— В нашей стране с 2022 года впервые была введена система «махаллабай», в результате чего поддержка предпринимательства, обеспечение уровня жизни и занятости населения стали осуществляться на махаллинском уровне, и во всех махаллях начали свою деятельность помощники хокимов. В чем для Вас суть этой должности, как Вы ее видите и понимаете?
— Прежде всего, введение Президентом системы работы «махаллабай» и учреждение должности помощника хокима в махаллях является хорошим начинанием. Если честно, лично для меня это было очередным испытанием в жизни. Потому что, словами главы нашего государства, «должность помощника хокима — это большая арена, которая дает возможность занять место в Национальном кадровом резерве, если работая правильно и честно, показать свой потенциал и возможности». Я считаю, что сегодня пришло время содействовать обеспечению интересов человека, улучшать жизнь людей, выслушать их проблемы и этим изменить чью-то жизнь.
Поэтому помощник хокима, прежде всего, должен быть предпринимателем, деятельным и не бояться проблем, только так он может завоевать чье-то доверие. Чтобы стать предпринимателем, нужно сначала обрести уверенность в себе. Если изучить основную проблему бедности, то можно увидеть, что в ее основе лежит неуверенность. Но сделать безработного и бедного человека предпринимателем только через уверенность невозможно, важно сначала создать среду для таких людей, к которой можно отнести группу трудолюбивых, предприимчивых, богатых людей вокруг.
— Расскажите подробнее о себе и о том, как Вы пришли к этой должности. Были ли ранее знакомы с работой в махалле, в которой ныне являетесь помощником хокима? Какой предыдущий опыт работы позволяет решать задачи, поставленные перед помощниками хокима?
— Я после окончания Ташкентского института ирригации и мелиорации некоторое время вел деятельность в этой сфере. Благодаря своей энергичности и трудолюбию, работал на ряде должностей в хокимияте Чустского района, затем в областных хокимиятах. Сначала реализовывал задачи в социальной сфере, а затем в экономических сферах, связанных с моей специальностью, внедрял инновации по организации эффективного труда и созданию новых рабочих мест в организациях и на предприятиях.
В 30 лет по рекомендации меня избрали председателем совета областной молодежной организации — бывшей ОДМ «Камолот». По своей инициативе я внес предложение в рабочую группу, созданную под руководством правительства, превратить некоторые неэффективно используемые объекты в городе Наманган, в том числе Дворец культуры на улице Бобуршах, «Молодежный центр» и заброшенный парк «Дустлик» в Давлатабадском районе, в «Молодежный парк» и передать их в распоряжение молодежи. Потому что до этого на балансе молодежной организации не было здания для встреч молодежи и места для проведения культурных мероприятий. Места для этих мероприятий предоставлялись только для временного использования в аренду. Эти проблемы были затронуты в ходе встречи с Президентом. В результате были построены и переданы на баланс организации Наманганский молодежный центр и молодежный сад площадью 20 га.
Свою деятельность в 2011-2013 годах я продолжил в Центральном совете ОДМ «Камолот» и благодаря наманганскому опыту участвовал в реализации аналогичных проектов на республиканском уровне. Самый яркий из этих проектов был осуществлен с целью развития молодежного туризма в республике, благодаря которому возобновилась деятельность предприятия, несколько лет действовавшего под названием «Спутник», а ныне именуемого «Камолот-тур». После возрождения этого предприятия, деятельность которого была приостановлена почти 10 лет, я работал в качестве его директора.
В 2014 году свою деятельность продолжил в области предпринимательства в Чустском районе. Реализовал свои проекты, основав 2 предприятия в новом направлении и создав 10 рабочих мест. Самым эффективным моим проектом было выращивание саженцев павлонии в нашем районе на 5 гектарах безводной и каменистой земли.
Я не просто так по отдельности перечислил основные достижения по вышеизложенным задачам. Намеченная цель этого одна — в нынешнем, организованном по системе «махаллабай» политическом процессе, вновь родилась идея продолжения работы на большой арене, и, используя полученный опыт, хочется показать возможности махалли «Камарсада» — центра Чустского района, помочь семьям выбраться из бедности, и как сказал наш Президент, «удовлетворить запросы людей».
Именно поэтому кредитное финансирование проектов, создающих новые рабочие места в махалле, является одним из основных вопросов. Также хорошей новостью для пользователей всех объектов инфраструктуры, парка культуры и отдыха, торговых центров, рынка, производства и услуг могут стать усилия по устранению проблем, связанных с канализацией в центре.
— Можете дать подробную информацию о вашей махалле? Где она находится, в селе или в городе, каков ее размер, какие крупные предприятия имеются для трудоустройства жителей махалли, какими видами деятельности занимается местное население?
— Наша махалля расположена в центре Чустского района (территория со статусом Чустского районного хокимията). Общая площадь — 80 га, здесь расположены 600 домохозяйств, где 3500 человек проживают в 1200 семьях. Имеет 2 центральных и 8 промежуточных улиц, к ней примыкают 10 улиц и 5 махаллей, вдоль центральных улиц расположены здания торговли и услуг, принадлежащие более чем 150 предпринимателям. Также на территории махалли расположены 4 школы, административные здания 30 государственных организаций.
Большинство жителей махалли занимаются торговлей и обслуживанием на центральном дехканском рынке, в парке культуры и отдыха имени Мавлоно Лутфуллах, который славится своим чустским пловом. Туристические услуги и торговля также стали драйверами махалли. В сезон территорию махалли посещают около 5000 туристов в день. Благодаря этому показателю имеется возможность встретить и проводить до конца сезона 450-500 тысяч туристов. Безусловно, это служит источником дохода при организации производственно-обслуживающего труда в домах населения. Жители махалли, в основном, сами потребляют сельскохозяйственную продукцию со своих приусадебных участков.
— Трудно ли было наладить контакт с жителями махалли, как Вас приняли, удалось ли установить диалог с населением для решения проблем, сколько поступает обращений с проблемами, как была налажена деятельность информационной платформы?
— В первую очередь, я работал с предпринимателями и также приступил к решению всех проблем в махалле. Самое главное, жители махалли стали следовать за нашими начинаниями, будто нашли для себя ориентир. Это очень радует, ведь отчаяние и безнадежность испаряются. Результат востребован, проблемы выясняются, доверие восстанавливается.
Например, мы организовали группу в Telegram-канале для информирования о проблемах и жалобах в махалле. Я также создал в этом приложении группу под названием «Камарсада махалламиз» («Наша махалля Камарсада»), которая служит платформой только для советов и предложений.
Я лично руководил формированием конкретного списка «Железной тетради», «Женской тетради» и «Молодежной тетради». Сперва я занес в «Железную тетрадь» безнадзорные, малообеспеченные, беспризорные семьи или одиноких граждан из 7 домохозяйств, которые не могут помочь себе сами. Включили в «Женскую тетрадь» 62 женщин, которые остались без крова или потеряли кормильца.
Чтобы молодежь, внесенная в тетрадь получателей социальной помощи, не стала иждивенцами, многих из них я водил с собой в процессе работы и был для них наставником. Во время летних школьных каникул дети граждан, потерявших кормильцев, воспитывались как помощники семьи в традициях «наставник—ученик».
— Какие исследования и опросы Вы проводили здесь в качестве помощника хокима? Пожалуйста, расскажите подробно об их результатах. Что Вы выяснили? Какие социальные группы населения составляют большинство в махалле, сколько бедных и уязвимых людей нуждаются в поддержке, насколько развито предпринимательство? Можно ли цифрами показать «социальный портрет» вашей махалли?
— В процессе изучения домохозяйств и семей я стал свидетелем того, что из-за воздействия пандемии безработица и иждивенчество в махалле выросли до очень высокого уровня, наблюдались трения в отношениях граждан друг с другом и предпринимателей с банком, а предоставление нецелевых кредитов в чрезмерном размере довело махаллю до общего тяжелого положения. Почти каждое третье домохозяйство или 2 члена из 3 семей в одном домохозяйстве брали нецелевые кредиты, и это еще более усложнило ситуацию выхода из пандемии. В результате этого возможность ликвидации экономических противоречий и разногласий, смягчения позиции банков, а также мер по избавлению долгов граждан-должников оказалась в почти безнадежном положении. К сожалению, многие домохозяйства пришли к тому, что начали гасить предыдущий кредит за счет нового кредита.
Были даны рекомендации по поводу того, что единственным способом решения проблемы является ликвидация задолженности путем возвращения граждан к труду или принятие мер по их трудоустройству на прибыльные рабочие места. В частности, я начал давать подробные рекомендации, чтобы путем разъяснений отказывали в заявлении на получение бесцелевого онлайн-кредита и вместо этого приняли меры по организации труда в новом направлении. Как выяснилось, большая часть из 80 поданых онлайн-заявок на получение кредита использовалась для обналичивания денег или удовлетворения личных потребностей, после чего 12-ти из них были даны рекомендации для определения конкретной цели.
Еще одной проблемой в махалле является ситуация, наблюдаемая в каждом 2-м домохозяйстве, где 2-3 семьи живут в условиях, в которых может жить только одна семья, а в некоторых домохозяйствах проживает до 4 семей, что приводит к различным неприятным случаям. Печально, что на нашу махаллю приходилось 2 из 4 убийств и 1/3 случаев мошенничества, совершенных в прошлом году на территории района. Хуже всего то, что вследствие этой проблемы женщины разводятся и возвращаются в отчий дом с 2-3 детьми, а одиночный образ жизни наблюдается в 1 из 4 домохозяйств. Потому что никто не желает покидать готовый дом и искать отдельное жилье, все хотят жить в центре.
Для решения этой проблемы в ходе встречи с хокимом области обратились за практической помощью по созданию многоэтажных домов на месте пустующих и непродуктивных площадей в махалле, по увеличению квот субсидирования, после чего взяли все это под контроль. Принятие соответствующего решения хокима области о выделении до конца 2022 года бесплатного жилья 30 семьям, не имеющим крова в махалле, стало эффектом этой работы.
— Скажите, какая работа проделана в плане социальной поддержки жителей махалли? Какие инновационные способы Вы использовали в своей работе для поддержки бедных семей? Расскажите подробно о результатах работы с этими домохозяйствами.
— Это самая сложная и интересная задача. За последние 6 месяцев было сложно вывести население из бедности, но все-таки удалось создать условия, в которых можно определить драйвер. При изучении семей меня лично интересовали действия и инициативы 2 молодых представителей.
В рамках первого проекта намечено разведение перепелов в домашних условиях с получением чистой прибыли 100 000 сумов в день. Наш герой Гиёсиддин, сидя дома, научился из социальной сети мастерить инкубатор и своими руками создал замечательный бизнес по высиживанию 400 перепелиных яиц. Перепелки из первых высиженных яиц сегодня сами откладывают яйца, а Гиёсиддин в день продает около 200 яиц по 350 сумов на общую сумму 70 тысяч сумов, и это не основной его доход. Благодаря своему инкубатору, он получает до 800 000 сумов в месяц. Это означает, что по одному проекту домохозяйство зарабатывает 3 миллиона сумов в месяц, помимо всех расходов.
Герой второго проекта Шохжахон Сафаев, несмотря на свои 17 лет, построил и испытал у себя дома пруд размером 3х4 для разведения 500 рыб. Результат неплохой, он заработал в среднем 10 млн. сумов за один сезон. Это хороший результат для выпускника школы. Этот проект по созданию инкубаторов рыб и поставке недорогих личинок малообеспеченным семьям, который через поставку за 1 млн. сумов 500 личинок африканского сома по 2 000 сумов, позволяет получить домохозяйству с одного пруда чистую прибыль в размере 12-15 млн. сумов за 6 месяцев. Это, конечно же, не требует ни большого опыта, ни затрат, корм тоже не дорогой и не редкий. Для этого достаточно иметь дом с возможностью менять воду в пруду размером 3х4 и глубиной 2 метра.
Оба вышеупомянутых проекта являются низкозатратным и безущербным простым бизнесом. Для этого нам нужно всего 2-3 раза пригласить людей в эти домохозяйства, а потом они заинтересуются и остальное узнают сами. Если к проекту по разведению перепелов и рыб в домашних условиях добавить еще 1-2 проекта, то, наверняка, можно будет включить за 1 год одну бедную семью в состав если не богатой, то средней семьи.
На имя представителя семьи, занимающейся рыбоводчеством, оформлен кредит в размере 33 млн. сумов на закупку личинок африканского сома в количестве 330 000 штук. Ожидается, что за счет проекта этого хозяйства не менее 2000 домохозяйств будут обеспечены личинками и их можно будет превратить в рыбоводческие хозяйства. Можно прогнозировать, что само хозяйство получит доход от этой работы в размере 1 млрд. сумов, а после того, как раздаваемые этим хозяйством личинки станут готовой рыбой, население получит валовой доход в размере 10 млрд. сумов.
В планы были включены аналогичные проекты, а также разработка таких новых проектов, как туризм и услуги, открытие в домохозяйстве ресторанов и кафе, бизнес по онлайн-обучению студентов-программистов.
— Для устойчивого развития махалли важное значение имеют наличие и состояние транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и другой инфраструктуры. Как Вы можете описать проблемы махалли в этом отношении, что делается для их решения и благоустройства махалли?
— Одной из давних проблем махалли является ущерб от ливней и паводков во время весенних дождей, вследствие которых оросительные системы у большинства субъектов предпринимательства и населения выходят из строя. А из-за полного отсутствия системы канализации экологическая ситуация ухудшается с каждым годом, что создает ряд неудобств в обслуживании гостей, приезжающих в Чустский район, и вызывает множество нареканий. В связи с этим Президентом выделен кредит в размере 70 млн. долларов за счет средств Европейского банка реконструкции и развития, а также разработан ряд предложений по эффективному использованию этих средств на местах при участии и контроле махалли и общественности.
Проектировщикам были предоставлены конкретные предложения по вопросам, связанным со строительством новой сети канализации протяженностью 5,5 км и подводом чистой питьевой воды протяженностью 1,5 км. Благодаря этому планируется решить проблему семей около 50 домохозяйств, страдающих во время ливней и паводков, а также улучшить санитарно-гигиеническое состояние сада.
Жители улицы Майсали в махалле «Камарсада», а точнее старейшины, лично обратились ко мне с проблемой. По их словам, улица очень оживленная и попасть с улицы на шоссе очень сложно из-за большого транспортного потока. В результате дорожно-транспортные происшествия, особенно с участием школьников, представляют собой настоящую проблему. Главное, эта проблема раньше была поднята на уровне прежних руководителей района, но не нашла своего решения. Сначала я выслушал предложения жителей, а в процессе поиска решения на приемной руководителя сектора (отдел внутренних дел) к обсуждению вопроса подключились все ответственные лица. Вопрос был решен в положительную сторону. В качестве помощи инфраструктурные организации обновили электрические столбы и установили фонари для ночного освещения.
— Что изменилось в махалле за время Вашей деятельности, как к Вам относятся жители? Повысилось ли их доверие к институту помощников хокима и системе «махаллабай» в целом?
— Когда я приступил к работе в махалле, недовольство граждан государственными услугами показало их неуверенность в решении проблемы с госслужащими. Президент смог полностью осознать необходимость моста между гражданами и государством в виде помощника хокима. Чтобы этот мост принес результаты с точки зрения искоренения коррупции и бюрократии низового уровня, главой нашего государства было принято постановление, эффект которого можно увидеть по результатам последних 8 месяцев, после чего к людям вернулись доверие и уверенность. Мы за это время сделали вывод, что простой вопрос граждан может превратиться в сложную проблему, а игнорирование мелкой проблемы может разрушить семьи.
Но и недовольных этой системой, и тех, кто ей противится, тоже хватает. Ярким примером является тот факт, что сотрудники и руководство банка не хотят выдавать кредиты и, увиливая, придумывают бюрократические отговорки, в результате чего виноватыми остаются помощники хокимов. Позже и эта проблема была исправлена, но до конца все-таки не искоренена.
Также в текущей системе не были устранены ошибки и недостатки, по сравнению с предыдущей системой. Например, приостановлена система согласования проблем жителей махалли из-за отсутствия координирующей базы для системы работы председателя махалли, помощника хокима, женской активистки и молодежного лидера. Например, наладив штат секретаря, можно запустить платформу махалли по формализации повседневной работы и занесению в электронную базу, в том числе по упорядочиванию системы очередей.
На данный момент полностью обследованы 50 процентов домохозяйств, при этом в 30 процентах домохозяйств нет возможности полноценно общаться с главой семьи (всегда заняты работой), а представители остальных домохозяйств не ждут, пока мы придем к ним домой, а сами заходят в контору махалли с требованием решить наболевший вопрос как можно скорее, и это указывает на наличие накопившегося числа проблем.
— Сегодня в нашей стране идет жесткая борьба с любыми проявлениями коррупции. Что Вы делаете в своей деятельности для предотвращения коррупции?
— Ситуацию в этой сфере оценить очень сложно, и на ее устранение уйдут многие годы. Как наглядный пример, если обратить внимание на процедуры предоставления кредитов, выделения земель, субсидирования, то эта ситуация не перестает повторяться. Особенно, если вопрос о кредитовании и финансировании не будет переведен с банковской системы в махаллю или не будет установлен строгий порядок наказания, преступления будут продолжать расти. Поскольку кредиты, выдаваемые на развитие семейного предпринимательства, оформляются через онлайн-платформу махалли. Но требуется слишком много документов и действий: заявление, рекомендация, заключение договора на рекомендацию, получение электронного ключа к ней через госуслуги, проведение мониторинга по договору и размещение на платформе, подтверждение получаемого товара через счет-фактуру договора, оформление акта, подтверждение документа хокимом, его помощником и т.д., что ставит предпринимателя в очень трудное положение. Вместо того, чтобы принести пользу предпринимателю, это нововведение наносит моральный ущерб. Мое предложение — эту проблему можно решить, если вместо стольких хлопот просто выводить наличные на счет предпринимателя через банковскую пластиковую карту.
Еще один вопрос — очень много недоразумений в плане распределения приусадебных участков, выдаваемых через аукционы земельных участков, 10 га земли не хватает для заинтересованного лица. Абсолютное определение этого полномочия надо передать на усмотрение помощника хокима, но если эти решения останутся на уровне районных и областных хокимиятов, отношение к земле останется неизменным.
Также необходимо создать программу сортировки бизнес-предложений, поступающих от жителей махалли. Почему надо бороться с бедностью в рамках махалли только путем раздачи кроликов, коров и овец? Почему не разрабатываются новые проекты, связанные с туризмом и услугами, домашними ресторанами и кафе, бизнесом по онлайн-обучению программистов? Эти вопросы тоже следует серьезно рассмотреть.
— Большое спасибо за интересные ответы.
Джамолиддин Турдимов, ЦЭИР
Журнал "Экономическое обозрение" №9/2022
Оставить комментарий