Изменение позиции страны в тех или иных экономических международных рейтингах является одним из важных индикаторов, дающих представление о развитии экономических процессов в формате глобальных и региональных сопоставлений.
Такие рейтинги, как, к примеру, «Ведение бизнеса» (Doing Business) Всемирного банка и «Индекс экономической свободы» Heritage Foundation имеют высокую степень доверия и служат ориентиром для иностранных инвесторов в вопросах вложения средств в те или иные страны.
Отметим, что в августе 2020 года Всемирный банк временно приостановил публикацию ежегодного рейтинга Doing Business и выпустил заявление касательно доклада.
В инфографике Центра экономических исследований и реформ представлен анализ результатов Рейтинга за последние 5 лет.
Узбекистан занял 69-е место в международном бизнес-рейтинге «Ведение бизнеса 2020» поднявшись с 76-го места на 7 позиций. Республика также вошла в число 20 ведущих стран, которые добились значительного прогресса в улучшении деловой среды. С точки зрения регистрации бизнеса наша страна занимает 8-е место и входит в топ-10.
Индекс «Ведение бизнеса 2020» включает в себя изменения в бизнес-климате 190 стран с мая 2018-го до мая 2019-го. За этот период правительством Республики Узбекистан было осуществлено 94 реформенных действия.
Однако командой «Ведения бизнеса» Всемирного банка были учтены как имплементированные только 17 реформ в компонентах защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля и обеспечение исполнения контрактов. К основным причинам неполного признания принятых реформенных действий можно отнести временные задержки, недостаточную информированность бизнес-субъектов, организаций, оказывающих государственные услуги и непосредственно работающих с предпринимателями, об изменениях касательно компонентов индекса Ведения бизнеса. Другими словами, Всемирный банк оценивает не столько де-юре, сколько де-факто проведенные реформы.
Ожидается, что в следующем отчете «Ведение бизнеса» Республика Узбекистан может значительно продвинуться вперед благодаря следующим факторам.
Упрощаются бюрократические процедуры регистрации и ведения бизнеса, снижено налоговое бремя, облегчено проведение экспортных операций, запущены комплексные программы льготного кредитования и субсидирования бизнеса и многое другое.
В рейтинге «Ведение бизнеса» Узбекистан за последние 5 лет улучшил свою позицию с 141-го до 69-го места, а общий балл до 69.
Таким образом, международные рейтинги также фиксируют существенный сдвиг в области дебюрократизации и либерализации экономики, появления больших свобод для отечественных предпринимателей и иностранных инвесторов.
Как рассчитывается рейтинг
Для улучшения деловой среды, инвестиционного климата важное значение имеет сокращение излишних бюрократических процедур, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства.
Доклад «Ведение бизнеса» фиксирует нормативно-законодательные изменения, вводимые в различных странах и затрагивающие бизнес-деятельность по десяти направлениям, и проводит их оценку на предмет улучшения или ухудшения условий деятельности бизнеса. Соответствующий анализ проводится относительно 190 стран мира.
Условия ведения бизнеса по тем или иным направлениям объединены в 10 индикаторов, каждый из которых рассчитывается по ряду конкретных показателей.
- Создание предприятий. В этом индикаторе рассматриваются количество процедур, которые необходимо пройти для регистрации, количество дней, которые уходят на регистрацию, необходимые для регистрации затраты и минимальный уставной капитал, выраженные в процентах к доходу на душу населения.
- Получение разрешений на строительство. В этом индикаторе также рассматриваются количество процедур, сроки и стоимость в процентах от стоимости строительства. А также добавляется показатель контроля качества строительства, оцениваемый по 15-балльной шкале.
- Подключение к системе электроснабжения. Здесь рассматривается количество необходимых процедур, дней и стоимость в процентах к доходу на душу населения. Добавляется также индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов.
- Регистрация собственности. Этот индикатор оценивает процесс регистрации права на имущество и также включает показатели количества процедур, сроки и стоимость регистрации в процентах от стоимости имущества. Здесь же определяется 30-балльный индекс качества системы управления земельными ресурсами.
- Получение кредитов. Этот индикатор базируется на определении индекса действенности законных прав (0-12 баллов), индекса глубины кредитной информации (0-8 баллов) и таких показателей, как охват бюро кредитной информации и охват кредитного реестра, рассчитываемых в процентном отношении от количества взрослого населения.
- Защита миноритарных инвесторов. Индикатор защиты миноритарных инвесторов рассчитывается на основании расчета целого ряда индексов – раскрытия информации о сделке, ответственности директоров, благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами, прав акционеров, развития структуры управления, корпоративной прозрачности.
- Налогообложение. В определении этого индикатора учитываются следующие показатели: количество платежей в год, время в часах в год, уходящее на уплату налогов, общая налоговая нагрузка (ставка по налогам и социальным сборам) в процентах от доходов, а также индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов по 100-балльной шкале.
- Международная торговля. Этот индикатор рассчитывается исходя из параметров времени в часах, уходящего на подготовку документов и на таможенное оформление экспортных и импортных документов, а также стоимости экспортных и импортных процедур в долларах США.
- Обеспечение исполнения контрактов. Этот индикатор базируется на исполнении сроков контрактов в днях, стоимости в процентах от стоимости иска, а также индексе качества судопроизводства, определяемого по 18-балльной шкале.
- Разрешение неплатежеспособности. Этот индикатор рассчитывается на базе сроков в годах, стоимости в процентах от стоимости недвижимости, коэффициенте возврата долга (центы к доллару) и индексе эффективности нормативно-правовой базы по 16-балльной шкале.
Ранее оценивался еще один индикатор «наём сотрудников», который был исключен.
Говоря о факторах положительной динамики в рейтинге, аналитики Всемирного банка отмечают, что более низкий уровень бедности способствует формированию более благоприятной среды для бизнеса, а повышение эффективности нормативного регулирования благоприятно сказывается на развитии предпринимательства, стартапов, инноваций, на облегчении доступности кредитов и инвестиций.
Особо подчеркивается, что лидеры рейтинга, как правило, имеют онлайн-процедуры для регистрации бизнеса и передачи собственности, а также электронные платформы для подачи налоговых деклараций.
Стоит иметь ввиду, что рейтинги и индексы зачастую имеют тесную взаимосвязанность друг с другом. Например, составные показатели индекса «Ведение бизнеса» используются другими международными рейтингами в качестве надежного источника агрегированных данных. Это относится к таким рейтингам, как «Глобальный индекс инноваций» от INSEAD, Университета Корнелла и Всемирной организации интеллектуальной собственности, «Индекс экономической свободы» от Heritage Foundation, «Глобальный индекс конкурентоспособности» от Всемирного экономического форума и т.д.
Траектория усилий
Последовательное улучшение позиций Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса» невозможно рассматривать вне контекста проводимых в последние годы глубоких экономических преобразований в области улучшения условий предпринимательской деятельности, формирования более благоприятного бизнес-климата. В последние годы в этом направлении уже многое сделано.
С 1 января 2017 года были отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также встречных проверок, в том числе по уголовным делам, ограничивающих законные права и интересы предпринимателей.
С января 2018 года объявлен мораторий на два года на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, который в 2020 году был продлен в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса.
С 1 июня 2018 года отменены 6 видов лицензий и разрешительных документов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе путем объединения 38 лицензий и разрешений в 17, сократились сроки оформления 15 лицензий и 10 документов разрешительного характера.
Упрощен механизм выделения микрокредитов вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям и субъектам семейного предпринимательства без образования юридического лица.
Создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства.
Установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Также учрежден независимый институт — Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
И именно проведенная в течении последних 5 лет большая работа по улучшению условий деятельности для бизнеса нашла свое отражение в общепризнанном международном рейтинге Всемирного банка.
Оставить комментарий