удержать рост потребления водных ресурсов для сельскохозяйственного орошения на нулевом уровне, при этом почти удвоив производство зерна.

Одним из факторов такого успеха являются передовые технологии и знания в области управления водными ресурсами. Научно-технологические разработки в области водных ресурсов в Китае сегодня в целом соответствуют передовым международным стандартам. В стране имеются успешные модели по сохранению плодородия почвы и водных ресурсов, методам орошения и их применимости в регионах, испытывающих нехватку воды, мониторингу и оценке, агрономии, управлению земельными и водными ресурсами, управлению водными ресурсами в бассейнах рек с различными природными и климатическими условиями, предотвращению и борьбе с загрязнением воды, восстановлению водной экологической среды, адаптации с изменению климата и т.д. Страна также осуществила институциональные улучшения и повысила базовый потенциал в управлении водными ресурсами, необходимые для успешного применения и более широкого распространения новых технологий.

ПРООН в Китае глубоко привержена поддержке правительства в дальнейшем совершенствовании управления водными ресурсами. В автономном регионе Синьцзян были успешно внедрены водосберегающие технологии орошения, которые содействовали рациональному, основанному на лимитах, управлению водными ресурсами. В Тяньцзине ПРООН помогла оптимизировать использование паводковых вод и их распределение между различными секторами, а также способствовала улучшению сохранения водных ресурсов и экосистемы ветландов для содействия снижению дефицита воды для местных жителей. Другие направления содействия ПРООН также включали устойчивое сельское хозяйство, сбор дождевого стока, сохранение почвы и водных ресурсов, экологическую реабилитацию, управление экосистемой, борьбу с загрязнением, повышение безопасности питьевой воды в сельской местности, очистку воды и борьбу с заболеваниями, передающимися через воду, и т.д.

Представительство ПРООН в Китае установило тесные взаимоотношения с Министерством водного хозяйства Китая, а также другими агентствами и предприятиями в сфере водного хозяйства, предоставляя ценные предложения и решения в области политики для центральных и местных уполномоченных органов по управлению водными ресурсами. На основе этого опыта были проработаны воспроизводимые модели развития и ряд передовых практик, обмен которыми может быть осуществлен в рамках сотрудничества по линии «Юг–Юг». Также был установлен надежный механизм взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства, отличающийся «межведомственным, разнообразным и многоуровневым» сотрудничеством. Этот механизм создал среду, в которой правительства, международные организации, компании, исследовательские институты, организации по управлению водными ресурсами и сообщества могут совместно работать для получения скоординированных результатов в области развития для содействия социально и экологически ответственному использованию водных ресурсов.

Экономическое обозрение №6 (234) 2019

Поделиться постом

Похожие новости