Узбекистан усиливает финансовую самостоятельность регионов и углубляет бюджетную децентрализацию

Узбекистан усиливает финансовую самостоятельность регионов и углубляет бюджетную децентрализацию

Эти решения являются важным этапом реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» и отражают переход к более децентрализованной и результат-ориентированной модели государственного управления.

С 1 января 2026 года вводятся новые механизмы формирования доходной базы районных и городских бюджетов. Впервые часть поступлений по налогу на добавленную стоимость закрепляется за местными бюджетами: 5% по Ташкенту и 20% по остальным регионам, за исключением крупных налогоплательщиков. Одновременно расширяется участие территорий в доходах по налогу на прибыль, акцизам, государственным пошлинам, штрафам и сборам, с введением нормативов распределения в пользу районов и городов.

В результате в 2026 году совокупные доходы местных бюджетов увеличатся более чем на 10,2 трлн сум, а количество трансфертозависимых территорий сократится примерно на 39 единиц, что существенно снижает зависимость регионов от центра и повышает их финансовую устойчивость.

При этом ожидается значимый рост доходов по отдельным направлениям – дополнительно 773 млрд сум по НДС, 779 млрд сум по налогу на прибыль, 1 477 млрд сум по таможенным платежам, штрафам и сборам. Вводятся новые поступления – 988 млрд сум от передаваемых доходов, 180 млрд сум от рынков, 147 млрд сум от прямой аренды сельхозземель. Закрепляется механизм перераспределения перевыполнения доходов – 50% остаётся на уровне региона, ещё 50% направляется районам с учётом численности населения.

Реформа формирует более устойчивую и предсказуемую бюджетную базу для решения социально-экономических задач на местах и одновременно усиливает управленческую автономию. Местные органы власти получают больше полномочий в перераспределении средств, включая отмену необходимости согласования с центром изменений в пределах лимитов по зарплате, медикаментам и продовольствию. Впервые разрешено размещать временно свободные бюджетные средства на депозитах банков через аукцион для получения дополнительного дохода.

Одновременно усиливается бюджетная дисциплина. Вводятся жёсткие ограничения на необеспеченные расходы, запрет на введение дополнительных штатных единиц без правовой базы, финансирование проектов без подтверждённого источника, проведение работ без тендеров и накопление кредиторской задолженности. Эти решения повышают ответственность местных властей за эффективность бюджетных решений и качество финансового управления.

Отдельный блок реформ направлен на повышение эффективности благоустройства и городской инфраструктуры. Заместители хокимов по строительству и коммунальному хозяйству одновременно станут руководителями служб благоустройства. Расширяются возможности государственно-частного партнёрства в социальной сфере. Вводятся практические механизмы повышения доходов: развитие теплиц для выращивания сезонных цветов, установка автоматизированных парковочных систем, расширение перечня платных услуг (включая вывоз отходов), передача парков, скверов и кладбищ на системное управление. Эти меры направлены на финансовое оздоровление системы благоустройства, повышение качества коммунальных услуг и городской среды.

Особое внимание уделено обеспечению населения бесперебойными коммунальными услугами. Хокимы районов и городов закреплены как персонально ответственные за оперативное устранение сбоев в электроснабжении, газо- и водоснабжении.

Реформа имеет долгосрочный стратегический характер. До 1 февраля 2026 года при участии международных консультантов будет проведён углублённый анализ процессов фискальной децентрализации, а до 1 сентября 2026 года будет разработана Стратегия реформирования местных бюджетов. Параллельно реализуются многолетние программы модернизации инфраструктуры, благоустройства и дренажных систем.

В совокупности принятые меры создают условия для более сбалансированного регионального развития, повышения эффективности государственных расходов, снижения зависимости территорий от центра и устойчивого роста благосостояния населения. Реформа отражает приверженность Узбекистана лучшим международным практикам управления публичными финансами и усиливает роль регионов как активных субъектов социально-экономического развития страны.

Сектор по связям с общественностью ЦЭИР


Share this post

Similar news