Узбекистан находится на этапе масштабной либерализации экономики, которая сопровождается расширением ее открытости. В короткие сроки предстоит создать эффективные механизмы, стимулирующие рост официальной занятости в коммерческом секторе экономики, в особенности в производственных отраслях, и эффективно решить проблему сокращения бедности, роста покупательной способности доходов населения.
Ориентиры движения
В Узбекистане за последние два года были приняты масштабные меры, направленные на повышение уровня жизни граждан, в особенности малообеспеченных. Так, пенсии работающим пенсионерам стали выплачиваться в полном размере. В 2 раза увеличен размер пособий уязвимым и малообеспеченным категориям населения.
В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махала» в 2019 г. осуществлена широкомасштабная работа по строительству и благоустройству в 479 селах и аулах, а также 116 городских махаллях. На эти цели в прошлом году было направлено 6,1 триллиона сумов или на 1,5 триллиона сумов больше, чем в 2018 году.
Пяти тысячам малообеспеченных и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, в том числе женщинам с инвалидностью, выделено более 116 миллиардов сумов для выплаты первоначальных взносов на приобретение жилья по ипотечным кредитам.
В то же время, как отметил 14 января текущего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем послании Парламенту, «большая часть жителей регионов, особенно сел, не имеют достаточных источников дохода. Как и во всех странах, у нас тоже есть малообеспеченные слои населения. По разным подсчетам этот показатель составляет 12-15 процентов. Речь идет о 4-5 миллионах жителей нашей страны».
Проведенное с 1 февраля 2020 года повышение на 7% размера заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций, пенсий, стипендий, пособий, а также материальной помощи малообеспеченным семьям также не позволит решить эту проблему. Так, с 01.02.2020 г. на территории Узбекистана установлены размеры минимальной оплаты труде (МРОТ) – 679 330 сумов в месяц (около 72 долл. США), минимальной пенсии по возрасту – 466 680 сумов, минимальный размер пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы – 286 390 сумов, материальная помощь малообеспеченным семьям – от 326 000 до 653 000 сумов в месяц.
По оценке размер прожиточного минимума в Узбекистане составляет в настоящее время порядка 800-900 тысяч сумов. Если учесть, что система пенсионного обеспечения в республике охватывает более 3,3 млн граждан, а пенсии по возрасту получают около 2,5 млн чел, по инвалидности – 360 тысяч чел., по случаю потери кормильца – 168,5 тысяч чел, социальные пособия – 294,1 тысяч чел., то действительно, значительная часть населения данной категории испытывает серьёзные финансовые трудности в обеспечении питанием, товарами первой необходимости и оплатой коммунальных услуг.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем Послании отметил, что необходимо внедрить новую систему выплаты социальных пособий, в том числе расширить охват малообеспеченных семей, обеспечить целевое расходование бюджетных средств. Следует пересмотреть критерии и перейти к прозрачной системе назначения пособий, дать критическую оценку участию в этой работе махалли.
В поисках необходимых средств
Действительно, достижение соответствия между минимальным размером оплаты труда, величиной пенсий и прожиточным минимумом это архиважный вопрос, который требует своего решения на системной основе. Простое механическое повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума и параллельная индексация размеров пенсий и пособий всем нуждающимся граждан до приемлемого уровня потребует огромного количества бюджетных средств, которых в Госбюджете и государственных целевых фондах пока нет. По итогам 2019 г. дефицит Консолидированного Бюджета Узбекистана с учетом целевых фондов, в том числе, Пенсионного, составил 7,7 трлн сумов или 1,5% к ВВП, что свидетельствует об ограниченности средств государства. В 2020 г. предусматривается сократить дефицит бюджета до 3,4 трлн сумов или до 0,5% к ВВП, что также недостаточно для действенной социальной поддержки населения.
Основной причиной недостатка средств на выплату реальных размеров пенсий и пособий многие финансисты видят в том, что из 13-миллионного трудоспособного населения подоходный налог платят только 5 миллионов, а остальные граждане никаких налогов не оплачивают.
Действительно, несмотря на сокращение ставки НДФЛ до 12%, снижения общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в 1,5 раза и увеличение за 2019 г. поступлений в Госбюджет по данному налогу в 2 раза (с 6,4 до 12,7 трлн. сум), количество занятых в экономике возросло лишь в 1,2 раза (с 3,9 до 4,7 млн. чел), а по некоторым оценкам – в 1,1 раза (на 500 тысяч чел.). По-прежнему, около 8 млн. чел. осуществляют свою деятельность в неофициальной сфере экономики, (который составляет примерно 44-46% от ВВП) не оплачивая НДФЛ, Социального налога и других платежей в Госбюджет, и пользуясь, при необходимости, бесплатными услугами государства.
Необходимо отметить, что наряду со снижением НДФЛ были отменены обязательные отчисления предприятий с выручки в размере 3,2%, страховые взносы граждан в Пенсионный фонд в размере 8% от заработной платы. На наш взгляд, отмена оборотных отчислений предприятий от выручки в размере 3,2% - это позитивная мера по легализации деятельности крупного бизнеса и улучшения финансового состояния предприятий, имеющих государственную долю в уставном капитале. В то же время, реализация данной меры привела к резкому сокращению средств государственных целевых фондов, в том числе Пенсионного фонда.
В тоже время, отмена обязательного взноса граждан с заработной платы (8%) имеет определенный негативный аспект, так как она не только сократила средства Пенсионного фонда, но и ещё ослабила возможности государственного страхования занятых граждан на случай временной нетрудоспособности. Более обоснованным было бы сохранить этот страховой платеж от заработной платы занятых работников. При этом в Пенсионный фонд направлять только 50% от начисленных средств, а другую половину перечислить на специальный страховой счет работника, из которого в случае необходимости возмещать расходы в случае его временной нетрудоспособности или вернуть ему в конце года.
Широкое участие граждан страны в действующем бизнесе или в создании собственного бизнеса сдерживается по объективным и субъективным причинам (новые правила налогообложения, широкое использование НДС, заниженный размер «порога» в 1 млрд сумов для выбора налогового режима, ежегодная индексация ресурсных налогов, периодический рост платежей за аренду помещений, предоставляемых бизнесу и т.п.).
Комплексный подход к решению
Проблему преодоления бедности нельзя решить только выплатой пособий и материальной помощи или повышением их размеров. Сокращение бедности требует реализации комплексной экономической и социальной политики – от стимулирования предпринимательской активности до мобилизации способностей и потенциала населения, создания новых рабочих мест.
Оптимальный путь может заключаться в следующем: создавая максимально благоприятные условия для развития коммерческого сектора экономики не забывать о долге бизнеса перед обществом, выполнение которого заключается в формирование ресурсов, необходимых для выполнения рациональных функций государства, достойной жизни пенсионеров, инвалидов, детей, а также других получателей бюджетных средств. Это сложная, но выполнимая задача. В зависимости от состояния и развития экономики данная задача должна решаться поэтапно в зависимости от установленного компромисса в обществе между различными слоями населения, между бизнесом и государством.
В коммерческом секторе экономики ее ядром является реальный сектор, в частности – промышленность и ее базовые отрасли, транспортная сфера, сельское хозяйство. В сфере промышленности наибольшую важность для государства имеют сырьевые отрасли, энергетика, химическая и нефтехимическая сферы. Их устойчивое развитие создает предпосылки для развития других секторов, в которых выпускается промышленная потребительская продукция, а также для других сфер. Базовые отрасли экономики обеспечивают продовольственную и иную безопасность страны в настоящем и будущем. В стоимости продукции этих отраслей, как правило, имеется природная рента, которая принадлежит всем гражданам страны (в особенности – в сырьевых отраслях и сельском хозяйстве). Поэтому в этих отраслях необходимо организовать эффективное государственное регулирование деятельности соответствующих крупных хозяйствующих субъектов (предприятий, имеющих государственную долю в уставном капитале, а также субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов). Налоговые и другие поступления от данных предприятий должны полноценно участвовать в финансировании расходов госбюджета, в том числе – при формировании средств на пенсии и пособия соответствующих категорий граждан.
Стабилизация цен на продукцию сырьевых и топливно-энергетических отраслей экономики, а также услуги транспортной сферы, улучшение в них производственно-финансового состояния, позволит создать благоприятные условия для снижения в стране уровня инфляции (сокращение инфляции «затрат»), а значит, появятся дополнительные факторы для развития сфер, в которых осуществляется ее обработка, а также – производство готовой, конечной потребительской продукции с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки.
Деятельность в отраслях, в которых производятся средства труда (полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, инструмент) и готовая потребительская продукция, не участвующая в регулируемых закупках (поставках), должна осуществляться исключительно на основе рыночных факторов без регулирующего участия государства (по возможности – в условиях высокой конкуренции). Вне рамок соглашения (сверх утвержденных объемов) хозяйствующие субъекты должны иметь право обмениваться продукцией по свободным ценам.
Ценовая стратегия
В целях создания и поддержания паритетных стоимостных отношений между базовыми отраслями экономики необходимо определить и законодательно оформить государственную ценовую стратегию. Для этого следует определить и зафиксировать в соответствующих нормативных документах, какие цели ставит большая часть общества перед государством в динамике цен. Это, прежде всего, касается таких важных факторов производства, как «труд», «предметы труда» (сырье), «средства труда» (машины, оборудование, технологии), «инновации», «земельно-водные ресурсы», «готовая потребительская продукция», «ИКТ» и другие.
На наш взгляд, реализуя ценовую стратегию при помощи различных инструментов государству необходимо стремиться к тому, чтобы качественный труд, сырье (особенно, не восполняемое в будущем), земельно-водные ресурсы становились при использовании более дорогими (поэтапно, в течение определенного времени). Это поможет создать экономические стимулы, чтобы данные природные ресурсы эффективно использовались в общественном и частном секторах экономики, а также в домашнем хозяйстве. Все остальные ресурсы, прошедшие определенные стадии обработки, должны использоваться или производиться с минимальным уровнем налогообложения. Использование данного подхода позволит создать условия для кардинального изменения структуры цен и поддержания их сбалансированности. В перспективе должна повышаться роль налогов на потребление ресурсов с учетом воздействия на человека и окружающую среду.
Ценовая стратегия государства может реализовываться как при помощи механизмов налогообложения (акцизов, налога с оборота), так и путем приватизации, либерализации, разукрупнения крупных монополий, создания и развития конкурентных условий.
На наш взгляд, в структуре стоимостей основных факторов производства в последние годы существенно обесценился труд в реальном секторе экономики. Уровень заработной платы персонала, занятого на производственных предприятиях, а также ее покупательная способность в условиях высокой инфляции и действия иных факторов потеряла значительную часть своей стимулирующей функции.
Стимулирование качественного труда
В связи с этим, необходимо создать условия для повышения стимулирующей роли оплаты труды в реальном секторе экономики. Это можно сделать при помощи таких экономических рычагов, как поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до «прожиточного минимума» и введения надбавки к величине Социального налога (ранее назывался - ЕСП), который в настоящее время начисляется работодателем на ФОТ. Средства от этой надбавки следует направлять на специально создаваемые два источника: фонд проживания при временной нетрудоспособности работника (ФП) и фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
Правительством республики предусматривается ввести механизм ОМС в 2021 году. В целях коренного реформирования системы финансирования здравоохранения предполагается в 2020 году принять закон об обязательном медицинском страховании и разработать организационные меры для внедрения новой системы. В качестве эксперимента в этом году она начнет функционировать в Сырдарьинской области. В настоящее время необходимо определить необходимые источники средств и разработать комплексную, взаимоувязанную систему функционирования механизма ОМС (работодатель, персонал, страховая компания, медицинское учреждение и другие инфраструктуры).
Надбавка к Социальному налогу, включающая средства на ФП и ОМС, фактически, будет являться частью заработной платы, которая выплачивается работнику в случае наступления страхового случая (временной нетрудоспособности). Если работник в течение года не «заболеет», то большую часть из этих средств можно передать ему в виде «медицинского обследования», «укрепления здоровья в санатории» и предоставления иных подобных услуг за счет средств ФП и ОМС.
Повышение МРОТ в коммерческом секторе экономики до уровня прожиточного минимума и введение надбавки к Социальному налогу (12%+8%) в виде «социального пакета» для персонала данного сектора, позволит существенно усилить действие стимулов для легализации деятельности физических лиц. Это, в свою очередь, будет способствовать росту поступлений в бюджет по НДФЛ, средства которого можно будет перераспределять, в том числе на финансирование первичного звена здравоохранения для всех граждан страны, а также - на повышение базовых размеров пенсий, пособий по уходу за ребенком, по инвалидности, по безработице и другим видам социальной поддержки. Дополнительные выплаты гражданам, а также расширение доступа к расширенному перечню медицинских услуг должны зависеть напрямую от размеров начисленных ими страховых взносов.
Для работников бюджетной сферы, которая по сути является вторичной или обслуживающей другие отрасли экономики, оказывающей платные и бесплатные услуги для коммерческого и некоммерческого сектора, размер (ставку) Социального налога целесообразно довести до уровня, предусматриваемого для хозрасчетного сектора (предлагается с 25% до 20%).
В целях повышения эффективности при использовании средств Социального налога и НДФЛ, усиления их стимулирующей роли в легализации деятельности физических лиц необходимо четко классифицировать какие виды расходов можно финансировать по каждому из вышеперечисленных платежей и строго придерживаться данному принципу.
Также необходимо установить, как должны использоваться средства по этим налогам, чтобы они не теряли свою покупательную способность из-за инфляции. По всей видимости, одна часть Социального налога и НДФЛ должна централизоваться в государственные целевые фонды и использоваться на реализацию общественных целей (государственная пенсия, пособия на детей, ритуальные услуги, возмещение ипотеки, учебы в ВУЗе и т.д.). Другая часть социального пакета должна направляться непосредственно занятым работникам в виде средств в ИНПС, ОМС, для проживания при временной нетрудоспособности, лечения и реабилитации после болезни, медицинского обследования или просто премирования за здоровый образ жизни в конце года.
В случае недостатка денежных ресурсов для формирования средств ОМС и ФП, поступающих от Социального налога и НДФЛ, на данные цели можно направить часть поступлений от акцизного налога на производимую в республике продукцию.
Совершенствование налогообложения
В заключении можно отметить, что в целях создания благоприятных условий для расширения занятости, создания и поддержания условий паритетного товарообмена между базовыми отраслями экономики, создания сбалансированности между доходами населения (зарплата, пенсии, пособия) и потребительскими ценами в перспективе можно рассмотреть осуществление трансформации НДС в налог с оборота, исчисляемого только при реализации потребительских товаров, работ и услуг (за наличный расчет или пластиковую карточку).
Кроме того, предлагается с 1 июля 2020 года увеличить размер годового «порога» при выборе режима налогообложения с 1 млрд сум до 3 млрд сумов.
Принятие вышеперечисленных направлений и мер позволит создать благоприятные условия для реализации ценовой стратегии государства, активизации инвестиционной деятельности, расширения бизнеса и занятости, повышения платежеспособного спроса населения и, на этой основе, роста поступлений средств Госбюджета и государственных целевых фондов. В этом случае будут создаваться необходимые условия для повышения пенсий и пособий соответствующих категорий граждан без ущерба для развития коммерческого сектора экономики (ослабление стимулов к качественному, производительному труду).
Повышение уровня годового «порога» для перехода предприятий на общеустановленный режим налогообложения особенно важно для развития и легализации сферы деятельности малого и среднего бизнеса. Так, введение с 1 января 2019 г. годового оборота в размере 1 млрд сумов резко повысило расходы бизнеса в случае перехода соответствующих предприятий на общеустановленный режим налогообложения и сократило их конкурентоспособность (рост расходов на оплату бухгалтера, отвлечение оборотных средств, увеличение времени на подготовку и сдачу отчетности). В случае падения объемов продаж хозяйствующие субъекты вынуждены по законодательству оставаться в данном режиме, что создает для микрофирм и малых предприятий еще большие трудности. Данный фактор сдерживает создание новых хозяйствующих субъектов и активизацию их деятельности.
Заключение
В процессе разработки и реализации мер по совершенствованию деловой среды необходимо, как было сказано Президентом, «добиться того, чтобы результаты реформ почувствовали в своей повседневной жизни каждая семья, все наши соотечественники».
Возможными направлениями для реализации этой цели является достижение роста покупательной способности населения, расширение занятости с увеличением привлекательных рабочих мест, реальным возвратом части средств по НДФЛ и Социальному налогу занятым в коммерческом секторе работникам (ежегодно в виде услуг в рамках ОМС или возмещения отдельных социальных расходов), а также бюджетникам – в виде достойного жалования и пожизненного социального пакета.
Сокращение участия государства в экономике должно сопровождаться введением эффективных механизмов государственного регулирования в базовых секторах экономики, обеспечивающих экономическую безопасность страны, а также повышением качества инструментов социальной политики, стимулирующих сокращение неофициального сектора экономики и снижение бедности. Действие этих принципов усиливает свое значение в условиях расширения интеграционных процессов в рамках ВТО и ЕАЭС, а также – нарастающей нестабильности мировой экономики.
Сергей Воронин
Институт бюджетно-налоговых исследований
при Министерстве финансов Республики Узбекистан
Экономическое обозрение №2 (242) 2020
Оставить комментарий