Адаптация китайского опыта борьбы с бедностью к условиям Узбекистана

Адаптация китайского опыта борьбы с бедностью к условиям Узбекистана

Адаптация китайской модели проводится с учётом особенностей Узбекистана, что позволяет вырабатывать устойчивые и инклюзивные подходы к сокращению бедности.

Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) инициировал поэтапную адаптацию китайской модели сокращения бедности с учетом институциональных и социально-экономических условий страны. В основу этой работы легло исследование Лю Цзюньвэня и Цзоу Дэвэня «Модель Китая» по 32 направлениям, которые были представлены в Ташкенте на встрече Сети по многомерной бедности (MPPN) в августе 2024 года.

Опыт Поднебесной стал ориентиром для разработки практических мер по сокращению бедности, которые уже начинают реализовываться в Узбекистане в 2025 году.

В начале 2025 г. Президентом Шавкатом Мирзиеевым было объявлено о внедрении новых подходов по сокращению бедности по 32 направлениям на основе китайского опыта. На основе проведённого анализа Центр разработал конкретные предложения, которые вошли в Постановление Президента «О мерах по обеспечению занятости населения и сокращению бедности в 2025 году».

Некоторые подходы уже реализуются на местах. Опыт уезда Иншань, где была внедрена модель «Компания – кооператив – фермерское хозяйство», активно используется в Узбекистане. Здесь создаются сельскохозяйственные кооперативы, в которых бедные семьи получают землю в аренду и создают устойчивую цепочку поставок сельскохозяйственной продукции. Планируется создать 492 кооператива на арендованных землях, а также предоставлять субсидии для членов кооперативов в размере до 10 базовых минимальных на развитие их хозяйств и вклады в уставные капиталы кооперативов.

Схема доходов от активов, на основе опыта деревни Шаньган, нацелена на расширение коопераций с бедными домохозяйствами в различных областях, таких как рыболовство, кролиководство, скотоводство, птицеводство и пчеловодство. В 30 районах Узбекистана планируется реализация таких проектов, с привлечением 4 тысяч домохозяйств. Эти проекты будут поддержаны лидерскими предпринимателями, что обеспечит возможность для получения финансирования и интеграции бедных семей в сельскохозяйственные кооперативы.

В рамках модели Фупин в Узбекистане начато развитие специального растениеводства на 20 тыс. гектарах лесного фонда с вовлечением более 10 тыс. малообеспеченных семей. Земли передаются в аренду на основе рекомендаций «махаллинской семёрки», создаются питомники и обеспечиваются устойчивые источники дохода.

Следующим примером является развитие индустрии бруссонетии в Узбекистане, основанное на опыте уезда Вэньчуань в Китае. В Узбекистане реализуется пилотный проект по выращиванию и переработке бруссонетии. В рамках этого проекта закуплены 20 кг семян и 30 тысяч саженцев, а также начаты работы по созданию 100 гектаров посадок.

Разрабатывается модель создания экологического общественного благосостояния, аналогичной реализованной в национальном парке Саньцзянъюань. Планируется внедрение системы субсидий на основе данных платформы «Экоактивный гражданин» для бедных семей, которые высаживают деревья. За каждые 100 деревьев, посаженных бедными семьями, будет предоставляться субсидия в размере одного базового минимума. Земельные участки площадью 1 гектар будут предоставляться в аренду бедным семьям на срок 5-6 лет.

Опыт деревни Хуамао используется для развития туризма в 53 махаллях. Это обеспечило занятость более 1300 человек и ориентировано на привлечение 2,5 млн туристов в год.

Также реализуется проект по установке солнечных электростанций в сложных районах, по примеру Тяньчжэня. В 300 махаллях строятся объекты общей мощностью 107,8 МВт, что даст не только энергетическую стабильность, но и новые рабочие места.

По примеру Луннаня внедряется поддержка электронной коммерции, 5 тыс. молодых людей из нуждающихся семей проходят интенсивные IT-курсы, обеспечены бесплатным интернетом, создаются центры поддержки онлайн-торговли на базе почтовых отделений, налажено сотрудничество с маркетплейсами.

В рамках развития профессионального образования и обучения, заимствованного из опыта уезда Лошань, в Узбекистане в 28 районах с высокой степенью бедности открыты техникумы, которые на бесплатной основе принимают детей из нуждающихся семей. Эти учебные заведения предоставляют образование в области предпринимательства и профессиональных навыков, обучая более 2 300 студентов. В будущем планируется привлечение 165 работодателей для организации практики и трудоустройства выпускников.

Кроме того, по примеру города Цзыбо в Узбекистане началась программа улучшения медицинского обслуживания для бедных слоев населения. В рамках этой инициативы в ближайшее время будет обеспечено медицинское обслуживание для 140 тысяч бедных семей, что составит около 700 тысяч человек. Включение в реестр бедных семей 1,5 миллиона человек позволит им пройти медицинское обследование и получить индивидуальные планы по оздоровлению. В населенных пунктах будет организовано 10 тысяч дополнительных домашних медицинских пунктов для обслуживания 80 тысяч бедных семей. Планируется обеспечить бесплатную диагностику и лечение для бедных слоев населения в рамках государственной программы гарантированного медицинского обслуживания.

Адаптация китайского опыта в Узбекистане не носит механический характер, а учитывает локальные особенности, позволяет разрабатывать более эффективные и устойчивые решения. Программы поддерживаются на уровне государственного регулирования, с постоянным мониторингом и анализом результатов.

Таким образом, китайская модель адаптируется с учетом социально-экономических, культурных и институциональных особенностей Узбекистана. Это пример стратегической политики, где международный опыт становится катализатором локальных решений, направленных на сокращение бедности и расширение возможностей для уязвимых слоев населения.

Заключение

Представленный опыт показал тесную взаимосвязь между аналитической и исследовательской деятельностью Центра экономических исследований и реформ и практической реализацией государственных реформ. Результаты комплексных исследований, эмпирических анализов и выездных оценок системно трансформируются в конкретные политические решения и нормативно-правовые документы. Тем самым ЦЭИР функционирует как полноценный мозговой центр (think tank), обеспечивая на стыке данных, экспертизы и межведомственного диалога устойчивую платформу для выработки и внедрения стратегических инициатив.

Примеры с адаптацией китайского опыта ярко демонстрируют, как качественная аналитика и международные практики могут быть институционализированы и встроены в национальную повестку реформ. Это укрепляет потенциал для формирования устойчивых и инклюзивных подходов к экономическому росту и социальной политике.

Сектор по связям с общественностью ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости