Рынок финансовых услуг

 

Для более динамичного развития финансового рынка необходимо усовершенствовать регулирование финансового рынка и провести модернизацию его инфраструктуры.

В феврале 2017 года была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, которой предусматривается расширение объемов страховых, лизинговых и иных видов финансовых услуг за счет внедрения их новых видов и повышения качества, а также развитие фондового рынка как альтернативного источника привлечения капиталов и размещения свободных ресурсов предприятий, финансовых институтов и населения.

Ускоренное развитие финансового рынка является важным условием диверсификации экономики и обеспечения устойчивого развития.  В 2017-2019 гг. проводились реформы в области либерализации валютной политики, расширения кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также оказания инновационных услуг финансовыми организациями. Благодаря этому объемы финансовых услуг существенно увеличились. Темпы роста финансовых услуг в 2018 году составили 125,8% относительно 2017 года, а их объем достиг 21192,6 млрд. сумов.  

Лизинговые услуги

В этот период стали активно заниматься лизинговой деятельностью 44 лизингодателя, из которых 15 являются банками. Распределение долей лизингового рынка между лизингодателями в последние годы сильно изменилось.  94,4% рынка принадлежат лизинговым компаниям. Объем предоставленных лизинговых услуг коммерческих банков существенно уменьшился, их доля на рынке составила всего 5,6%.  Крупнейшими участниками рынка среди лизинговых компаний стали O'zagro Leasing (470,9 млрд. сум.), Nano Leasing (186,7 млрд. сум.), АО РСЛК Qurilishmashlizing (135,9 млрд. сум.), Uzbek Leasing International А.О. (82,3 млрд. сум.), O'zavtosanoat Leasing (64,8 млрд. сум.).

На протяжении последних лет крупнейшими сегментами на рынке лизинга являются сельхозтехника   и   технологическое   оборудование.   Доля   сельхозтехники   составляет 39,9%, доля технологического оборудования – 37,4%. В новых лизинговых сделках, осуществленных в последние годы, наибольшую долю среди регионов занимал город Ташкент – 41,8%, на втором и третьем местах расположились Кашкадарьинская (8,7%) и Ташкентская (8,3%) области.

Проблемы в сфере предоставления лизинговых услуг заключаются в отсутствии ресурсной базы, трудностях   кредитования   лизинговых   компаний   местными   банками   в национальной валюте и ограничениях по осуществлению лизинговых операций в коммерческих банках, а также существуют проблемы,  связанные с НДС у лизинговых компаний.

Для улучшения дел в сфере развития лизинговых услуг требуются оптимизация внутренних бизнес-процессов в лизинговой системе за счет повышения производительности труда, увеличение скорости и прозрачности процессов, а также внедрение новых технологий для автоматизации и ускорения внутренних и транзакционных процессов, развитие ERP- и CRM-систем, совершенствование скоринговых моделей, позволяющих создавать новые продукты, а также активное наращивание клиентской базы.

Для дальнейшего развития лизинговых услуг в стране необходимо расширение сферы потребительского лизинга и предоставление бизнесу оперативного лизинга, который применяется при коротких сроках аренды оборудования. Также требуется расширение источников финансирования, в том числе за счет рынка ценных бумаг, включая выход на международный рынок капитала.

Услуги страхования

Услуги страхования – одно из средств защиты бизнеса и экономики от финансовых рисков. В Узбекистане осуществляют свою деятельность 25 компаний в отрасли общего страхования и 8 компаний в отрасли страхования жизни. Доля этой сферы в валовом внутреннем продукте составляет всего лишь 0,4%. Для сравнения: в Южной Корее этот показатель составляет 11%, Германии – 6%, России – 1,5%. Доля страховых премий в величине ВВП за последние годы практически стабилизировалась и находится на значительно более низком уровне, чем в развитых странах (в интервале 0,3-0,4%). Для сравнения: в США это отношение составляет 8,6%, в Великобритании — 13,4%, в Германии — 6,5%, во Франции — 8,5%. Во всех этих странах отношение собираемой премии к ВВП постоянно растет. Другой показатель состояния страхового рынка – проникновение страхования (душевая страховая премия). По итогам 2018 года душевая страховая премия за год составила порядка 4 долл. США, в Швейцарии этот показатель составляет более 4,5 тыс. долл. США, в США – порядка 3 тыс. долларов.

Подобное состояние показателей страхового рынка республики свидетельствует, с одной стороны, о низком доверии населения к страховым услугам, а с другой – говорит о том, что отечественные страховые компании, удовлетворяя имеющийся спрос на страховые услуги, практически не работают над его расширением. Но эти же цифры свидетельствуют и о значительном потенциале роста рынка и развития страхового дела в нашей стране.

 Для улучшения положения дел в этой области разработана «дорожная карта» поступательного развития страхового рынка, которая, в частности, предусматривает: внедрение новых видов и механизмов добровольного пенсионного страхования с учетом передовой зарубежной практики; расширение перечня инвестиционных инструментов страховых организаций на рынках ипотеки, лизинга и так далее; создание страхового пула; новые виды страхования (комплексное страхование банковской деятельности, страхование от задержки и отмены авиарейсов, инвестиционное страхование жизни, накопительное страхование на получение высшего образования ребенка). Разработаны и будут в начале 2020 года внедряться страховые е-полисы по отдельным видам страхования. Электронные полисы приравняют к договорам на бумаге.

Проблемой для страховых компаний является слабая собственная инфраструктура продаж. Большинство страховщиков, преследуя цель максимально быстрого роста премий, решало эту задачу при помощи партнерских соглашений с Рaynet, уже имеющим готовые сети продаж. В результате большинство страховщиков, как правило, не занимались развитием собственных сетей продаж из-за того, что это дорого, а получение значимой отдачи занимает много времени.

Также имеются проблемы, связанные с низкой эффективностью управления страховой компанией вследствие устаревших ИТ-решений, низкой квалификацией менеджеров. Из-за низкой капитализации отечественных страховых компаний страховой рынок испытывает определенный недостаток капиталоемкости, и, прежде всего, это обусловлено малыми размерами собственных средств страховщиков, в том числе их уставных капиталов. Наряду с этим, следует отметить недостаточный уровень работы с населением из-за невысокого профессионального уровня работников отдельных страховых компаний, отсутствие национальной перестраховочной компании. Причем отечественный перестраховочный рынок в настоящее время находится в стадии становления.

Для динамичного развития страховой отрасли необходимо освоение страховыми компаниями новых перспективных сегментов, расширение клиентской базы за счет повышения качества и увеличения количества услуг.  Ключевой составляющей  должно стать расширение агентской сети. Именно агенты транслируют потенциальным потребителям суть и пользу страховых продуктов, их преимущества. Это то, чего не хватает многим отечественным компаниям.

Говоря о рынке в целом

Говоря в целом о развитии рынка финансовых услуг Узбекистана, необходимо отметить следующие моменты:

- отечественный рынок финансовых услуг имеет значительный нереализованный потенциал по наращиванию объема оказываемых финансовых услуг, но отсутствует четкая стратегия его развития;

- существующая система государственного регулирования рынка финансовых услуг недостаточно эффективна. Несмотря на то, что на рынке финансовых услуг существуют частные компании, подавляющая часть компаний создана с участием государства. Это касается не только банковской, но и страховой и лизинговой сфер;

- существует низкий уровень экономического доверия населения к финансовой системе. Со стороны потенциальных поставщиков ресурсов в финансовый сектор, с одной стороны, и потребителей финансовых услуг, с другой, присутствует, скорее, надежда на благополучный исход сделки, чем уверенность в возврате средств с ожидаемой доходностью;

- недостаточно развит маркетинг, отсутствуют эффективные каналы продвижения финансовой информации. Недостаток информации сдерживает приток сбережений населения в финансовый сектор и их трансформацию в инвестиции. Проблема усугубляется низким качеством инфраструктуры: плохой обеспеченностью средствами связи, низкой пропускной способностью линий, слабой степенью внедрения IT-технологий.

Для более динамичного развития финансового рынка необходимо усовершенствовать регулирование финансового рынка и провести модернизацию его инфраструктуры. Также необходимо совершенствование корпоративного и антимонопольного законодательства. Требуется существенное улучшение общих условий инвестиционной деятельности, снижение роли государства и стимулирование развитие частных финансовых институтов на финансовом рынке, развитие эффективной сети финансовых агентов и посредников, формирование конкурентной среды, стимулирующей диверсификацию и повышение качества финансовых услуг.

Хусния Мурадова

 Экономическое обозрение №10 (238) 2019


Комментарии