Реформы и экономический рост – ключевые драйверы повышения
Как подчеркивается в официальном заявлении Fitch, повышение рейтинга отражает активное продвижение экономических реформ и благоприятные среднесрочные перспективы роста, которые обеспечивают устойчивость макроэкономики и способствуют улучшению структурных показателей. Среди ключевых реформ: либерализация тарифов, оптимизация субсидий, усиление независимости госучреждений и продвижение приватизации.
По данным агентства, реальный ВВП Узбекистана вырастет на 6,3% в 2025 и 2026 годах, что значительно выше медианного показателя для стран с рейтингом «BB» (3,8%).
Фискальная устойчивость и снижение субсидий
Финансовая дисциплина также стала важным фактором повышения рейтинга. Дефицит консолидированного бюджета в 2024 году составил чуть более 3% ВВП, что ниже целевого уровня в 4%. Отмечается, что это стало возможным благодаря значительному росту налоговых поступлений и сокращению расходов на субсидии на энергоресурсы вдвое до менее чем 1% ВВП.
Кроме того, реформы в секторе госпредприятий (ГП) набрали темп – сокращено их количество, а доли государства в 18 предприятиях переданы в Национальный инвестиционный фонд, созданный в августе 2024 года. Также проведена реорганизация крупных ГП для повышения управления и прозрачности.
Fitch ожидает, что дефицит бюджета останется на уровне около 3% ВВП в 2025–2026 гг., а дальнейшее улучшение налогового администрирования обеспечит дополнительный резерв для фискальной устойчивости.
Государственный долг остается на низком уровне
Агентство прогнозирует, что соотношение госдолга к ВВП Узбекистана составит около 32% в 2025 и 2026 годах, что значительно ниже среднего значения для стран с рейтингом «BB» (около 54%).
Более того, около 89% долга номинировано в иностранной валюте и имеет преимущественно льготный характер, а средний срок погашения внешнего долга превышает 9 лет.
Устойчивые внешние позиции и рост резервов
Международные резервы Узбекистана, включая золото, достигли $49,7 млрд. по состоянию на 1 июня 2025 года (по сравнению с $41 млрд. на конец 2024 года). Согласно анализу Fitch, это обеспечивает покрытие внешних платежей на уровне 10 месяцев, что вдвое превышает медианное значение для аналогичных стран.
Отмечается, что рост резервов обеспечен в основном повышением цен на золото, на которое приходится около 77% объема валютных резервов страны.
Диверсификация экономики и снижение долларизации
В структуре экспорта заметно увеличивается доля сектора услуг с 14% в 2021 году до 25% в 2024 году. При этом уровень долларизации депозитов сократился до 24,5% в марте 2025 года (с 40% в 2020 году), а доля льготного кредитования – до 23% в апреле 2025 года (с 28% в 2024 году), что способствует более эффективной монетарной политике.
Инфляция замедляется
Инфляция в стране продолжает снижаться. В мае 2025 года она составила менее 9% в годовом выражении (против 10% в марте т.г.), в основном за счет снижения цен в сфере услуг. По прогнозам Fitch, инфляция замедлится до в среднем 7% в 2026 году, хотя это все еще выше целевого уровня ЦБ в 5%.
Банковский сектор остается устойчивым
Согласно Fitch, банковский сектор Узбекистана характеризуется стабильностью и умеренной доходностью. Рентабельность собственного капитала составила около 7% на конец 2024 года, коэффициент достаточности капитала около 17%. Доля проблемных кредитов по регуляторной отчетности составила 4%, а по международным стандартам около 10%.
Агентство отмечает, что снижение долларизации, сокращение льготного кредитования и усилия по реформированию банковского сектора укрепляют его устойчивость и позволяют центральному банку более эффективно воздействовать на экономику через процентные ставки и кредитование.
Заключение
Следует отметить, что повышение суверенного рейтинга – это не просто технический показатель, а международное признание устойчивости реформ, эффективного управления и уверенности в будущем.
Это важный сигнал для инвесторов, партнеров и всего общества – Узбекистан становится страной, где экономические преобразования дают реальные результаты.
Сектор по связям с общественностью и СМИ
Центр экономических исследований и реформ
Оставить комментарий