Алишер Навои и вопросы рыночной экономики

Алишер Навои и вопросы рыночной экономики

Рынки имеют очень долгую историю с точки зрения формирования и экономических вопросов. Зарождение рынков началось с обмена предметами потребления, вернее, с отделением ремесел от земледелия, до появления металлических денег в VII веке до н.э. К XV веку, когда жил Навои, в каждой стране, городе, районе был внутренний рынок. Это свидетельствует о том, что Великий шелковый путь создал новые возможности для путешествующих торговцев. Вероятно, поэтому Алишер Навои включает сведения о рынках наряду с поразившими его чудесами в своих произведениях «Хайрат ул-Аброр», «Махбуб ул-кулуб» и других.

Рынок в Герате

Действительно, одним из мест, привлекавших внимание Навои в юности, был арк (дворец) шаха, а другим — знаменитый рынок в Герате.

Ведь наш великий поэт писал в «Хайрат ул-Аброре»: «Дорога, идущая в четыре стороны, ее рынки… Каждый, кто там есть, что-то покупает. Что бы ни хотел купить покупатель, продавцы предлагают в стократном размере. При стоимости различных товаров каждый магазин может равняться стоимости любого моря и шахты. Они на базарах разложили разную одежду, которая лежит слоями, как атласы неба. Драгоценности в коробках напоминают небо и звезды на нем. Человек, попавший на этот рынок, не сможет найти выхода, он будет ходить по кругу и совсем сойдет с ума». Это видение рынка продолжается и в других произведениях Навои. Прекрасные фрукты, выращенные в садах Герата: виноград, гранаты, нашвати, инжир, яблоки, дыни, хандалак, арбузы и овощи также упоминаются как красоты рынка.

Как показал писатель Иззат Султан, «в годы, когда родился Алишер, Герат превратился в один из крупнейших и красивейших городов государства Тимуридов, соперничая по своему статусу и известности с Самаркандом, являющимся столицей Тимуридов». Эти данные свидетельствуют о том, что Самарканд занял место базы во всей азиатской торговле.

О торговле

Алишер Навои, долгие годы живший в Герате и Самарканде, изучал бесчисленные караваны, привлекавшие внимание не только на уровне страны, но и на мировом уровне; купцов, которые их ведут; работу лавочников на местных рынках и рабочих, которые им служат; анализировал взаимосвязь внутренней торговли с внешней торговлей; отношения между купцами и ремесленниками, тех, кто на рынке занимается и торговлей и ремеслом; торговцев и покупателей.

Навои здесь также наблюдал, как менялы обменивают монеты, отчеканенные в Самарканде, на иностранную валюту. Он также четко описывает основную цель торговца следующим образом: «В головах купеческих, — пишет Навои, — есть мысль о том, чтобы заработать в стократном размере, в душе — желание обменять бязь на шелк».

Однако он искренне ощущает, что для реализации этой цели купцы активно помогают феодалам, являющимся крупными землевладельцами, в приобретении дополнительного продукта, полученного благодаря труду земледельцев, неустанно трудившихся с утра до ночи на землях сюргал (земли, дарованные падишахом – от ред.), тархон (освобожденные от налогов земли населения), ушр (один из налогов в исламских государствах) и вакф (земли, принадлежащей мечетям и медресе), чтобы упорядочить их деятельность.

Он обращается со следующими наставлениями: «Купец не должен стремиться к одной прибыли, он не должен подвергать себя большому труду, чтобы получить прибыль, ему не следует посылать корабль в море, думая, что он получит прибыль от торговли, засовывать руку в пасть акулы, чтобы получить драгоценность, беспокоиться о приумножении богатства и денег. Также не следует носить ветхие одежды, щадя нарядные ткани, не всматриваясь в вкусную еду, кушать черствый хлеб».

В этом месте Навои очень критикует излишнюю жадность некоторых купцов и показывает, что было бы лучше, если бы трудности, с которыми они столкнулись, служили для улучшения их жизни, а заработанную прибыль тратили на спокойствие души. В противном случае такой купец будет не хозяином, а мардикаром, и всегда будет страдать из-за своей жадности.

Одним из проявлений жадности является мошенничество при оплате налогов. Чтобы платить меньше закята и других налогов, некоторые торговцы обманывают правительство, прячут свой товар, стараются его не показывать, дорожат товаром, но унижают себя и теряют репутацию.

Навои наблюдает за процессом торговли и осуждает городских перекупщиков. «Городской перекупщик, — писал Навои, — предатель. Стремясь к собственной выгоде, он желает страданий другим, его цель — навредить другим, купить дешево и продать дорого. Когда он покупает, то принижает, называя шелк бязью, а когда продает, — ворчит, называя бязь шелком. В его магазине есть всякое, кроме честности, все виды бессовестности, кроме признания своей вины. Перекупщику — прибыль, а покупателю — дефектный товар, это посредник, который с обеих сторон дал ложную клятву».

По мнению Навои, рыночный перекупщик частично отличаются от рыночных ремесленников. «Они тысячу раз хвастаются тем, что продают ткань дорого, не стыдятся того, что покупают за сто сумов то, что стоит тысячу сумов. Честное ведение торговли для них равносильно убытку. Верность обещанию считается для них негодяйством. Они предаются торговле и забывают о том свете: они не признают, что существуют весы честности и справедливости. Сын обманывает отца — это их ремесло. Таким образом, работники рынка перерабатывают дешевый товар, отклоняются от общих правил, идут по пути мошенничества» (из «Махбуб ул-кулуб»).

О богатстве и труде

Выдержки из «Махбуб ул-кулуб» не только дают возможность познакомиться с денежными единицами того времени: динаром, дирхемом и др., но и показывают, что Навои был осведомлен о функциях денег как об орудии обмена, мере стоимости, сбережении, средстве платежа, мировых деньгах. Здесь интересно определение Навои функции денег как меры стоимости. Также стоит отметить, что особое внимание в «Махбуб ул-кулуб» уделяется роли труда в создании продукции и обеспечении качества продукции.

«Богатство, приобретенное быстро, — показывает в этом произведении Навои, — не доведет до цели, ничто не возрастает в цене от похвалы. В одном хумдоне, может, возможно изготовить тысячу глиняных горшков, их цена не превысит одной монеты, даже если в день разобьется сто, никому не будет жалко. Ценность фарфорового сосуда высока в зависимости от сложности его изготовления, его хранению также придается большое значение».

Алишер Навои пытался глубоко проанализировать роль труда в жизни человека, причем не только в ремеслах, но особенно в случае земледелия. «Дехканин, который сеет зерно, — пишет Навои, — открывает путь к пропитанию, вспахивая землю... Он сеет зерно честным трудом, и каждое зерно доводит до семисот».

Говоря о важности собранного дехканином урожая, Навои заключает: «Благодаря ему муравейник благоустроенный. Благодаря ему зерном кормятся опьяняющие своим пением голуби и тургаи, и от этого пропитание жнеца. Птицевод благодаря ему получает желаемое, а сенокос — достигает цели. Им нищий насыщается, а дом становится благоустроенным. Приезжему еда готовится из него, а дервишу он пропитание. Печь хлебопекаря им греется, дела мучника им интересны, пропитание горожанина, сила чужеземца — от зерна. А царская казна богата жемчугом и золотом благодаря зерну. Столько добра есть от того, что дехканин сеет зерно, что невозможно описать другие его дела». Да, можно сказать, что этот отрывок представляет собой глубокий анализ труда дехканина.

После того, как Навои отправился из Герата в Астробад, он отправил Хусейну Бойкаре письмо. В нем, наряду с другими вопросами, особое значение придается вопросам внешней торговли.

«И мой величайший.., — пишет Навои, — если бы крепких мужчин поставили у дахонов (пограничных ворот) и они были более бдительными... Если бы они рассказывали о жизни купцов (торговцев) из окрестностей (лишь бы их интересы не пострадали)... Если в этом регионе слово «тамго» не будет популярным, с торговцев не взимались налоги, закят (налог, взимаемый с имущества) с них закятчики брали согласно шариату и решению (шариату и закону). Если бы работу закятчиков проверяли и находили ошибки и доносили об этом. Не плохо было бы строго наказать того, кто совершил в этом даже малый грех, и если об этом станет известно в других странах, увеличится приток купцов».

***
Выше мы попытались описать некоторые мысли Алишера Навои, касающиеся рыночной экономики. Многие представления Навои о купечестве не утратили своей актуальности. В «Садди Искандари» и других его произведениях показаны вопросы рыночной экономики, например, торговые балансы, обман покупателей и другие вопросы.

Одна из очередных задач наших исследователей — более подробно проанализировать мысли Навои не только в области торговли, но и в сфере государственных финансов, труда придворных чиновников, ремесленников и земледельцев, уруфов, выплачиваемых сипахам, и других экономических средств и тем самым помочь познакомиться с не освещенными страницами нашей экономической истории.

Хикмат Собиров,
доктор экономических наук, профессор

Журнал "Экономическое обозрение" №7/2023

Поделиться постом

Похожие новости